Наталия Власова
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов на тему:
«Воспитание патриотических чувств старших дошкольников
«Этих дней не смолкнет слава».
В преддверии празднования 75-летия победы в Великой Отечественной войне особое значение приобретает патриотическое воспитание старших дошкольников
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Данная тема очень актуальна в современном мире. Так как Великая Отечественная война для наших детей – очень далека. Мы, внуки и правнуки воевавших, должны передать нашим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, иначе связь времен прервется. Обязательно нужно хотя бы попытаться восстановить эту связь, чтобы современное поколение ощутило и осознало, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Ведь не зря сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
Поэтому нельзя быть патриотом не зная, как наши предки, наши деды ценой своей жизни защищали нашу Родину. Уже в детском саду в процессе целенаправленной воспитательной, систематической работы с детьми должны формироваться элементы гражданственности и патриотизма. Наш долг– помочь сохранить знания о тех исторических фактах и событиях, героических подвигов защитников нашей Родины.
Опираясь на требованиях федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, воспитатель прививает у детей патриотические чувства любвь к Родине, создает уверенность в том, что наша Страна – велика страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
«Война» для современных детей это забавное шоу, приключение, компьютерная игра. Для них звездные войны, супермены и космические рейнджеры из мультфильмов это истина. Хотя о войне обязательно нужно говорить серьезно, с точки зрения гуманистических ценностей. Каждый ребенок по своей натуре обладает чуткостью, чтобы понять страдания других, он всё воспринимает эмоционально, непосредственно и образно. Поэтому тема Великой Отечественной войны будет понятной детям дошкольного возраста, так как создаёт простую идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Основной целью работы по патриотическому воспитанию на основе реальных событий Великой Отечественной войны – сформировать у детей представления о героическом прошлом нашей Страны, развивать чувство гордости за свою страну, воспитывать уважение к памяти погибших героев, сформировать осознанного отношения к празднику Победы русского народа в Великой Отечественной войне.
Конечно, патриотические чувства не могут сформироваться сразу после нескольких занятий. Это —длительная, систематичная и целенаправленная работа с детьми.
Воспитатель работая по патриотическому воспитанию, должен опираться на следующие принципы построения образовательного процесса:
• проводить связь от близкого к отдаленному, от общего к частному,
• опираться на собственный опыт детей, реальные дела и события в их семьях, детском саду, городе, стране,
• привлекать к работе родителей воспитанников,
• материал, подобранный педагогом для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и приспособленным для детского восприятия.
При организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников, можно использовать такие методы:
-Рассказы и объяснения педагога идут в сочетании с показом иллюстраций, слайдов и т. д.
-Беседы с детьми основываясь на их опыт.
-Целевые прогулки и экскурсии (к памятникам города).
-Наблюдения за изменениями происходящими, на улицах города, детского сада накануне праздника.
-Использование аудио- и видеозаписей.
-Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.
-Выставки детских рисунков о войне.
-Изготовление совместно с родителями фотографий военных и послевоенных лет из семейных архивов.
-Тематические праздники, музыкально-физкультурные развлечения.
-Конкурсы чтецов.
Воспитатель должен воспитывать у детей с самого раннего возраста эмоционально, и патриотические чувства. За счет этого у него проявляется чувство гордости за свой народ, за историю своей страны.
В патриотическом воспитании большое значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов).Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Страну, Родина помнит своих героев, отдавших жизнь за мирное небо над головой. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Невозможно воспитать настоящих патриотов без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей свою страну.
Литературные произведения которые можно почитать с детьми старшего дошкольного возраста :
А. Твардовский «Рассказ танкиста»
Тема произведения – героический поступок мальчика, который помог советским танкистам уничтожить вражескую пушку. Автор показывает, что во время войны, когда весь народ в едином порыве стремится одолеть врага, возраст не является преградой для проявления отваги.
Писатель делает акцент на том, что подвиг мальчика – не единичный случай. В больших и маленьких прифронтовых городах проживало немало мальчишек его возраста, которые всеми силами пытались помочь действующей армии справиться с фашистами. Пусть их подвиги и были незначительными в масштабах войны, однако их вклад в великую победу не стоит преуменьшать.
Алексеев С. «Наташка».
Место действия – село Сергеевское. Глазами Наташки описано, какое оно замечательное, как она каждый заборчик его любит, его скрип и т. д. Вс прекрасно и хорошо. И вдруг, в один момент, вся эта мирная и счастливая жизнь обрывается – война началась. Девочка попала в плен, их чуть не сожгли в сарае фашисты, но вовремя подоспели «наши», спасли их. Заканчивается рассказ так же, как и начинается – описанием прекрасной деревеньки, такой же любимой Наташкой. Изменилось только то, что появилась какая-то дощечка с зв здочкой красной, на дощечке фамилии. Рядом стоят мужчины с лопатами, Наташка спрашивает: «Кто здесь такие, дяденьки?» - Ей ответили: «Спаситель твой здесь лежит». И конец: «Войны без смертей не бывает. Свобода нелегкой ценой доста тся» Вот тут, пожалуйста, реб нок и видит наглядно, почему нужно благодарить ветеранов живущих и чтить погибших
Алексеев С. «Три приятеля с Волхонки».
Рассказ о мальчишках, которые работали на заводе во время войны. Так хорошо написан, рассказ читается как стих: «Вот идут они с работы. Вот встречают их мальчишки. Все мальчишки на Волхонке обожают трех друзей. Вот кричат привет мальчишки: - Здравствуй, Гошка, здравствуй, Витька! Здравствуй, Л шенька, привет.» Из этого рассказа ребята узнают о трудовых подвигах маленьких детей во время войны.
Алексеев С. «Орлович-Воронович».
Это отдельное детское издание писателя в тонком переплете интересно тем, что там описываются сражения времен Великой Отечественной войны специально для дошкольников.
Еще один рассказ К. Паустовского – «Волшебное колечко»– о жизни в деревне во время войны, о доброте девочки Варюшки и волшебном колечке.
Также сборники:
В книгу Нисона Ходзы «Дорога жизни» вошли рассказы о легендарной Дороге жизни блокадного Ленинграда для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Документальное повествование дополняют уникальные фотографии и наглядные карты, а рассказы – волнительные карандашные рисунки художника В. Бескаравайного.
«Ю. Яковлев Как Сережа ходил на войну»
Пронзительная сказка «Как Сережа на войну ходил» о мальчике Сереже, который хотел увидеть войну собственными глазами. И повел его по военной дороге ни кто иной, как родной дедушка, погибший в неравном бою. Нелегкий это был поход – ведь война не прогулка, а тяжелый труд, опасности, бессонные ночи и бесконечная усталость. Сережа понял это почти сразу же и очень хотел вернуться домой. Но дедушка не отпустил его: «Сам захотел узнать, что такое война, теперь терпи». Многое увидел мальчик на войне: обстрел наших солдат фашистским самолетом, бойцов, идущих в разведку, подвиг деда, когда тот остановил вражеский танк. Он научился носить солдатское обмундирование, рыть окопы. Он научился терпению, товариществу, взаимовыручке. С войны Сережа вернулся один, но это был уже совсем другой человек, в груди которого билось сердце погибшего деда и значит сердце, способное в любой момент остановить врага.
Повесть-сказка «В. Осеева. "Три сына "
Было у матери три сына - три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей - трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!
Мультфильмы
«Солдатская сказка»
«Теплый Хлеб»
«Воспоминание»
«Сказка о громком барабане»
«Василек»
«Легенда о старом маяке»
«Салют» (1975)
«Скрипка пионера»
«Солдатская лампа»