Надежда Утицких
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родино
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство - время открытий. Задача взрослых - помочь ребенку сделать открытия, наполнив их учебным содержанием, которое способствовало бы формированию нравственных чувств. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание работать на ее благо. Защищать и приумножать ее богатство. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой родины, мы помогаем ему установить позитивные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь к повышению качества образования и обучения. Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родино» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Средняя группа
- Темочки
Одна из основных задач педагога - научить с детства чувствовать красоту родного края, красоту человека, живущего на этой земле, прививать любовь к родному месту ко всему, что окружает ребенка. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.
Античные мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через развитие культуры своего народа лежит путь к нравственности.
Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения и отношений, приобщение к миру его культуры.
Социально-нравственное воспитание - важное и необходимое направление в работе с детьми. Эту ценность трудно переоценить: воспитывая детей на мероприятиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем к нему глубокую привязанность, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше ощутить свой родной город, а значит, стать творцом своей малой родины.
Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания теплой, уютной атмосферы для детей, ведь каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, хорошими друзьями, веселыми играми и положительными эмоциями. Потому что формирование фундамента, на котором будет расти более сложное образование - чувства любви к Отечеству, начинается с воспитания чувства привязанности к своему детскому саду, своей улице, своей семье.
Исходя из нашего опыта работы, первым шагом к решению этой проблемы может стать организация тематического уголка «Наш город - Старый Оскол», где размещены и выложены актуальные материалы по этой теме. Вместе с родителями мы разработали альбомы «Мой город Старый Оскол», «Красная книга Белгородской области», «Работники нашего детского сада», «Папа, мама, Я - дружная семья», «Достопримечательности нашего города», «Ремесла Белгородской области». Тематические рисунки, иллюстрации, фотографии, открытки можно выбрать для работы; систематизировать картотеку стихов, дидактических игр о родном городе.
Начиная работу в этом направлении, мы ставили перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к детскому саду. Одним из основных методов работы могут стать экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о своем районе (тема «Я иду в детский сад», учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнивать старое и новое. Новое в облике города, смотреть, как люди заботятся о своем родном городе: улицы чистые, деревья и цветы посажены.
После экскурсии или прогулки необходимо вести беседы, которые были бы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к увиденному, развивать и обогащать свою речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (дизайн, рисование, аппликация, игровая деятельность).
Мы считаем, что особенно важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их беспрепятственно ориентироваться в том, где находится детский сад, в который ходит ребенок, и в какой школе он будет учиться. В то же время не забывайте о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережного и ответственного отношения к ней, знания правил и норм жизни в обществе и вооружайте их моделями поведения, которые будут помочь им адекватно реагировать на происходящее в конкретных ситуациях.
Этому способствуют уроки ручного труда, на которых дети конструируют модели «Городов будущего» из бумаги и макулатуры.
Уроки могут включать такие приемы, как просмотр тематических альбомов, иллюстраций, организация выставок народных промыслов и ремесел, прослушивание литературных и музыкальных произведений по теме.
Таким образом, в познании родного края с его достопримечательностями есть возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания протекает в предметно-зрительной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, прикасается к окружающему миру. Это создает для него более яркие, эмоционально насыщенные и запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.
Большая роль в реализации патриотического воспитания отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, ведь воспитание чувств - это процесс, который нельзя поместить в жесткие рамки расписания НОД. Это ежедневное, постоянное общение взрослого и ребенка, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.
Содержание экскурсий может служить основой для последующей деятельности детей : рисования, лепки, игр, конструирования и др.
Работая над этой темой, необходимо тесно взаимодействовать с узкими специалистами, а именно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и, конечно же, педагогами других групп. Ведь именно в тесном, творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие знания, навыки и умения, научить их думать, делать выводы, т. е. развиваться как личность.
Наиболее эмоциональную реакцию у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, особенно если в них участвуют родители воспитанников. Вместе с музыкальным руководителем можно разучивать с детьми детские стишки, предложения, народные шуточные стишки, скороговорки, показывающие богатство и красоту родного языка; проводить фольклорно-патриотические праздники, знакомиться с народной музыкой.
Семья также является основным источником знаний об окружающем мире для дошкольников. Именно через семью передается восприятие основных моральных норм и моральных ценностей; именно в семье ребенок усваивает правила поведения в обществе. Поэтому роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников очень велика.
С целью активизации работы с родителями может быть составлен перспективный план по патриотическому воспитанию в семье.
По совету педагогов родители могут посещать с детьми выставочные залы, музеи, библиотеки, кукольный театр. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу, посещения театров и прочитанных художественных произведений можно оформить выставки детского художественного творчества: «Достопримечательности нашего города», «Праздник в городе», «Животные нашего леса», «Наша улица», «В парке» и другие.
Основываясь на педагогическом опыте, можно сделать вывод, что родители с удовольствием участвуют в жизни группы: они проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценному, гармоничному
Таким образом, исходя из опыта нашей работы, одним из наиболее эффективных способов формирования представлений о малой родине можно назвать экскурсии, дидактические игры, беседы, игры - путешествия, развлечения, отдых.
Все эти занятия дают положительные результаты: во-первых, дети по-другому начинают смотреть на свой родной город, видя, насколько он красив и богат; пополняется словарный запас - он пополняется новыми выражениями и оборотами речи; формируется интерес к изучению природы родного края; понятие окружающего нас мира значительно расширяется. Мы верим, что у детей развивается чувство гордости за свою Родину, за свой детский сад и семью. Посещение выставок и разного рода городских мероприятий расширяет кругозор детей, знакомя их с культурой, обычаями и традициями жителей своего города. Дети ориентируются в достопримечательностях нашего города, узнают их на фотографиях и дают им имена.
Результатом работы также являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания : вырабатывается активная позиция, появляется чувство ответственности за духовно-нравственное развитие детей.
Таким образом, детский сад выступает в роли социокультурной среды, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает патриотизм, основы гражданственности, а также формирует интерес к своей малой родине.
Список литературы
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алешина. – М. :–Элизе Трейдинг, 2012.
2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программы и методические рекомендации / Н. Ф. Губанова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.
4. Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 4-5 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Татьяна Геронимовна. – Волгоград, 2008. – 347 с. // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].
5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. : Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 2-4 лет : Методическое пособие, М., 2007
7. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – Москва, 2003.
8. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д
9. Печерога, А. А. Развивающие игры для дошкольников / А. А. Печерога. - Москва: Вако, 2012. - 192 с.