Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родино

Надежда Утицких
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родино
▼ Скачать

Дошкольное детство - время открытий. Задача взрослых - помочь ребенку сделать открытия, наполнив их учебным содержанием, которое способствовало бы формированию нравственных чувств. В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание работать на ее благо. Защищать и приумножать ее богатство. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой родины, мы помогаем ему установить позитивные отношения с миром людей, с миром природы и с самим собой. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь к повышению качества образования и обучения. Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родино» размещена в разделах

Одна из основных задач педагога - научить с детства чувствовать красоту родного края, красоту человека, живущего на этой земле, прививать любовь к родному месту ко всему, что окружает ребенка. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Античные мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через развитие культуры своего народа лежит путь к нравственности.

Любить Родину - значит знать ее, знать, прежде всего, свою малую Родину. Базовым этапом в формировании у детей любви к Родине следует считать накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения и отношений, приобщение к миру его культуры.

Социально-нравственное воспитание - важное и необходимое направление в работе с детьми. Эту ценность трудно переоценить: воспитывая детей на мероприятиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем к нему глубокую привязанность, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше ощутить свой родной город, а значит, стать творцом своей малой родины.

Конечно, начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания теплой, уютной атмосферы для детей, ведь каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, хорошими друзьями, веселыми играми и положительными эмоциями. Потому что формирование фундамента, на котором будет расти более сложное образование - чувства любви к Отечеству, начинается с воспитания чувства привязанности к своему детскому саду, своей улице, своей семье.

Исходя из нашего опыта работы, первым шагом к решению этой проблемы может стать организация тематического уголка «Наш город - Старый Оскол», где размещены и выложены актуальные материалы по этой теме. Вместе с родителями мы разработали альбомы «Мой город Старый Оскол», «Красная книга Белгородской области», «Работники нашего детского сада», «Папа, мама, Я - дружная семья», «Достопримечательности нашего города», «Ремесла Белгородской области». Тематические рисунки, иллюстрации, фотографии, открытки можно выбрать для работы; систематизировать картотеку стихов, дидактических игр о родном городе.

Начиная работу в этом направлении, мы ставили перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами, прилегающими к детскому саду. Одним из основных методов работы могут стать экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о своем районе (тема «Я иду в детский сад», учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнивать старое и новое. Новое в облике города, смотреть, как люди заботятся о своем родном городе: улицы чистые, деревья и цветы посажены.

После экскурсии или прогулки необходимо вести беседы, которые были бы направлены на формирование положительного эмоционального отношения к увиденному, развивать и обогащать свою речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (дизайн, рисование, аппликация, игровая деятельность).

Мы считаем, что особенно важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их беспрепятственно ориентироваться в том, где находится детский сад, в который ходит ребенок, и в какой школе он будет учиться. В то же время не забывайте о задаче воспитания чувства любви к малой родине, бережного и ответственного отношения к ней, знания правил и норм жизни в обществе и вооружайте их моделями поведения, которые будут помочь им адекватно реагировать на происходящее в конкретных ситуациях.

Этому способствуют уроки ручного труда, на которых дети конструируют модели «Городов будущего» из бумаги и макулатуры.

Уроки могут включать такие приемы, как просмотр тематических альбомов, иллюстраций, организация выставок народных промыслов и ремесел, прослушивание литературных и музыкальных произведений по теме.

Таким образом, в познании родного края с его достопримечательностями есть возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания протекает в предметно-зрительной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, прикасается к окружающему миру. Это создает для него более яркие, эмоционально насыщенные и запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям.

Большая роль в реализации патриотического воспитания отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, ведь воспитание чувств - это процесс, который нельзя поместить в жесткие рамки расписания НОД. Это ежедневное, постоянное общение взрослого и ребенка, в результате которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к родному городу.

Содержание экскурсий может служить основой для последующей деятельности детей : рисования, лепки, игр, конструирования и др.

Работая над этой темой, необходимо тесно взаимодействовать с узкими специалистами, а именно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и, конечно же, педагогами других групп. Ведь именно в тесном, творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие знания, навыки и умения, научить их думать, делать выводы, т. е. развиваться как личность.

Наиболее эмоциональную реакцию у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, особенно если в них участвуют родители воспитанников. Вместе с музыкальным руководителем можно разучивать с детьми детские стишки, предложения, народные шуточные стишки, скороговорки, показывающие богатство и красоту родного языка; проводить фольклорно-патриотические праздники, знакомиться с народной музыкой.

Семья также является основным источником знаний об окружающем мире для дошкольников. Именно через семью передается восприятие основных моральных норм и моральных ценностей; именно в семье ребенок усваивает правила поведения в обществе. Поэтому роль семьи в патриотическом воспитании дошкольников очень велика.

С целью активизации работы с родителями может быть составлен перспективный план по патриотическому воспитанию в семье.

По совету педагогов родители могут посещать с детьми выставочные залы, музеи, библиотеки, кукольный театр. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу, посещения театров и прочитанных художественных произведений можно оформить выставки детского художественного творчества: «Достопримечательности нашего города», «Праздник в городе», «Животные нашего леса», «Наша улица», «В парке» и другие.

Основываясь на педагогическом опыте, можно сделать вывод, что родители с удовольствием участвуют в жизни группы: они проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценному, гармоничному

Таким образом, исходя из опыта нашей работы, одним из наиболее эффективных способов формирования представлений о малой родине можно назвать экскурсии, дидактические игры, беседы, игры - путешествия, развлечения, отдых.

Все эти занятия дают положительные результаты: во-первых, дети по-другому начинают смотреть на свой родной город, видя, насколько он красив и богат; пополняется словарный запас - он пополняется новыми выражениями и оборотами речи; формируется интерес к изучению природы родного края; понятие окружающего нас мира значительно расширяется. Мы верим, что у детей развивается чувство гордости за свою Родину, за свой детский сад и семью. Посещение выставок и разного рода городских мероприятий расширяет кругозор детей, знакомя их с культурой, обычаями и традициями жителей своего города. Дети ориентируются в достопримечательностях нашего города, узнают их на фотографиях и дают им имена.

Результатом работы также являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания : вырабатывается активная позиция, появляется чувство ответственности за духовно-нравственное развитие детей.

Таким образом, детский сад выступает в роли социокультурной среды, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает патриотизм, основы гражданственности, а также формирует интерес к своей малой родине.

Список литературы

1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью / Н. В. Алешина. – М. :–Элизе Трейдинг, 2012.

2. Веракса, Н. Е. От рождения до школы : примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

3. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду : программы и методические рекомендации / Н. Ф. Губанова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2012. - 128 с.

4. Кобзева, Т. Г. Развитие у детей 4-5 лет интереса к познанию истории и культуры родного края в проектной деятельности: дисс. канд. пед. наук: 13. 00. 01 / Кобзева Татьяна Геронимовна. – Волгоград, 2008. – 347 с. // Библиотека диссертаций [Электронный ресурс].

5. Ковалева Г. А. Воспитывая маленького гражданина. : Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.

6. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 2-4 лет : Методическое пособие, М., 2007

7. Новицкая, М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – Москва, 2003.

8. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д

9. Печерога, А. А. Развивающие игры для дошкольников / А. А. Печерога. - Москва: Вако, 2012. - 192 с.

Публикации по теме:

Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Брейн-ринг «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Задачи: - повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания; - способствовать приобретению опыта коллективной.

Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты»Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста «Мы космонавты» Формирование нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного возраста. Под патриотическим воспитанием.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» Консультация для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» О важности приобщения ребенка к культуре.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы). «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре,.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доклад Слайд № 1 Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Оснач Юлия Викторовна. Я являюсь воспитателем Кудровского центра образования.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

План по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» План по самообразованию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Волченкова Ольга Александровна.

План по самообразованию в подготовительной группе «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Возраст обучающихся : 6-7 лет Актуальность: происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родино
Опубликовано: 24 декабря 2023 в 18:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родино» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Утицких в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД