Татьяна Гордейко
«Нетрадиционные методы в рисовании». Изобразительная деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что изобразительное искусство как специфическая форма познания действительности вызывает сильный эмоциональный отклик. Происходит это благодаря ярким средствам выразительности. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вглядываться. Происходит это не только потому, что в основе изобразительного искусства лежат объекты, явления и события окружающей жизни, но и потому, что художник особой, только ему присущей манерой выражает свое отношение, мысли и чувства.
Публикация «„Нетрадиционные методы в рисовании“, Изобразительная деятельность в детском саду» размещена в разделах
Сегодня накоплен большой опыт включения художественно-изобразительной деятельности в процесс воспитания детей. О необходимости предоставления детям возможности рисовать, лепить, клеить, обводить писали философы Древней Греции. Этому придавали большое воспитательное значение многие крупнейшие педагоги. И чтобы в настоящее время эффективно решать задачу формирования творческой личности, важно учитывать все то положительное, что наработано мировой педагогикой в этом вопросе.
Некоторыми зарубежными специалистами изобразительная деятельность рассматривается не как средство развития детского творчества, а лишь как средство терапии. По мнению сторонников этой точки зрения, ребенок в процессе создания изображения углубляется в эту деятельность и как бы уходит от отрицательного влияния окружающего мира.
В ряде стран (США, Япония, Германия и др.) в процессе занятий изобразительной деятельностью широко используется разнообразная, в основном, классическая музыка.
Так как изобразительная деятельность основывается на таких познавательных процессах, как восприятие, представление, память, мышление, что подчеркивается многими зарубежными коллегами (так же как и нашими педагогами и психологами Н. Н. Волковым, В. И. Киреенко, Т. СДомаровой, Н. П. Сакулиной и д. р.) и зависит от уровня интеллектуального развития ребенка, рисование часто используется в целях диагностики его интеллектуального развития как у нас, так и за рубежом.
Изобразительное искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему изобразительное искусство выполняет разнообразные функции: воспитательную, образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет радость, формирует чувство прекрасного.
Период от рождения до поступления детей в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни.
Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности.
При нарушении зрения у детей педагогам чаще всего приходится сталкиваться с такими наиболее распространенными заболеваниями, как амблиопия, гиперметропия, миопия, астигматизм, косоглазие.
В этих случаях наблюдаются нарушения глазодвигательной координации, цветоразличения, снижение зрительной работоспособности. Зрительное нарушение накладывает отпечаток на протекание всего процесса формирования образа. Вследствие неточности, фрагментарности и замедленности зрительного восприятия чувственный опыт обеднен.
Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений беседами, просмотром иллюстраций, знакомство с поэтическими образами описания природы.
Изобразительная деятельность способствует развитию таких мыслительных процессов как анализ, синтез, сравнение и обобщение.
По уровню и характеру контингент наших детей у нас неоднороден. Это объясняется и разнообразием форм патологии зрительного анализатора у наших детей, и несхожестью условий, в которых они воспитывались до прихода в специализированный детский сад.
Недостаточность зрения у детей, страдающих амблиопией и косоглазием, не позволяет им правильно наблюдать и опознавать окружающую действительность.
Не удивительно, что представление наших детей обделено, отрывочно по характеру. Между тем, изобразительная деятельность предполагает развитое целенаправленное зрительное наблюдение и восприятие.
При работе с различными материалами отрабатываются глазоручная координация, концентрация внимания и усидчивость, подготовка руки к письму. У слабовидящих детей развивается мелкая моторика рук, что для таких детей очень важно, так как ребенок с нарушением зрения, обследуя предмет, получает дополнительную информацию, что способствует его общему развитию.
Руки наших детей слабы, движения недостаточно координированы и поэтому они часто не могут уверено и точно производить необходимые движения, а без данного навыка невозможно правильно изобразить предмет, тем более сюжет картины.
Чем лучше дети контролируют свои движения взглядом, тем отчетливее и точнее они передают форму изображаемых предметов.
Наши дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые никем из взрослых. Ребенок рисует все, что вызывает у него интерес, удивление, восхищение. Рисуя, ребенок не только отражает мир, но и познает его. Особенности ребенка таковы, что он с удовольствием любит узнавать новое, приобретать умения гордится тем, что научился чему-то. Нельзя развивать творчество у всех детей, не учитывая их особенностей развития.
Дети с косоглазием и амблиопией отстают от своих нормально видящих сверстников в овладении зрительно-двигательными действиями. Взаимодействие руки и глаза складывается позднее. Поэтому при обучении детей рисованию я использую нетрадиционные техники : «кляксография», «монотипия», «тампонирование», «печатка» и т. д. Очень важно, чтобы маленькие дети в процессе изодеятельности увидели свой конечный результат и порадовались ему. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит детей нестандартно мыслить. На занятиях по изодеятельности я стараюсь использовать разнообразный дидактический материал, учитывая зрительную патологию ребенка, развивающий мелкую моторику, фонематический слух, дыхание, зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаз, все психические процессы, что дает детям возможность совершенствовать понятие окружающего мира.
На развитие творческих способностей ребенка большое влияние оказывает художественное слово, которое я использую на каждом занятии.
Проблема развития изобразительных способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания. У детей есть интерес и желание заниматься изодеятельностью, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения этих способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Таким образом, изобразительное искусство, оказывая сильное воздействие на ребенка, позволяет развивать психические процессы, необходимые для успешного освоения разнообразных видов деятельности. В настоящее время все активнее начинает проявляться тенденция признания необходимости обучения изобразительной деятельности для развития детского творчества. Вместе с тем проявляется забота о том, чтобы использовались разнообразные методы руководства этой деятельностью, предпочтение отдается тем методам, которые будят детскую активность, способствуют проявлению самостоятельности детей.