Ирина Токарева
«Нетрадиционные формы и методы работы с родителями».
▼ Скачать + Заказать документы
«От того, как прошло детство, кто вел ребёнка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким станет сегодняшний малыш»
(В. А. Сухомлинский)
Выдающиеся педагоги прошлого были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. «Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе и святое» (Г. Медынский).
Публикация «„Нетрадиционные формы и методы работы с родителями“,» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка, необходимо их взаимодействие.
Современным родителям с учетом их занятости, недостаточно высокой педагогической культуры, требуется постоянная помощь дошкольных работников для решения проблем воспитания и развития детей.
Результат образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении на прямую зависит от того, насколько слаженно функционирует модель «Ребёнок – родители - воспитатель».
Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми пока родители на работе.
И по этой причине, мы, педагоги очень часто испытываем трудности. Как сложно бывает «достучаться» до пап и мам!
Как нелегко бывает объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ними, научить их думать, размышлять. Как изменить такое положение?
Недаром 2008 год был объявлен в нашей стране – Годом Семьи. Основной целью проведения Года Семьи - является возрождение авторитета российской семьи. Очень часто мы слышим вопрос «Кто больше влияет на ребенка – семья или общество?» Результаты исследования показали:
семья- 80%;
улица – 12%;
специалисты-воспитатели – 8%.
Учитывая это, коллектив нашего детского сада одной из основных задач годового плана на протяжении нескольких лет, берет взаимодействие детского сада с семьей с использованием современных форм и методов с целью формирования всесторонне развитой личности ребенка.
В работе с родителями воспитанников моей группы я руководствуюсь принципами: сотрудничества, взаимопонимания и доверительности.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка, я начала работы с рейтинговой карты опроса родителей. (см. Приложение № 1)
Получив реальную картину по результатам опроса, мною была выработана тактика индивидуального общения с каждым родителем.
Изучив социальный статус родителей, я сформировала две группы родителей :
Первая группа – родители, которые признают важность влияния родителей на воспитание ребенка, но не придают этому особого значения и в силу этого их участие в педагогическом процессе минимально.
Вторая группа – родители, которые целиком полагаются на образовательное учреждение, так как не знают и не желают решать проблемы в воспитании.
У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время совместных мероприятий.
Для первой категории родителей я вела поиск и внедряла нетрадиционные формы и методы работы, такие как: «Круглый стол»; «Информационные корзины»; «Гость группы»; «День открытых дверей»; «Лента добрых дел».
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, я совместно с психологом провела родительское собрание в нетрадиционной форме – в форме игры. Я приложила максимум усилий, чтобы участниками этого собрания оказались родители второй группы. В ходе собрания, я с психологом, использовала эффективный прием: взрослый ставит себя на место ребёнка и проживает проблемные ситуации в роли пятилетних малышей. Изменился взгляд на поведение детей. Дети стали им ближе и понятнее.
Результат оказался намного выше, чем при традиционной форме родительского собрания в виде лекции и беседы.
Использование разнообразных форм работы дало определё нный результат: родители стали активными участниками встреч, помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.
Общеизвестно, что совместное творчество сближает, приносит радость и удовлетворение. В нашем детском саду стало традицией – проведение выставок.
В дальнейшем, я буду продолжать и совершенствовать начатую работу, изыскивая новые формы работы с родителями.
Совместные и согласованные усилия детского сада и семьи позволяют более успешно решать важную задачу – воспитывать здоровое, выносливое поколение, сделать детский сад местом радости, куда дети и родители приходили бы с удовольствием.
Токарева Ирина Ивановна
Воспитатель высшей категории
МБДОУ № 85 – Центр развития ребенка
г. Владикавказа