МААМ-картинки

Нетрадиционные формы работы с родителями

Ольга Валерьевна Романенко
Нетрадиционные формы работы с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы на тему :

«Нетрадиционные формы работы с родителями»(2017 год)

Автор передового опыта: Романенко Ольга Валерьевна,

воспитатель МБДОУ "ЦРР детский сад №90"

2. Условия возникновения и становления опыта.

Общеизвестно, что детство – уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь.

Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями» размещена в разделах

В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди его жизни – родители. Связи «родитель – ребенок» имеют важнейшие значение для осознания факторов, определяющих развитие ребенка. Отношение родителей к ребенку, друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют следы в его пробуждающимся сознании.

Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, сексологических, педагогических, юридических, экономических т. д. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их родительской семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несамостоятельности болезненно для большинства людей. Семье нужна поддержка и сопровождение со стороны образовательного учреждения.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечить необходимые глубинные связи между воспитанниками взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивного отражения на его физическом, психическом и социальном здоровье.

К сожалению, в практической деятельности педагоги по работе с семьей чаще использует традиционные формы работы с родителями которые не раскрывают полностью суть возникающей проблемы, характеризуются четко очерченными границами и формами общения.

Внедрение в педагогическую деятельность нетрадиционные формы работы с родителями позволяет обеспечить целесообразные развитие личности дошкольника, повышение компетентности в области воспитания, а также сплоченности самих родителей.

3. Актуальность и перспективность передового опыта.

Традиционные формы работы с семьей в настоящее время рассматриваются как препятствие к функционированию ДОУ в режиме развития. Традиции – явление отмирающее, неспособное реально противостоять современным формам жизни (М. Вебер).

Многие традиционные формы работы, не достаточно учитывают такие изменения как:

- рост образования родителей;

- повышение материального достатка молодых семей;

- мобильность современных родителей;

- повышение коэффициента детско-родительского общения;

- уменьшение количества детей в семье;

- доступность информации и т. д.

Большинство воспитателей используют в своей работе преимущественно коллективные формы взаимодействия (папки-передвижки, ширмы, выступления на родительском собрании, с определенной проблемой, консультации) поэтому нередко родители, решая задачи воспитания своего ребенка, обнаруживают, что не могут опереться на полученные от педагогов знания. Возникает острый дефицит педагогической информации у родителей, связанной с удовлетворением нарастающего спроса родителей на системные психолого-педагогические знания. Суть новых запросов родителей объясняется их тревогой за успешность ребенка в будущей учебной деятельности.

Педагоги должны активно использовать новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада для дидактической поддержки ребенка.

Эффективность в системе «детский сад – семья» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска в школу.

4. Законодательная нормативная база

Нормативно-правовые аспекты работы с семьей :

1. Закон РФ "Об образовании" обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

2. «Конвенция о правах ребенка»

Ребенок – человеческое существо, не достигшее 19 лет (статья 1)

Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь (статья3)

Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие (статья 6)

Ребенок имеет право знать своих родителей и рассчитывать на их любовь и защиту (статья 7)

3. Семейный кодекс РФ

4. Договор между муниципальным дошкольным образовательным учреждением и родителями

5. Положение о родительском комитете

6. Положение о родительском собрании

5. Новизна опыта

Использование в своей работе следующие методы :

- метод «дельфи» - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки» которая проводится группой педагогов и родителей для отбора лучшего решения, по актуальным проблемам воспитания;

- метод тестовых (проблемных) ситуаций – метод, с помощью которого педагог создает специальные условия, а каждый родитель – участник семинара-практикума – проявляется наиболее отчетливо;

- тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье;

- мастер-классы для родителей – это передача действующей технологии, способ взаимодействия с педагогом, обеспечивающим передачу родителям опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы;

- тематические и индивидуальные консультации по запросам родителей; каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению; к консультации привлекаются компетентные в этой области специалисты.

- акции – комплекс мероприятий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить отношение к ней и свою позицию в ее решении.

6. Ведущая идея опыта

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в дет-

ском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимоза-

висимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целост-

ное развитие личности дошкольника, повышение компетентности

родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, посещение семей, анкетиро-

вание семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни

открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родитель-

ские собрания, оформление информационных стендов, организация выста-

вок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты

и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по элект-

ронной почте.

Образование родителей : организация «материнскойуотцовской шко-

лы», «школы для родителей» (лекции, семинары, семинары-практикумы,

проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вече-

ров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскрес-

ного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку

и пр., семейных объединений (клуб, студия, секция, семейных праздни-

ков, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследова-

тельской и проектной деятельности.

7. Технология опыта

Для вовлечения родителей в совместную деятельность с ДОУ использовались нетрадиционные формы работы с семьёй. Важной задачей было создать атмосферу доброты, доверия, дружной семьи, уюта, единства общих целей и интересов для полноценного развития детей. Эта работа велась по четырё м направлениям:

1. Информационно-аналитическое;

2. Познавательное;

3. Наглядно-информационное;

4. Досуговое.

Раскроем эти направления более подробно

1. Информационно-аналитическое направление.

В этом направление можно выделить следующие группы задач:

1) Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования;

2) Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Первая группа задач делиться на две подгруппы:

1) Задачи информативного плана (например, познакомить родителей с возрастными особенностями детей, режимом работы ДОУ, дать советы по профилактике гриппа);

2) Задачи обучающего плана (научить родителей руководить детской деятельностью: игрой, ручным трудом).

При этом необходимо четко соблюдать целевую установку. В зависимости от цели, при решении данных задач используются методы:

• Индивидуальное или групповое консультирование;

• Просмотр родителями занятий и режимных моментов;

• Привлечение семей к различным формам совместной с детьми или педагогами деятельности.

Решение группы задач обучающего плана невозможно без знания того, что хотят найти для себя родители в общении с педагогом. Родительское ожидание можно сформулировать следующим образом : родители хотят быть уверены в хорошем отношении воспитателя к их ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности прежде всего положительные черты; создавать условия для их проявления, упрочнения; привлекать к ним внимание родителей. Пользуясь научной терминологией, эту ситуацию можно назвать «психологией доверия»

Вторая группа задач предполагает следующие методы:

- анкетирование;

- экспресс-опрос;

- беседы с членами семьи;

- наблюдение за ребенком (целенаправленное и спонтанное);

- создание педагогических ситуаций;

- анализ детских рисунков;

- анализ рассказов на заданную тему;

-запись вопросов родителей;

- сочинение родителей на тему «Мой ребенок»

- фиксация дня ребенка;

- дневник адаптации ребенка к ДОУ.

(Приложение № 1)

2. Познавательное направление - это обогащение родителей знаниями в

вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребёнка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, медперсонал) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Для расширения этого направления были поставлены следующие задачи:

а). Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, в

жизнедеятельность группы.

б). Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.

в). Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с

родителями.

Для решения и достижения поставленных задач были разработаны следующие формы и методы работы с родителями :

- утренние приветствия;

- посещение семей воспитанников на дому;

- общие и групповые родительские собрания с показом занятий на видеозаписи, с элементами тренинга, с выступлением воспитанников;

- семинар-практикум;

- семинары;

- мастер-классы;

-тренинги;

- акции;

- круглый стол с родителями;

- тематические и индивидуальные консультации;

- клуб по интересам "Здоровячок" с участием родителей;

- открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;

- открытые занятия с детьми в ДОУ вместе с родителями;

- родительские конференции;

- "День открытых дверей";

- беседы с детьми и родителями;

- родительские гостиные студии;

- вечера музыки и поэзии.

(Приложение № 2)

Родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок.

В результате данной работы повысился уровень воспитательно-

образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их

инициативы. Родители становятся активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнёров.

3. Наглядно-информационное направление включает в себя:

- родительские уголки : уголок "Моя семья", «С днем рождения», «Уголок детского творчества»

- информационные бюллетени;

- тематические листовки;

- памятки для родителей;

- фотоконкурсы;

- стенгазеты «Советы доктора Айболита», «С Днем рожденья Дед Мороз», «Масленица»

- Родительская почта "Советы родителям".

- выставки детских работ, подготовленных вместе с родителями;

- тематические выставки;

- выпуски журнала «Непоседа»;

- ведение фотоальбома «Дом, в котором мы живем»

- папки-передвижки;

- спортивная энциклопедия;

- семейные проекты

- фотоальбом "Мои друзья";

- эмоциональный уголок "Здравствуйте, я пришёл!", "Моё настроение!";

(Приложение № 3).

Участие родителей в создании фотомонтажей, стенгазет, выставок говорит о ТОМ, что нетрадиционные формы работы являются востребованными и дают

возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме,

напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление. Это направление в работе с родителями оказалось не только самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное

мероприятие позволяет увидеть родителям изнутри проблемы своего ребёнка, трудности во взаимоотношениях между детьми и взрослыми; попробовать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.

Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми могут быть следующие:

- совместные экскурсии;

- проведение праздников, досугов;

- организация субботника;

- Помощь в ремонте и благоустройстве ДОУ;

- Работа родительского комитета;

- Проведение различных конкурсов;

- Проведение спортивных мероприятий;

- Проектная деятельность педагогов, детей и родителей

- Празднование дней рождений.

- Праздничные чаепития

- Совместные походы, экскурсии

(Приложение № 4).

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую

компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений,

эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции,

что является залогом счастливой и дружной семьи, в которой не остаётся места вредным привычкам, у ребёнка постоянно формируется "образ семьи",

налаживается преемственность между поколениями, идёт передача духовных и материальных ценностей.

8. Результативность

• Выстраивается целостная система взаимодействия ДОУ с семьей

• Вовлечение родителей в жизнь ДОУ

• Проведение обмена опыта между педагогами и родителями

• Оказание своевременной помощи родителям воспитанников

• Стимулируется профессиональный и творческий рост педагога

• Повышается компетентность родителей области воспитания

• Повышается уровень развития воспитанников.

9. Адресная направленность:

Опыт предназначен для использования в полном объеме или фрагментарно воспитателями ДОУ. Позволяет использовать инновационные разработки по работе детского сада с семьей и поиску новых форм их взаимодействия.

10. Трудоемкость

Разработка проекта требует продуманности планирования, поскольку тематика их может быть разнообразна, и любой вопрос заданный родителем, может стать темой проектирования деятельности.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО» Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение Г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44» Консультация для педагогов.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С. Г. Егорова Старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 8» г. о.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями». Внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с родителями". Семья- уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической.

Нетрадиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Цель нашей сегодняшней встречи – знакомство с нетрадиционными.

Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС Выступление на педагогическом совещании. Апрель 2017 Нетрадиционные формы работы, как метод педагогического сопровождения родителей в соответствии.

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Детский сад-это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт не только дети, но и родители. Воспитатель, являясь организатором.

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ .

Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества.

Статья на тему: «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями». Одним из приоритетных направлений деятельности нашего детского сада, является художественное-эстетическое развитие и воспитание детей. Поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные формы работы с родителями
Опубликовано: 22 ноября 2017 в 13:02
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Валерьевна Романенко (УИ 1363325) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД