Марина Денисенко
Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ
Нетрадиционные формы работы с родителями делятся на 4 вида :
1. Информационно-аналитические.
2. Познавательные.
3. Досуговые.
4. Наглядно-информационные.
Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, обмен информацией через электронную почту и интернет сайт ДОУ.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ» размещена в разделах
Почтовый ящик («Почта доверия», «Волшебный сундучок», «Ларец пожеланий и предложений») – это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или освещаются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Пособие «Хочу все знать» - это дерево, выпиленное из толстой фанеры, покрытое зеленой тканью. Рядом лежат стикеры в форме листочков, а родители имеют возможность записать любой вопрос, ответ на который им интересно узнать и приклеить на дерево. Вопросы могут быть как конкретными, так и объемными, например: «Почему яблоки полезные?», «Почему в Африке нет зимы?». Если это детские вопросы, то ответ можно искать вместе с детьми в книгах, энциклопедиях.
Родительские проекты, позволяющие внедрить предложения в жизнь детского сада, например, какими должны быть приемная, групповая комната, педагог, родитель.
Родительская экспертиза (оценка качества среды, игрушек).
Создание тематической группы в социальных сетях.
Познавательные формы знакомят родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.
Помимо традиционных родительских собраний, бесед и консультаций сюда можно отнести:
«Круглый стол» с родителями.
Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
Конференция с родителями.
На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. Например: Конференция для мам «Поговорим о маме» или конференция для пап «Самый дорогой мой человек».
Организация различных новых форм работы с родителями (видеотренинги, творческие отчеты, недели творчества, пропаганда опыта семейного воспитания, творческие игры, клубы и др.)
Создание условий для эффективной работы с родителями (семейная гостиная, библиотека, медиатека). Например, можно провести конкурс «Моя родословная». Для составления родословной семьи можно использовать медиатеку изготовления семейной газеты. Туда могут войти такие рубрики, как «Герб и девиз семьи», «Первые слова ребенка», «Любимые книги семьи», «Наши любимые блюда», семейные хобби и, конечно, семейные фотографии.
Досуговые формы работы с родителями помогают установить эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми.
Мастер-класс – либо для родителей показывает педагог (например, мастер-класс по изготовлению самодельной куклы-оберега) либо родители показывают, как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах или выставках.
Дни рождения детей с привлечением родителей. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой они вместе с детьми смотрят семейный альбом, мама рассказывает случаи про своего ребенка, произошедшие в кругу семьи. Затем они садятся за стол, где уже готово угощенье. Общение на таких праздниках между педагогом и родителями получается непринужденным и доверительным.
Наглядно информационные формы используются для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.
Кейс «Секреты воспитания» - В кейс складываются вопросы, предложения, советы от родителей и педагогов по разнообразным аспектам воспитания, обучения, развития детей. Решая педагогические проблемные ситуации, каждый родитель может дать совет, рассказать о своем опыте воспитания, задать вопросы, прочитать ответы других родителей, попросить совет по возникшей проблеме. Такой портфель можно взять домой и посмотреть материалы в спокойной обстановке. На основании записей родителей, педагог делает выводы о том, какие вопросы беспокоят родителей, использует положительный опыт семейного воспитания, корректирует свою работу.
Банк родительских идей – это тоже может быть кейс или папка, в которую родители складывают самые интересные семейные проекты, сценарии проведения дней рождения, праздников, творческие задания, предложения по проведению конкурсов, игр, экскурсий. Воспитателю необходимо реагировать на все обращения родителей, поддерживать их желание обращаться за помощью. В такой форме родители могут задать вопросы, о которых не хотели бы говорить вслух. Ответы можно давать по- разному: в личной беседе, во время общей консультации, размещая информацию на стенде, отвечая через интернет, в записках.
Фотомакет «Семейный вернисаж» - родители и дети делают презентацию семьи в форме газеты, журнала, фотомонтажа или фотомакета. Оформление его может быть разным: в виде корабля, дома, цветка. Тематический фоторепортаж поможет рассказать о любимых занятиях и играх детей, работе на дачном участке, туристической поездке, хобби, семейных традициях. К макетам прилагаются творческие презентации, сочинения, рассказы, карты экскурсий, открытки. Презентация макетов можно проводить на родительских собраниях или в педагогических гостиных.
Не секрет, что взрослые зачастую не знают, что думают о них дети, поэтому накануне празднования какого-либо праздника (Дня защитника Отечества, 8 марта) можно создать выставку «Глазами детей».
Альбомная презентация, фотовыставка – такие презентации воспитатель выставляет, чтобы познакомить родителей с жизнью дошкольного учреждения. Фотографии из жизни ребят могут сопровождаться небольшими стихотворениями и краткой информацией, которая позволит родителям увидеть, что делает их ребенок, подсказать, как его развивать в условиях семьи.
Групповой альбом «Наша дружная семейка» - начиная с младшей группы педагог записывает интересные случаи с ребенком в группе, вклеивает фотографии детей, а также участие детей в конкурсах, детские поступки, достижения и рисунки. Родители с интересом рассматривают альбом, и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в группе с участием родителей.