МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями». Внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества

Марина Ефимова
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями». Внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

"Нетрадиционные формы работы с родителями".

Семья- уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защиты, поддержку. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь проходят его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «Всем миром» : детский сад, семья, общественность.

Публикация «Консультация для воспитателей „Нетрадиционные формы работы с родителями“, Внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества» размещена в разделах

Каждое дошкольное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный вопрос на сегодняшний день. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.

Непонимание ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Сегодня необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Современные родители достаточно образованны, у них есть доступ к педагогической информации, которая «обрушивается» на них из разных источников: радио и телепрограмм, педагогической литературы, сайтов, интернет. Но она не предполагает наличия «обратной связи», так как к родителям обращаются как к «усредненному слушателю», не зная специфики семейного воспитания конкретного ребенка, особенностей семьи. Такая коммуникация носит опосредованный характер. Новые формы взаимодействия педагога с родителями предполагают диалог, установление «обратной связи».

Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения,донести до родителей знания Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа. Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.

Сегодня хотелось бы поговорить о нетрадиционных формах организации общения педагогов с родителями, т. к. в настоящее время именно они пользуются особой популярностью как у педагогов, так и у родителей.

Нетрадиционные формы построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление нормальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сблизятся с педагогами.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей можно разделить на четыре группы:

Информационно-аналитические

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

• Проведение социологических срезов, опросов

• Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, а родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Письменные формы работы (нетрадиционные)

• Индивидуальные блокноты могут каждый день курсировать между д/с и семьёй,чтобы делиться информацией о том,что происходит дома и в д/с.

• Брошюры помогаютродителям узнать о д/с. Они могут описать концепцию д/с и дать общую информацию о нём.

• Бюллетень можно выпускать 1-2 раза в месяц,чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях,изменениях.

• Доска объявлений- это настенный экран,который информирует родителей о работе.

• Ящик предложений - это коробка,в которую родители могут класть записик со своими идеями и предложениями,что позволяет им делиться мыслями с группой воспитателей.

• Отчеты- письменные отчеты о развитии ребенка.

• Аукцион – «продажа» полезных советов по выбранной теме в игровой форме

• Почта доверия – это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими проблемами, идеями, предложениями, которые можно обсудить на родительских собраниях, тренингах, заседаниях родительского клуба и т. д.

• Фотографии или презентации «Из жизни группы» и т. д

Познавательные

Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Познавательные формы. Повышение психолого-педагогической культуры родителей. Их суть – ознакомление родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей

• "Семинар-практикум"- не только знакомит родителей с каким-то понятием,но и в ходе собрания обучает специальным упражнениям,помогает применить полученную информацию на практике.

• "Тренинги" способствуют улучшению отношений и формированию навыков эффективного взаимодействия.

• Собрания, консультации

• "Педагогическая гостиная"- специально организованнаяформа взаимодействия воспитателей,узких специалистов ДОУ,родителей и воспитанников. Основная цель-развивать индивидуальность ребёнка с помощью родителей,при их активном участии.

• "Деловая игра" Использование деловых игр в работе с родителями позволяет им стать непосредственными участниками педагогического процесса. Эта форма активизирует творческое мышление родителей и воспитателей. Ситуации должны быть тщательно подготовлены и продуманы.

• Тематическая консультация - проводится как воспитателями, так и специалистами. Главное назначение – родители убеждаются, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.

«Круглый стол» - обсуждение актуальных проблем воспитания

Клубы для родителей – установление между педагогом и родителями доверительных отношений,взаимный обмен опытом,знаниями по проблемам развития и воспитания детей. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта.

• Устный педагогический журнал – каждая страничка журнала - это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическим пособием, прослушиванием магнитофонных записей, выставками рисунков, поделок, книг. Родителям заранее предлагается литература для ознакомления с проблемой, вопросы для обсуждения.

"Педагогический консилиум"- помогает лучше и глубже понять состояние отношенийв конкретной семье,.вовремя оказать действенную практическую помощь.

.

Досуговые

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами и родителями. Досуги позволят создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения. Такие формы сотрудничества с семьёй могут быть эффективными,только если воспитатель уделяет достаточное внимание пед. содержанию мероприятия,а установление неформальных доверительных отношений с родителями не является основной целью.

• Совместные досуги, праздники: "Встреча Нового года", "Колядки","Масленица","Мамин праздник","Семья"

• Кружки и секции

• Клубы отцов, бабушек, семинары, практикумы. На этих мероприятиях совместнос родителями проводятся мастер-классы.

Наглядно-информационные

Цель: Ознакомление родителей с работой ДОУ.

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей. Рассмотрим их подробнее.

День открытых дверей. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей. Они узнают детский сад «изнутри», знакомятся с организацией предметно-игровой среды, видами детской деятельности.

Папки-передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о восприятии и образовании детей. В папку-передвижку помещают конкретные рекомендации, памятки, вырезки из газет, фото, брошюры, цитаты и др. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?».

Наглядно-информационные формы в нетрадиционном звучании позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания. Например, открытые НОД для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, презентаций, выставки детских работ. Используя мультимедийные средства, педагоги могут показать несколько фрагментов занятий с детьми, организации режимных моментов в ДОУ и таким образом сочетать разные формы взаимодействия.

• Журналы и газеты

• Дни открытых дверей дают родителям возможность увидеть стиль общения педагога с детьми,самим "включиться"в общение и деятельность детей и педагога.

• Открытые занятия. Родителей знакомят сос труктурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

• Стенгазеты

• Мини-библиотеки

Традиционные формы работы становятся нетрадиционными

Родительские собрания :

1. Обдумать оригинальное название мероприятия

2. Лично пригласить, поинтересоваться удобным временем

3. Заинтересовать объявлением в рекламной форме

4. Включить в собрание выступление детей, видеозапись или «сюрпризный момент».

"Семинар – практикум". На собрании могут выступать воспитатель, родители, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий, им может быть как педагог, так и родители, приглашенные специалисты. Например, возьмем тему «Роль игры в речевом развитии детей». Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителям предлагается посмотреть несколько игр, в которые дети играют в детском саду. Подумать, какие стороны речевого развития отрабатываются в данных играх. Вспомнить игры, в которые сами играли в детстве и которым они могут обучить своих детей, их ценность с точки зрения развития речи.

«Душевный разговор». Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Например, ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, чтобы глубже узнать особенности их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка: слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка. Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы, связанные с леворукостью.

«Мастер – класс». Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Собрание имеет подготовительный этап: педагог предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по развитию у детей, например, связной речи. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку или игру, например, составление загадок «Узнай по описанию». В конце собрания подводится итог, и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые размещаются на стенде «Копилка родительского опыта».

«Ток – шоу». Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатели, специалисты. К примеру, возьмем кризис 3-х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса

3-х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.

«Вечера вопросов и ответов». Предварительно родителям дается задание продумать, сформулировать наиболее волнующие их вопросы. В ходе обсуждения их со специалистами, другими родителями подобрать оптимальные пути их решения. Эта форма позволяет родителям уточнить свои педагогические знания,применить их на практике,узнать о чём-либо новом.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания : семейное и общественное.

Без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.

Коллектив детского сада должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения, происходящие в образовании, в семье, учитывать потребности семей и их воспитательные запросы.

Только в гармоничном взаимодействии д/с и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. Не забывайте хвалить своих родителей.

Публикации по теме:

«Активный родитель». Внедрение современной формы работы по взаимодействию с родителями В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Очень часто участие родителей в жизни группы во многом остается.

Деловая игра «Индивидуализация образовательного процесса через внедрение инновационных форм работы с родителями» Цель: 1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов по теме «Индивидуализация образовательного процесса». 2. Стимулировать.

Консультация для воспитателей ДОУ по теме «Социальные сети как одна из альтернативных форм работы с родителями в ДОУ» Семья и дошкольное образовательное учреждение -два важных института социализации для ребенка. Чтобы вовлечь семью в единое образовательное.

Консультация для воспитателей «Формы работы с родителями по экологическому воспитанию» 2017 год обьявлен годом "Экологии в России". Подобную задачу было решено воплотить в жизнь в связи с мировой тенденцией обращения общественного.

Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями» НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ С. Г. Егорова Старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 8» г. о.

Мастер-класс для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через внедрение нетрадиционных форм работы» Цель: поделиться опытом работы по экологическому воспитанию Задачи: • Привлечь внимание педагогов к использованию нетрадиционных форм работы.

Нетрадиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Цель нашей сегодняшней встречи – знакомство с нетрадиционными.

Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС Выступление на педагогическом совещании. Апрель 2017 Нетрадиционные формы работы, как метод педагогического сопровождения родителей в соответствии.

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ .

Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями». Внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества
Опубликовано: 16 октября 2017 в 10:32
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Нетрадиционные формы работы с родителями». Внедрение новых нетрадиционных форм сотрудничества» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ефимова (УИ 583547) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД