Ольга Баринова
Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников в группе семейного воспитания
▼ Скачать +Заказ
Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников в группе семейного воспитания
Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как организатор и координатор деятельности в группе, непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
Публикация «Нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников в группе семейного воспитания» размещена в разделах
Одним из эффективных показателей развития дошкольной образовательной организации является грамотно организованная работа с родителями воспитанников. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями.
Содержание работы с родителями воспитанников реализуется через разнообразные формы. Главное - донести до родителей знания. Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями воспитанников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Коллективные
– родительские собрания
– круглые столы
– конференции
– экскурсии по саду
– анкетирование
– дискуссии
Индивидуальные формы
– беседы
– консультации
– заочные консультации
Наглядно-информационные :
– видеофильмы
– фотовыставки
– выставка детских работ
– стенды
– папки-передвижки
В своей работе с родителями воспитанников я использую нетрадиционные формы работы, о некоторых из них я хотела бы вам рассказать.
Информационно-аналитические формы
Их цель направлена на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. К ним относятся социологические опросы, тесты, анкетирование, почтовый ящик, информационные корзины. В своей группе я применяю возможность общения с родителями под названи
«Душевный разговор»
Такая встреча рассчитана не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (например, в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Я провожу анкетирование по разным темам, из которых я узнаю, что родителям нужна помощь. Если нужно, то мы приглашаем специалиста на нашу беседу и все вместе можем разрешить вопросы интересующие нас.
Например, тема встречи «Почему мой ребенок агрессивен?».
Родителям предлагаются различные вопросы для обсуждения, и как правило родители сами дают ответ на свой вопрос. Наша встреча проходит в непринужденной обстановке, и за чашкой чая
«Почтовый ящик» который находится в группе, куда родители могут положить свой вопрос, предложение, или пожелание. На основании просмотренных записок, мы можем провести встречу, беседу, мастер класс и др.
Семейные клубы это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. Семейный клуб – один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.
При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трё х взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации – её ценностная интерпретация – побуждение участников встречи к практическому действию.
«Вечера вопросов и ответов»
Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие специалистов – старшего воспитателя, старшей медицинской сестры, педагога-психолога, учителя-логопеда и др.
Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. Дополнительно сообщается время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляется возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.
Досуговые формы призваны устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
Досуговые формы взаимодействия помогают устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, и более доверительные отношения между родителями и детьми. Такие встречи помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить родителей и детей. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Досуговые формы это Совместные досуги, праздники, в этих мероприятиях принимают участие родители, не только как зрители, но и как главные герои на различных праздниках: «Встреча Нового года», «Праздник мам», «Праздник урожая», «Читающая мама», «Семейные театры» и различные выставки приуроченные к нашим проектам и праздникам. Наши родители принимают участие в конкурсах в качестве жюри.
«Педагогическая конференция»
Чтобы провести конференцию с родителями воспитанников, необходимо провести анкетирование для выбора темы. При подготовке мероприятия проводится подготовительный этап, где родителям за две недели до встречи, я раздаю материалы для участия в конференции на заданную тему. Это может быть пример из личной жизни, жизни в семье, или же предложение поделиться опытом из методов проб и ошибок. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. Наиболее удачные советы оформляются в картотеки или альбомы под названием «Педагогическая копилка», «Для вас родители».
«Ток-шоу» такая встреча, подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На «Ток-шоу» могут выступать родители, воспитатели, можно пригласить специалистов. Например, тема встречи «Нужно ли наказывать детей», участники встречи произвольно делятся на две подгруппы, одна из которых отстаивает мнение о том, что если наказывать, ребенок будет послушным, а мнение другой группы родителей считает, что наказывать детей нельзя. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Все позиции совместно обсуждаются. В конце встречи участникам каждой команды предлагается перейти в другую команду, если они изменили свою точку зрения, или остаться в своей команде. Также можно провести голосование с целью определения, какая же точка зрения победила.
Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада, особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками. С большим интересом родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: папка с рисунками, лепка, аппликации, поделки из бросового материала.
Групповой альбом
«Наша дружная семейка» начиная с младшей группы я записываю интересные случаи с ребенком в группе, его первые смешные высказывания, вклеиваю фотографии детей, а также все работы и достижения детей в конкурсах. Родители с интересом рассматривают альбом, и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в группе с участием родителей.
«Копилка добрых дел» -На протяжении многих лет, я предлагаю родителям вместе с детьми в выходные дни сделать доброе дело любому человеку. Это может быть пожилой человек, сосед, и даже товарищ из нашей группы, который болеет и не посещает детский сад, а может просто кому то нужна помощь с доставкой продуктов, и родитель совместно с ребенком делают доброе дело. За это семья получает фишку и таким образом в конце квартала, семья и дети получают небольшую награду.
На родительских встречах нетрадиционной формы Я использую метод активизации родителей «Мой мини –эксперимент». Каждое лето ребята и родители, которые находятся в отпуске и не посещают детский сад, получают задание. Например, дети были на море, или у них в саду появилась жаба, и там они увидели что-то интересное, обязательно делятся с нами этим увиденным чудом и проводят небольшой эксперимент, и присылают нам фото в группу садика. Таким образом, мы контактируем с родителями и детьми во время их отсутствия в садике.
«Наше семейное дерево». Не так давно это стало нашей традицией вырастить дерево и посадить его на берегу реки, или в лесу или даже на своей улице. Мотивацией стало то, что экология наша очень загрязнена, а транспорта все больше и больше. Мы вместе с детьми вырастили орех, иву, дуб, они росли у нас в саду 2 года, а этой осенью родители и дети посадили свои именные деревья на постоянное место. Теперь у каждого есть свое дерево, за которым они наблюдают и ухаживают.
«Открытка пожеланий».
Если ребенок болеет и не посещает детский сад, или у него день рождение и ребенка нет в этот день в садике, мы с ребятами снимаем видео-открытку и отсылаем на телефон маме ребенка, или отсылаем письмо для этого ребенка, с пожелаем скорейшего выздоровления или с поздравлением. Таким образом, мы постоянно контактируем с родителями и детьми.
К каждой семье у меня индивидуальный подход. Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Ведь дети проживают и с одним родителем. Общаясь с папой или мамой, я чувствую ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку или родителям в той или иной ситуации.
С удовольствием родители откликаются на участие в различных тематических акциях проходящих в нашем детском саду, выставках, праздниках, акциях которые проходят в нашей станице. Мы принимаем совместное участие в уборке территории нашей станицы, уборке детских площадок, а также помощи многодетным семьям.
Все эти формы взаимодействия с родителями обогащают семейный досуг, объединяет взрослых и детей в общих делах. Результат совместного творчества способствует развитию эмоций ребенка, вызывает чувство гордости за своих мам, пап. А главное – включение родителей в совместный процесс воспитания даёт положительный результат воспитания и развития детей.