Наталья Ефимова
Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ
Следует заметить, что 21 век - это век интеллектуально развитых и творчески
мыслящих личностей. Перед системой образования поставлены задачи всестороннего развития молодого поколения, овладения личностью современной профессией, востребованной обществом и государством.
Формирование представлений дошкольников о труде взрослых–это необходимое направление деятельности дошкольной образовательной организации. Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.
Публикация «Нетрадиционные формы работы по ранней профориентации в ДОУ» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2024
ДОУ является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Возраст с 3 до 7 лет считается самым благоприятным для учебно-воспитательного воздействия. Этот период оптимален, чтобы прививать любовь к труду и уважительное отношение к любому законному виду занятости, знакомить (в игровой форме) с основными чертами профессий, формировать навыки, которые будут в дальнейшем развиваться и оттачиваться во время учебы в школе.
В дошкольной образовательной организации задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только непосредственно в образовательной деятельности, но и вне её. Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.
В настоящее время педагоги, находят новые формы работы по ознакомлению детей с миром профессий. Вот небольшой перечень нетрадиционных форм :
- Творческое моделирование и проектирование
- Разработка и составление алгоритмов
- Просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии
- Изготовление технологических карт
- Аукцион экономических идей
- Заседание бизнес-клуба «Маленький бизнесмен»
- Мультимедийные презентации
- Виртуальные экскурсии
- Создание мастерских «Спасательная служба», «Фермерское хозяйство»
- Проектная деятельность
- Изготовление лэпбуков
- Поздравление родителей с профессиональными праздниками
- Выпуск настенных газет, посвящённых профессиям
- Тематические недели
- Интерактивные игры
- Совместная трудовая деятельность (акции «Посади дерево», «Наша клумба»)
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Поэтому, одним из перспективных методов, наиболее эффективным и интересным для дошкольника, является метод проектной деятельности. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
деятельностью реально существующего предприятия или организации посредством интернет-трансляции или просмотра видеосюжета. К примеру, пожарная часть в городе не всегда доступна для посещения с группой дошкольников 5-6-летнего возраста. В случае отказа воспитатель может договориться о виртуальной экскурсии, чтобы дети могли посмотреть, чем занимаются огнеборцы, или показать воспитанникам заранее записанный сюжет о работе в части. В процессе экскурсий следует концентрировать внимание дошкольников на личности представителя конкретной профессии, на том, как он относится к своей работе и его взаимоотношениях с коллегами. После возвращения в детский сад нужно обязательно устраивать обсуждение увиденного – пусть дети расскажут, что им больше всего понравилось и запомнилось.
Выставки на тему «Вернисаж профессий» либо «Кем я хочу стать» следует проводить регулярно (по меньшей мере раз в год, чтобы отслеживать склонности воспитанников и уровень их информированности о видах деятельности.
Независимо от того, какая форма будет выбрана, знакомство с профессией должно быть максимально содержательным и полным. Желательно, чтобы информация о ней состояла из таких компонентов: название вида деятельности; места работы; орудия труда и материалы для него; рабочая одежда (форма); обязанности работника; черты характера и личностные качества; плоды труда и его польза для людей.
В игре дети знакомятся с различными профессиями, их названиями, орудиями труда, необходимыми для работы. Учатся выбирать орудия труда, необходимые парикмахеру, учителю, строителю, врачу, шахтёру, повару, полицейскому, садовнику- озеленителю и продавцу. Игра расширяет кругозор, словарный запас ребенка, развивает память, внимание. Эту игру можно использовать для занятий, как в группе детского сада, так и дома.
Правила игры: Ребенок должен правильно определить, что нужно для работы данной профессии. Нажав курсором мышки на кнопку, расположенную рядом с правильным ответом, появится смайлик. А если ответ неправильный, картинка исчезнет.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями. В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий.
Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя трудовые поручения и просьбы). Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные знания.
Таким образом, мы, педагоги, готовим детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Поэтому знания о труде должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.