елена Таракина
Необходимые условия для развития экспериментальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов
«Необходимые условия для развития экспериментальной деятельности дошкольников»
Работая в дошкольном учреждении, мы стремимся искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Одним из перспективных методов является детское экспериментирование. Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику работы ДОУ.
Публикация «Необходимые условия для развития экспериментальной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение следующих задач:
*Поддержание интереса дошкольников к окружающей среде, удовлетворение детской любознательности.
*Развитие у детей познавательных способностей (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
*Развитие мышления, речи – суждений в процессе познавательно – исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
* воспитание стремления сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
*Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
*Создание максимальных условий для развития познавательной активности в процессе экспериментирования.
Направления Опытно-экспериментальной деятельности :
• живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде.
• неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет.
• человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Структура детского экспериментирования :
- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
- формулирование выводов.
Методы, приемы и формы работы
Методы и приё мы работы: наблюдения, трудовые поручения, опыты, дидактические игры, моделирование, фиксации результатов, постановка вопросов проблемного характера, эвристические беседы, (сказки, рассказы, стихи, загадки, поговорки)
Формы работы: наблюдения, прогулка, путешествия, опыты, трудовая деятельность, экскурсии.
В работе по опытно-экспериментальной деятельности детей необходимо использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников и характером воспитательно-образовательных задач, которые решают воспитатели.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• Внешние (новизна, необычность объекта);Микроскоп, коллекция камней, бабочек
• Тайна, сюрприз;
• Мотив помощи;
• Познавательный мотив (почему так);
• Ситуация выбора.
Результат в работе с детьми достигается с помощью соблюдения последовательности проведения опытов и экспериментов от «простого к сложному» на протяжении запланированного временного промежутка.
Содержание опытно – экспериментальной деятельности состоит из четырё х блоков педагогического процесса:
1. Организованная образовательная деятельность с детьми. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей, воспитателями должен быть разработан перспективный план опытов и экспериментов. Занятия реализуются как в рамках образовательной “Программы воспитания и обучения в детском саду”, так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности. Образовательная деятельность познавательного цикла дополняется опытно-экспериментальной, поисковой деятельностью, что позволяет обогатить новым содержанием задачи познавательного развития и усилить развивающий эффект.
Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.
Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование может быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т. д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
2. Совместная деятельность с детьми.
Экспериментирование осуществляется в ходе режимных моментов: приём пищи, занятие, игра, прогулка, сон, умывание. Для этого создаются специальные условия в развивающей среде, стимулирующие обогащение развития исследовательской деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
Вне занятий опыты в лаборатории проводятся по желанию детей самостоятельно, воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дальнейших беседах. Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В процессе свободного экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, устанавливает практические связи между собственными действиями и явлениями окружающего мира, совершает своего рода открытие. Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует развитию гибкости мышления.
Самостоятельное экспериментирование дает возможность ребенку опробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность мышления схемами действия. Роль взрослого в этом процессе заключения не в том, чтобы сразу показать, как нужно делать правильно, а в том, чтобы стимулировать интерес малыша к предметам, побудить к самостоятельному исследованию, поддержать его любознательность. Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психологического развития. Она проявляется в том, что малыш активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим: сразу же исследовать его; с интересом включается в предложенные взрослым игры с водой, песком, экспериментировать с различными веществами; подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия; стремится поделиться ими с взрослыми.
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условиитесного взаимодействия с семьей:
– установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилия для развития и воспитания детей;
– создание атмосферы общности интересов;
– активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.
С этой целью проводят родительские собрания, консультации, беседы. Нужно объяснить родителям, что главное – дать ребёнку импульс к самостоятельному поиску новых знаний, что не надо делать за ребёнка его работу. Через различные виды наглядной агитации убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощряя стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений. Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.