Светлана Виноградова
Нейропсихологический подход как средство коррекции речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам психолого- педагогической поддержки детей с ОВЗ.
Ход мастер – класса:
Логопед: Добрый день уважаемые педагоги. Сегодня мы с вами снова собрались, чтобы обсудить очень актуальную и наболевшую тему – это речь наших воспитанников.
Количество детей с нарушениями речи год от года только увеличивается, увеличивается и число детей, имеющих статус ОВЗ. В нашем детском саду тоже есть дети с различными нарушениями в развитии. Это дети и с ЗРР, ЗПР, ТНР. Тяжёлые речевые нарушения имеют под собой физиологическую основу – поражение или дисфункцию определённых мозговых областей, поэтому и возникают нарушения высших психических функций. Речь также является высшей психической функцией, поэтому и страдает в первую очередь.
Публикация «Нейропсихологический подход как средство коррекции речевых нарушений» размещена в разделах
Конечно же, такие дети нуждаются в нашей помощи и в помощи специалистов, таких как психологи, дефектологи, врачи. Только комплексное воздействие со стороны всех специалистов и родителей позволит достичь положительных результатов в коррекции нарушений развития у детей.
Сегодня я хочу с вами поделиться и рассказать об очень интересном методе в работе с детьми с ОВЗ, и не только который называется – Нейропсихология.
Нейропсихология – наука, изучающая мозговые механизмы психических процессов.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана и наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией и предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления и речи).
Нейроигры и упражнения можно использовать с самого раннего детства, как в индивидуальной, так и в групповой работе и не только с детьми, но и с взрослыми.
На что направлены нейропсихологические упражнения :
- развитие концентрации и внимания, координации, умения чувствовать своё тело;
- развитие памяти, мелкой и общей моторики, умения ориентироваться в пространстве;
- работа над гармоничным взаимодействием полушарий;
- активизация речи;
работа над эмоциональной устойчивостью, повышением внимания и т. д.
Наш интеллект и речь находится на кончиках пальцев, поэтому нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики.
И сейчас мы с вами перейдём к практической части нашего мастер – класса и рассмотрим некоторые игры и упражнения с нейропсихическим воздействием, развивающие межполушарные связи нашего головного мозга.
1. Представляю вашему вниманию пособие основанное на нейроподходе - «Умные точки».
Это очень интересный вид работы и детям он очень понравился. Это пособие я использую и для развития мелкой моторики и одновременно для автоматизации звуков.
2. Упражнение рисуем одновременно двумя руками. Это упражнение позволяет включить мозг на все 100%. Это упражнение заключается в том, что одна рука рисует одну фигуру, а другая другую фигуру. И это очень сложное и трудное упражнение. Давайте с вами сейчас попробуем порисовать двумя руками одновременно, увидим, что же у нас получится.
3. Нейроигры с мячиками :
- синхронизирует работу полушарий;
- формирует чувство ритма;
- улучшает зрительно-моторную координацию;
- развивает внимание, память, мышление;
- стимулирует речевое развитие.
(Ладушки с усложнением)
(Скороговорка про Иринку с мячиком)
(Передача мячиков прямо и по диагонали)
4. Упражнение «Слепые шаги».
Ребёнок с завязанными глазами стоит спиной к логопеду.
Инструкция: - Если я дотронусь до головы, сделай шаг вперёд, если дотронусь до правого плеча- шаг вправо, если до левого – шаг влево, если дотронусь до спины – сделай шаг назад.
Это упражнение отлично развивает быстроту реакции, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, опираясь на слух.
И закончить наш мастер – класс мне хочется словами Ивана Петровича Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Таким образом, использование нейропсихологических методов и приёмов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность более качественно вести свою работу.