Зимнухова Татьяна
Конспект занятия по ознакомлению с хохломской росписью «Не каша кормит, а ложка»
▼ Скачать + Заказать документы
Не каша кормит, а ложка
Программное содержание:
1. Развивать интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
2. Закрепить знания о особенностях хохломской росписи, её производстве.
3. Вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого и настоящего.
4. Формировать навыки диалогической и монологической речи, активизировать словарь.
5. Развивать голосовой аппарат, формировать речевое дыхание.
6. Учить устанавливать эмоциональный контакт с собеседником, способствовать речевой инициативе.
Темочки:
- Каша, крупы. Все о кашах для детей
- Каша. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. Конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Расписные ложки, роспись под хохлому
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
7. Знакомить со свойствами дерева и металла путём экспериментирования и сравнения.
8. Развивать творчество, фантазию, воображение, память.
Оборудование: хохломская посуда, различные виды ложек, самовар, раздаточный бросовый материал, ТСО.
Предварительная работа: Беседы о хохломе металлической посуде, рассматривание различных видов посуды, чтение художественных произведений о посуде, сюжетно-ролевые игры «Семья», «Гости».
Ход занятия:
Педагог: Дети, давайте улыбнёмся своим друзьям, всем гостям, подарим всем тепло своих улыбок и сердец, чтобы всем стало радостно, светло, уютно в этом зале.
-Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на занятии? Что необычного вы здесь увидели? (Ответы детей о красивой посуде).
Педагог: Люди издавна стремились к красоте, творчеству, украшали свой дом, свой быт. Слава о наших мастерах идёт не только по Руси, но и по всему миру. Прославились города и сёла, где жили талантливые умельцы в песнях и стихах:
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома.
Педагог: Хохломские узоры украшают наш детский сад, что это за предметы? (стулья, столы, пианино, посуда, ложки).
Почти у всех дома есть хохломская расписная ложка, ну и, конечно, обычная для нас – металлическая.
А для чего нужна человеку ложка? Почему же возникла необходимость в её изготовлении? (Ответы детей)
Педагог: Сколько интересного Андрей и Настя рассказали об истории создания ложки. А откуда мы черпаем знания, откуда берутся знания у человека? (Из книг, от взрослых, из программ телевидения, из школы – предполагаемые ответы детей).
Человек не может всего знать, для пополнения знаний существуют специальные книги – энциклопедии. (Демонстрация книги)
А что мне с ней делать? (Дети называют алгоритм работы с энциклопедией.)
Предлагаю выложить слово «Ложка» из букв на фланелеграфе.
Чтение статьи о ложках из кулинарной энциклопедии.
Педагог: Какие интересные сведения мы узнали о ложках. Оказывается, они бывают разные. А здесь мы можем найти ложку? Можно выбрать кому какая нравится и рассказать о ней. (Дети рассказывают о ложках : деревянной, железной, чайной, серебряной, позолоченной, разливной.)
Педагог: Вы видите, как много ложек бывает на свете. На какие группы их можно разделить? (столовые, чайные.)
А ещё по какому признаку их можно разделить? (Металлические и деревянные.)
Проводится игра «Хорошо – плохо» :
Дети делятся на две команды.
Педагог: Вы – эксперты. Одни «защищают» деревянные ложки, другие – металлические. Затем находят отрицательные стороны предмета.
Итог игры: металлическая ложка практична, долговечна, более удобна для человека, безопасна.
Педагог: Ложки на Руси делали с выдумкой, расписные, вырезные и всегда носили с собой в футляре и за поясом. Не даром про ложку сложено много пословиц, поговорок и загадок. Какие из них вы помните?
Пословицы и поговорки:
Не каша кормит, а ложка.
Дорога ложка к обеду.
Ложка дёгтя в бочке мёда.
Каждый час по чайной ложке.
Загадки:
Сама не ем, а других кормлю.
Сидит на ложке, свесив ножки.
Много ешь или немножко, но нужна к обеду ….
Педагог: Молодцы! А в каких сказках говорится о посуде?
Ответы детей: «Федорино горе», «Горшок каши», «Муха – цокотуха», «Три медведя», «Лиса и журавль», «Лиса и кувшин», «Стойкий оловянный солдатик».
Педагог: Как много вы знаете сказок о посуде! А я вам предлагаю создать проект посуды. Выберете для себя материал и к делу! (Дети под музыку «Русская кадриль» работают с бросовым материалом)
Педагог по схеме предлагает рассказать о своём проект посуды.
Рассказ о посуде:
Что это?
Из каких частей состоит?
Из какого материала сделано?
Для чего нужна человеку?
Педагог: Когда вы станете взрослыми, может быть, кто – то из вас будет талантливым мастером и сделает необыкновенный предмет, котрый прославит нашу Россию!
Пока мы с вами посуду проектировали – у нас закипел самовар. Из какого материала он сделан? А почему не из дерева? Почему в деревянной посуде нельзя кипятить воду? (Дерево боится огня – оно сгорит.)
Психогимнастика «Самовар» :
Из положения на корточках дети постепенно встают, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук ф-ф-ф-ф-ф-ф.
Педагог: А к чаю есть вкусные конфеты.
Упражнения для развития речевых и мимических движений «Конфета» :
-Хотите попробовать? (Педагог предлагает воображаемую конфетницу детям. Дети «берут» конфету и «кладут» её в рот. По их лицам видно, что она им нравится (или нет). Потом дети пробуют чай, он горячий, затем они «отпивают» его.
Педагог: Ну вот, поели, попили, теперь нужно посуду не забыть убрать и помыть, чтобы не получилось как у Федоры.
Вы помогаете своим мамам? Молодцы!
Делу время, а потехе – час!
Сделал дело – гуляй смело!
В России ложка ещё и ударный музыкальный инструмент.
Споём весёлую песню о ложках «Ложки деревенские».
Звонкие, резные
Ложки расписные.
Ложки играть начнут –
Ноги сами в пляс пойдут!
Педагог: Какую красивую песню вы спели! А занятие вам наше понравилось? Оцените его. Положите расписные ложки в плошку хохломскую, если наше занятие понравилось, а рядом, кому не понравилось. Объясните – почему.
Сегодня мы вспомнили и узнали много интересного о посуде, о назначении ложки в жизни человека. Играли, пели и все были молодцы! Спасибо!