Папки-передвижки

«Наступили холода». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Чупрова Алла Алексеевна
«Наступили холода». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Наступили холода»

Цель:

Развитие связной речи

Задачи:

Образовательные:

Учить подбирать прилагательные к существительным, составлять предложения по сюжетным картинкам.

Формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:

Упражнять в образовании существительных с уменьшительно–ласкательным значением.

Активизировать словарь по теме «Зима».

Развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание.

Воспитательные:

Воспитывать умение внимательно слушать педагога и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением.

Оборудование для педагога: современные информационные технологии: презентация, музыкальное сопровождение, волшебная снежинка.

Оборудование для детей: пазлы на каждого ребенка, наборы картинок со звуками «ш» и «с».

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихотворений, наблюдение за погодой.

Ход работы

Организационный момент. Приветствие. Установление эмоционального контакта.

Здравствуй, здравствуй,

Мой дружочек! (здороваемся за руку)

Как живёшь ты? (ладонь направляется на друга)

Как животик? (ладонью гладим себя по животику)

За руки с тобой возьмёмся, (берёмся за руки)

И друг другу улыбнёмся! (улыбаемся друг другу)

Ребята, послушайте загадку:

Наступили холода,

Обернулась в лед вода,

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь –

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Дети: Зимой!

Воспитатель: Правильно, зимой. А какие признаки зимы вы знаете?

Дети: На улице холодно. Лужи покрылись коркой льда. Мы одеты в теплую одежду – шубу, пуховик, шапку, шарф, перчатки. На улице идет снег.

Воспитатель: Как называются зимние месяцы?

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: послушайте пословицы о зимних месяцах.

Декабрь год кончает, зиму начинает.

Декабрь – месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников.

Январь – батюшка год начинает, зиму величает.

Январь – году начало, зиме – середина.

Месяц январь – зимы государь.

Февраль силен метелью, а март – капелью.

Февраль богат снегом, апрель – водою.

Февраль три часа дня прибавит.

У февраля два друга – метель и вьюга.

Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам познакомиться с удивительной книгой, которая называется «Белая книга Зимы»

На доске появляется картинка: книга.

Зима приглашает нас отправиться на прогулку по страницам ее книги вместе с веселым Язычком. Открываем первую страницу.

На доске картинка: цифра 1 (первая страница, затем картинка: веселый язычок.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика:

«Лопатка», «Сосулька», «Саночки»

Жил да был Веселый Язычок. Однажды зимой захотелось ему выйти погулять. Выглянул Язычок в окошко и увидел много снега. Давайте возьмем лопатки и почистим снег на улице.

На доске картинка: лопатка.

Дети показывают упражнение «Лопатка».

Молодцы, почистили. Выглянул Язычок снова и увидел сосульку.

На доске картинка: сосулька.

Сосулька не одна, их много. Покажите нам свои сосульки.

Дети показывают упражнение «Сосулька».

Молодцы, растаяли сосульки, закрываем рот. Еще язычок хочет покататься на саночках.

На доске картинка: саночки.

Давайте все вместе прокатимся!

Дети показывают упражнение «Саночки».

Остановились и отдохнули.

На экране картинка: веселый язычок.

Ребята! Подул холодный ветер – «с». Повторите все за мной!

Дети протяжно произносят звук «с».

Шуршит снег – «ш».

Дети протяжно произносят звук «ш».

Дети, какой звук издают скользящие лыжи? «с- с-с».

Дети произносят звук «с» коротко.

Как дворник метет снег! «ш-ш-ш».

Дети произносят звук «ш» коротко.

Давайте откроем вторую страницу книги.

На доске картинка: цифра 2 (вторая страница)

Посмотрите, что это?

На доске картинка: снег.

Назовите красивые слова, снег какой?

Дети: Белый, пушистый, холодный, рассыпчатый, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий.

На экране картинка: снежинки.

Снежинки, какие?

Дети: Маленькие, белые, пушистые, снежинки – пушинки, снежинки – холодинки.

На экране картинка: сугробы.

Сугробы, какие?

Дети: Большие, белые, снежные.

На экране картинка: сосулька.

Сосулька какая?

Дети: Холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая.

Дети, скажите, если на улице идет снег, то погода…

Дети: Снежная.

Мороз…

Дети: Морозная.

Ветер…

Дети: Ветреная.

Холод…

Дети: Холодная.

Стужа…

Дети: Студеная.

Молодцы, ребята, спасибо! Открываем третью страницу зимней книги.

На доске картинка: цифра 3 (третья страница).

На доске картинка: снеговик (анимационный персонаж).

Воспитатель: Это наш гость – Снеговик. Посмотрите, ребята, он грустный. Что с тобой Снеговик?

Снеговик: Здравствуйте, дети! Как вас много, какие вы дружные! А я один… не с кем мне дружить. И поэтому мне грустно…

Воспитатель: Ребята, у бедного Снеговика нет друзей, как же это плохо. Давайте ему поможем и сделаем ему друзей – снеговиков. И возможно тогда ему станет веселее… Ребята, проходите за столы и послушайте мое задание. Нужно сложить пазлы и рассказать, какими зимними видами спорта занимаются друзья Снеговика.

Вопросы к детям:

- На чем катается твой снеговик? Кто он тогда?

- Какие зимние виды спорта ты знаешь?

- Что любит делать твой снеговик?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ваши снеговики подружились с нашим гостем!

На доске появляются сложенные детьми картинки снеговиков.

Снеговик: Спасибо, ребята, за интересные рассказы о моих друзьях.

Воспитатель: Ребята, сложите пазлы в конверты.

Очень рад снеговик,

У него довольный вид.

Сколько у него друзей,

Сразу стало веселей.

А давайте с ними поиграем.

Физкультминутка:

чистоговорка с движениями + пальчиковая гимнастика

(выполнение движений в соответствии с текстом)

ШУБА

Ша-ша-ша - наша шуба хороша.

Шо-шо-шо - в нашей шубе хорошо.

Шу-шу-шу - нашу шубу я ношу.

Ши-ши-ши - в нашей шубе попляши.

Ши-ши-ши - шейте шубы от души.

Дети шагают на месте

Са – са – са – са, голубые небеса,

Воспитатель: Молодцы, ребята! Открываем четвертую страницу «Белой книги Зимы».

На доске картинка: цифра 4 (четвертая страница).

На доске картинка: машина и сани.

Воспитатель: Дети, а давайте сейчас мы подарим Снеговику и его друзьям подарки. Посмотрите, что нарисовано на доске (машина, сани). Какой первый звук в слове сани? А какой звук спрятался в слове машина? Где он спрятался? Молодцы! Теперь проходите за свои столы. Положите перед собой карточку. Выберете картинки со звуком «с» и положите их в сани. А картинки со звуком «ш» – в машину.

Картинки: лошадка, шапка, мишка, кошка, автобус, самокат, самолет, Вопросы детям:

- Какие подарки ты положил в сани? Скажи правильно!

- Какие подарки лежат в твоей машине?

- В слове «автобус» где спрятался звук «с»?

- Где спрятался звук «ш» в слове «шапка»?

Воспитатель: А теперь Семен и Теона выполнят это задание на доске.

На доске картинка: Снеговик.

Снеговик: Спасибо вам, ребята, за подарки. Давайте откроем пятую страницу книги.

На доске картинка: цифра 5 (пятая страница).

На доске картинка: снеговик со снежинкой.

Снеговик: У меня для вас тоже есть сюрприз – волшебная снежинка!

Раз, два, три, четыре, пять –

Выходите поиграть!

Воспитатель: Вставайте, дети, в круг, начинаем играть. Я буду читать стихотворение, а вы заканчивайте строчки словами, похожими на слово «снег»

На доске появляются картинки-отгадки.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег).

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые. (Снежинки).

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее. (Снегопад).

Все бегут вперегонки,

в. (Снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик).

Рядом снежная фигурка

Эта девочка –. (Снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой. (Снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег).

Как много родственников у слова снег. А теперь другая игра. Я буду называть слово, а вы будете говорить его ласково.

Снег –

Снежок.

Сосулька – сосулечка

Мороз – морозец

Дерево – деревце

Ветер – ветерок

Горка – горочка

Лёд – ледок

Холод – холодок

Санки – саночки

Зима – зимушка

На доске картинка: снеговик.

Воспитатель: На сегодня мы закрываем нашу книгу. Пришло время попрощаться со Снеговиком. До свидания!

Ребята, книга не прочитана до конца. В ней осталось еще много интересного. Мы продолжим работу с ней в следующий раз. Расскажите мне, что мы сегодня делали, о чем говорили? Кому, что понравилось?

Дети рассказывают.

Публикации по теме:

«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [с] — [ш]» Цель: совершенствование слухового.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Наступили холода». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 12 марта 2025 в 17:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Наступили холода». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Чупрова Алла Алексеевна (УИ 3546835) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!
14 марта 2025 пятница
Изучаем бабочек!
Международный день числа «Пи»!
Мимоза — символ нежности, весны и красоты!
Духовных книг божественная мудрость!
Празднуем день рек!
Изучаем буквицы и славянскую азбуку!
А не сделать ли нам бутерброды?
Праздник для маленьких Энштейнов!
(Отмечается в пятницу второй полной недели марта)



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД