Елена Жаворонкова
Проект «Наша многонациональная страна»
▼ Скачать +Заказ
Вид проекта познавательно-патриотический, творческий
Актуальность проекта
Мир постоянно меняется в силу различных политических, экономических, культурных процессов. И всё чаще мы говорим от том, что нужно культивировать чувство патриотизма, сохранять традиции и чаще чтить предков. Патриотизм – любовь к Родине. С чего начинается Родина? С чего начинается любовь к Родине, к родному краю? Любовь к Родине в дошкольном возрасте подобна ростку, тонкому и нежному, и необходимо создать условия для его роста. Какие это условия? Это знакомство с историей России, символикой, достопримечательностями России и родного края, с народами, которые населяют Россию. Проявление интереса к жизни, сказкам, играм, традициям, народному творчеству народов России и возможность отразить свои впечатления в продуктивной деятельности – это начало осознанного отношения к своей Родине, ее красоте и богатству, к себе как гражданину своей страны. Гордость и ответственность, знание и уважение культуры и традиций – проявления патриотических чувств, любви к Родине.
Публикация «Проект „Наша многонациональная страна“» размещена в разделах
Проблемная ситуация
На территории проживают многие народы. У них свой язык, культура и традиции. Как они могут быть народом одной страны и жить дружно.
Проблемные вопросы:
- С чего начинается Родина?
- Какие народы проживают на территории России?
- Чем народы России похожи и в чем отличие?
Цель проекта
воспитание патриотических чувств детей посредством знакомства с народами, населяющими Россию
Задачи проекта
Для детей:
Образовательные:
- углублять и уточнять представления о Родине — России, ее государственных символах, праздниках;
- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;
- знакомить с многообразием народов, проживающих на территории России, их культурой и традициями, воспитывать уважительное отношение;
Развивающие:
- развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;
- развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
- развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями;
- развивать творческие способности детей, закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- воспитывать уважение к представителям народов России, их культуре и традициям.
Для родителей:
-повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания патриотизма.
- привлечь родителей к поиску информации для детей о народах России, их творчестве, культуре и традициях;
- привлечь родителей к формированию предметно-пространственной среды, сбору;
- привлечь к участию в совместных творческих работах с детьми
Для педагогов:
- формировать проектную культуру;
- делиться опытом работы по проектной деятельности с педагогами;
- создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие эмоционально-ценностного отношения детей к нашей многонациональной стране;
- организовать консультации для;
- подготовить и провести открытую образовательную деятельность «Вместе мы – Россия»;
- подготовить мультимедийную презентацию – отчет по проекту.
Сроки реализации
Долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023)
Этапы Реализации
1 этап: подготовительный (сентябрь 2022)
- постановка цели проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей;
- организация взаимодействия со специалистами;
- подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике;
- оформление картотек «Подвижные игры народов России», «Сказки народов России»
- разработка плана реализации совместной с родителями, специалистами проектной деятельности, консультативные встречи с родителями – представителями разных национальностей.
2 этап: практический (октябрь 2022г. – май 2023г.)
Работа с детьми, родителями, педагогами согласно планированию.
3 этап: заключительный (май 2023г.)
- анализ проделанной работы
- представление опыта работы
- публикацию в СМИ.
Продукт проекта
Открытая организованная деятельность «Вместе мы – Россия» https://25597.maam.ru/maps/news/362038.html
Выставка творческих работ «Богатство народов России»
Мультимедийная презентация проекта
Плакат «Орнаменты народов России»
Лэп-бук «Татарстан»
Предполагаемый результат
- пополнение и приобретение детьми знаний о Родине, ее истории, о народах, проживающих на территории России, их культуре и традициях;
- приобретение детьми навыков социального общения со сверстниками других национальностей, проявление внимания и уважения;
- овладение исследовательскими навыками сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, анализировать;
- итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.
Родители:
- проявляют живой интерес к данной теме и находят совместно с детьми информацию, ранее не знакомую им и интересную и для ребенка, и для себя;
- участвуют в совместной творческой деятельности;
- повышают свой культуру в области патриотического воспитания.
Педагоги:
- формируют проектную культуру и педагогические компетенции в целом, транслируют свой опыт
Практическая значимость
Проект позволит не просто дать детям информацию о России как о многонациональном государстве. Дети получат возможность углубиться в культуру и традиции разного народы с позиции представителя этого народа. Реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. Педагогам транслируют опыт реализации данной проектной деятельности на образовательных сайтах
Новизна
обновление содержания совместной воспитательно-образовательной деятельности педагогов и семьи в соответствии с условиями современной социокультурной среды.
Методы исследования
- Получение познавательной информации с использованием Интернет-ресурсов.
- Словесные: беседа, рассказ, объяснение
- Наглядные: наблюдение, иллюстрации, демонстрации, экскурсии.
- Практические: опытно-лабораторная работа.
Планирование проектной деятельности
Месяц
Содержание деятельности
Сентябрь
«Наша Родина – Россия»
- чтение художественной литературы;
- беседы «Моя Родина Россия», «Гимн России», «Герб России», «Флаг России», «Русская одежда»;
- рассматривание иллюстраций «Достопримечательности столицы», «Известные места Мытищ», фотографий, просмотр видеороликов;
- организованная деятельность (аппликация «Флаг России», рисование «Золотая хохлома», «Кукла в русском наряде», «Мой город – Мытищи», «Моя семья»);
- составление рассказов по картине «Ярмарка. Русские»;
- разучивание стихов о Родине, России, разучивание песни «Моя Россия» (Г. Струве, Н. Соловьёва, прослушивание русской народной песни «Во поле березка стояла», разучивание «Русской пляски».
- дидактические игры «Символы России», «Из какой сказки предмет», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Дом моды», «Разгадай ребус»;
- подвижные игры «Заря - Зарничка», «Золотые ворота», «Плетень», и др. ;
Родителям:
- экскурсия в Мытищинский историко-художественный музей;
- экскурсия в Мытищинскую картинную галерею;
- участие в акции «С днем рождения, любимый город»
Педагогам:
- разработка проекта по теме «Народы России», постановка цели и задач проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей;
- организация взаимодействия со специалистами;
- подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике
Октябрь
«Россия – многонациональная страна»
- чтение художественной литературы; рассматривание детской энциклопедии «Народы России», беседы по ее содержанию; викторина по русским народным сказкам;
- беседы «Народы России», «Традиции и обычаи русского народа», «Промыслы народов России» Решение проблемных ситуаций: «Если встретились русский, татарин, башкир»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- организованная деятельность «Вместе мы – Россия», пластилинография «Русский самовар», рисование русского народного женского костюма, «Волшебная гжель»;
- разучивание стихов о Родине; разучивание «Гимн России», хоровод «На горе то калина».
- дидактические игры «Символы России», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Угадай по описанию», «Разгадай ребус»;
- настольная игра «Путешествие по России», «Мемо Достопримечательности России»;
- подвижные игры «Тетерка», «Сделай так», «Чурилки», «Коршун и цыплята» и др. ;
Родителям:
- помощь родителей в подготовке костюмов для использования в организованной деятельности.
- консультативные встречи с родителями – представителями разных национальностей
Педагогам:
- оформление картотеки «Подвижные игры народов России»
Ноябрь
Калмыкия
- беседы «День Народного единства», «Зул – калмыцкий новый год», «Праздник калмыцкого чая»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- слушание Чонкушов «Степь», рассматривание картины «Джунгария» (Гарри Рокчинский);
- организованная деятельность (лепка из соленого теста «Борцоки», рисование «Калмыцкий орнамент»);
- дидактические игры «Символы России», «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Сосчитай»;
- театрализованные игры по сказкам народов России;
- подвижная народная игры «Серебряный пояс»;
Родителям:
- принять участие в выставке «Калмыкия»
Воспитателям:
- развлечение, посвященное Дню народного единства;
Декабрь
Жители степей. Башкирия
- беседы «Чем мы отличаемся друг от друга», «Жители степей – башкиры»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- прослушивание народных песен и музыки;
- чтение «Тюляк, сын Сари - Маркаса», «Беда», «Бурая корова», «Два брата», составление рассказа по картине: «Охота с ловчими птицами. Башкиры»;
- организованная деятельность аппликация «Башкирский сапожок», раскрашивание башкирского костюма;
- дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Разгадай ребус»;
- театрализованные игры по сказкам народов России;
- подвижные башкирские игры игра «Липкие пеньки», «Голуби»;
- сюжетно-ролевая игра “Дом моды”;
Родителям:
- Задание детям и родителям: совместно подготовить сообщение на тему: новогодние традиции народов России.
Воспитателям:
-
Январь
«На далеком Севере»
- беседы «Путешествие на север России», «Жители крайнего Севера»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- чтение «Как собака друга искала», «Кит и олень» - чукчи; «Девушка - хвощина» - якутская сказка, «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка; «Айога» - нанайская сказка, «Мышка и лиса»; чукотская сказка;
- слушание Арктической симфонии «Северное сияние», В. Задерацкий, музыки северных народов, разучивание танца «Якутяночка»;
- организованная деятельность (аппликация «Якутский амулет», рисование «Белый мишка»);
- дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко»;
- драматизация сказки «Мышка и лиса»
театрализованные игры по сказкам народов России;
- подвижные народные игры «Волк и жеребята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера»;
Родителям:
- создание совместно с родителями плаката «Музыкальные инструменты народов России», ее презентация;
Педагогам:
- создать с детьми лэп-бук «Народы севера»
- развлечение «Рождественские посиделки»
Февраль
«В гости к жителям гор»
- беседы «Наша Армия», «Военные профессии», «Защитники Отечества»; «Народы России», «В гости к жителям гор»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- чтение «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка В. Степанов «На Кавказе любят…», прослушивание музыки «Лезгинка» Хачатурян.
- организованная деятельность «Республика Дагестан», рисование «Дагестанский орнамент», лепка из соленого теста «Щурияр»;
- дидактические игры «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Найди пару», «Сосчитай» (одна бурка).;
- подвижные игры народов Кавказа: «Пастух и овцы», «Под буркой»
Родителям:
- участие в выставке «В гости к жителям гор»
Педагогам:
- подборка дидактических игр «Рисуем орнаменты народов России»
- организовать спортивные досуг к 23 февраля
- организовать масленичные гуляния
Марта
«Республика Татарстан»
- беседа «Дружба народов России», «В гости в Татарстан», «Как отмечают праздники татары», «Национальный татарский костюм»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- чтение «Три сестры», «Козел и баран», «Ловкий джигит», слушание музыки «Татарская плясовая», разучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Родная земля»;
- драматизация татарской сказки «Три сестры».;
- организованная деятельность (рисование «Татарский костюм», аппликация «Тюбитейка», «Праздники Татарстана»);
- дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Чей костюм»», «Разрезные картинки», «Найди такую же тюбетейку».;
- подвижные народные игры «Скок-перескок», «Тимербай»;
Родителям:
- подготовить с ребенком презентацию лэп-бука «Татарстан» (Архипов С.)
Педагогам:
- пополнить с детьми выставку «Богатство Татарстана»
- мастер-класс по изготовлению народной куколки с мамами
Апрель
«Республика Мордовия»
- беседы «Космонавты России», «Почему народы России дружат», «Дома разных народов»;
- рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов;
- чтение «Лиса и медведь», «Пугливая мышь», «Седун», разучивание танцев «Друзья»;
- организованная деятельность (рисование «Дружный хоровод», «Кукла на магните Мордовочка»);
- дидактические игры «Достопримечательности России», «Дорисуй орнамент», «Найди пару», «Найди словечко», «Дом моды»;
- раскрашивание мордовских орнаментов
- подвижные игры «Круговой», «В ключи»;
Родителям:
- создание совместно с родителями альбома рисунков по сказкам народов России;
Воспитателям:
- оформление картотеки «Сказки народов России»
- досуг ко Дню космонавтики
Презентационно – завершающий этап
- выставка продуктов детской деятельности (рисунков «Народные сказки», «Народные костюмы», поделок «Богатство народов России);
- открытая организованная деятельность на ОМО «Вместе мы - Россия»;
- картотека «Игры народов России»;
- картотека «Сказки народов России»;
- подборка пословиц, поговорок, загадок о Родине, России, крае;
- подборка «Энциклопедические данные о народах России»;
- подборка иллюстративного материала;
- творческие работы, презентации сделанные семьями детей;
- отчет и презентация проекта «Народы России».
Литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : ЦГЛ, 2005
3. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М. : «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).
4. Николаева В. В. «Пути формирование этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста» 2008, с. 29-32
5. Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Издательство «Скрипторий» Москва 2013год.
6. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с. : ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).
7. Сказки народов России «Гора Самоцветов» https://www.youtube.com/watch?v=Cd82K7u48Yk&list=PLm87fKoPLoMBp5DxIbVH-kFU96ogT8-x-.