Анна Соломатина
Мероприятие «Народный праздник»
«Праздник народных игр».
Цели:
-- формирование положительной мотивации к знакомству с русским фольклором, ознакомление с русскими народными традициями, играми, потешками, небылицами, загадками, плясками, песнями в ходе театрализованного представления;
-- воспитание бережного отношения к историческому прошлому и традициям России, обычаям своего народа, чувства патриотизма;
-- обогащение духовного мира детей и их родителей, как педагогическая помощь;
Публикация «Мероприятие „Народный праздник“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-- стремление объединить детей, родителей и воспитателей в едином воспитательно-образовательном процессе;
-- укрепление здоровья;
-- создание радостной атмосферы праздника.
Задачи:
-- организовать и провести массовый праздник с участием детей и родителей в детском саду;
-- привлечь родителей к совместному исполнительству (вокальному, игровому, хореографическому, актерскому);
-- создать условия развития интереса у родителей и детей к изучению фольклорных произведений и историческому прошлому своих предков;
-- формировать опыт коммуникативных навыков, навыков выразительности в исполнении произведений фольклора, эмоциональность и отзывчивость, раскрепощённость и искренность, творческую импровизационность участников праздника;
-- развивать творческие способности, выразительность речи, чистоту вокального интонирования, чувство ритма, музыкально-двигательные способности, умение играть на русских народных инструментах;
-- развивать спортивные навыки: бег, прыжки, ловкость, смекалку, быстроту реакции, координацию движений, выполнение правил игры, способность к взаимодействию с партнерами по игре, умение обращаться с предметами, ориентировка в пространстве;
-- воспитывать умение проявлять доброжелательность и дружелюбие, помощи друг другу;
-- уметь применять на практике полученные знания.
Описание.
Сценарий написан для детей среднего дошкольного возраста, все роли исполняют дети, участвуют родители.
Дети и взрослые на празднике одеты в русские народные костюмы, герои в костюмах (Скоморох Петрушка, Весна, в играх используются маски (Бабка Ёжка, Солнце).
Используются русские народные инструменты и атрибуты (деревянные ложки, ленты, канат, лошадь на палке, метёлка).
Во время мероприятия звучит только русская народная музыка или стилизованная - как в исполнении детей, так и для сопровождения плясок и фона всего праздника.
Этот праздник помогает создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств (любовь и преданность Родине, сохранение её традиций) и укрепление здорового образа жизни, сплочение родителей и детей, объединение воспитателей и родителей, о чём советует народная педагогика.
Предварительная подготовка.
1. Беседа-лекция с родителями и показ презентации «Влияние народной педагогики на современное воспитание детей в детском саду и семье».
В настоящее время вряд ли нужно доказывать, насколько велико значение народного музыкального творчества в воспитании подрастающего поколения. Каждый, кто хочет знать прошлое, правильно понимать настоящее и будущее, должен знать, что фольклор – прекрасное средство и эффективный метод массового воспитания! Происходит это через изучение богатейшего устного материала (сказки, загадки, дразнилки, считалки, поговорки, пословицы, небылицы) и музыкального материала (игры, колыбельные, заклички, песни, пляски, частушки, скоморошины). А так же, через яркие, эмоциональные беседы, участие в театральных действиях и кукольных театрах. Становится понятным, что всё это, несомненно, способствует творческому развитию и воспитанию наших детей, вырабатывает у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышает уровень культуры и воспитанности, педагогической образованности родителей.
Большое значение придаётся работе в коллективе. Коллективный труд и отдых сближал все поколения нашего народа и продолжает сближать, как и в детсаду и в школе, так и всех членов семьи. Совместный труд и веселье делает людей всех возрастов более ответственными, дружными, позволяет вместе решать проблемы и добиваться поставленных целей, а именно внедрение элементов обрядов и их участие в них, благоприятствует общей заинтересованности к занятиям, праздникам и развлечениям, способствует приобщению к традиционной народной культуре. И главное, духовно сближает родителей и детей в их семьях!
Жизнь русских людей проходила в соответствии с народным календарём, который представлял собой систему разделения, счёта и очерёдности годового времени. Из глубочайшей древности поднимается к нам народное понимание года, как круга жизни реальной и волшебной, отраженной в былинах, сказках, мифах, пословицах и загадках. До недавнего времени сообразно народному представлению о годе, как явлении человеческой и природной жизни строилась вся жизнь семьи, и была она на удивление ритмична, созвучна с национальной психологией, соразмерна с характером русского человека, с опытным путём многих поколений, найденным сочетанием праздников и труда, отдыха и работы, веселья и серьёзности. Все события размещались по кругу дней года. Точками и ориентирами отсчёта годового времени служили христианские праздники.
Основой годового ритма жизни было чередование будней и праздников. Будни – это, прежде всего, постоянная работа на полях, в хлеву, в доме, в ремесленных мастерских, это время забот, хлопот и усталости. На земле пахарь живёт, землёю кормится, с её дыханием каждый вздох его сливается. Вековечна была дума крестьянина об урожае, вот и присматривался он к природе, к её замиранию и пробуждению, следил за движением солнца, появлением месяца, сиянием звёзд – ведь во многом от этого зависела погода, урожайный или неурожайный год. Так возник народный земледельческий календарь, вобравший в себя приметы, наблюдения, открытия. Более чем ныне наши предки ощущали своё единение с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, таинствами, игрищами, обрядами и закликаниями они помогают весеннему пробуждению Солнца, появлению цветов и злаков, прилёту птиц и т. д.
Жизнь русского человека циклична и бесконечна, двигаясь по бытовому (жизненному) кругу, плавно перетекала от рождения к семье, а затем и к смерти, от предыдущего поколения к последующему. Праздничных дней в русском быту было довольно много: около 140-150 в году. В народную праздничную систему входили как праздники церковного календаря, так и праздники, не установленные церковью. Самые большие праздники в народном календаре были связаны с движением солнца. Народные праздники по самой своей природе педагогичны, они всегда включают в единое праздничное действо и детей и взрослых. По истечению времени, русский народный праздник всегда был открыт для новизны, изобретательности, вбирал в себя светские элементы как отечественной, так и зарубежной культур, впитывал церковную, православно-религиозную обрядность. Эта открытость веяниям времени и одновременно сохранность традиций прошлого, уходящего в глубину веков до языческих времён, создавала богатую духовную атмосферу, положительно влияющую на духовно-нравственное совершенствование подрастающих и взрослых поколений.
Одной составной частью многих праздников были обряды, которые получили название календарных, так как справлялись в течение всего календарного года. Обряд является некой внешней оболочкой обычая, это определённая последовательность действий, в ходе которых человек творит свой мир, обряжает его в знакомые образы. Мифологическое содержание всех календарных обрядов было единым. Прежде всего, с их помощью люди стремились стимулировать природные явления: наступление тепла и холода, выпадение и таяние снега, появление и увядание зелени, прилёт птиц, восстановление плодородия земли после жатвы и т. п. Кроме того, в обрядовой форме люди обращались к тем силам, от которых, как считалось, зависело их жизненное благополучие.
Другой составной всех праздников были игры : детские, подростковые, взрослые. Подразделялись они на игры в избе и игры на улице. Их значение многообразно: развлекательные, шуточные, состязательные, обрядовые, по временам года и праздникам.
Уважаемые взрослые! Уделяйте больше внимания и совместного времяпровождения для воспитания народной педагогикой своим детям. Тем самым поселите в душах своих любимых чад духовное, умственное и физическое развитие. А вернётся вам это душевным теплом, воспитанностью, образованностью, родительским почитанием и благодарностью, сохранением традиций семьи!
2. Показ-репетиция и советы родителям по проведению и подготовке совместного мероприятия «Праздник народных игр» :
-- знакомство со сценарием;
-- роль родителей и участие в празднике, их месторасположение, одежда и обувь взрослых;
-- изучение игровых правил;
-- определение даты и времени проведения праздника.
Ход праздника.
(Выходит Ведущая под плясовую музыку, зазывает двух других Ведущих-помощников, родителей и детей. Общая пляска. Все рассаживаются.)
Муз. рук. : Добрый день, гости дорогие!
Пожалуйте к нам на праздник народных игр. (поклон).
Давно мы вас ждем поджидаем!
Праздник без вас не начинаем!
1 Вед. : У нас для каждого найдется
И местечко и словечко!
Сегодня будут игры, пляски, смех,
Радости хватит для всех!
Муз. рук. : У каждого народа есть свои традиции, свои песни, пляски, игры и сказки! Вот и мы, русский народ, собрались, чтобы вспомнить старину глубокую, поиграть да повеселиться, как делали наши бабушки и дедушки!
1 Вед. : Будем праздник начинать!
2 Вед. : Будем песни петь, играть, плясать!
«У нас нынче субботея». (общ.)
Муз. рук. : В этом году в России зима выдалась снежная, морозная! Да и наши предки в старину ох и любили зимушку, да ее забавы! А вы мороза не боитесь? (Нет)
Игра «Два Мороза».
(Два Мороза-родители, стоят на середине зала, дети разделились на две команды, стоящие по краям зала. В руках у детей ленточки по цвету Морозов (синие, красные). Перебегая на другую сторону, Морозы ловят противоположные по цвету ленты.)
Муз. рук. : Вы два брата молодые,
Два Мороза удалые!
1. Я Мороз Синий нос!
2. Я Мороз Красный нос!
Муз. рук. : Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?
Дети: Не боимся мы угроз!
И не страшен нам мороз! (сигнал)
(Замороженные, отобранные ленты Морозами, стоят на месте.)
Муз. рук. : Ох и крепкий был мороз!
Отморозил всем нам нос!
А язык не отморозил? (Нет)
А руки, ноги целы? (Да)
А сейчас вы не зевайте,
Мою загадку отгадайте!
Тётушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везёт,
На землю холод трясёт,
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. (Зима.)
Муз. рук. : Эй, Ванюша-молодец!
Где твой конь-удалец?
Игра-хоровод «Как на тоненький ледок».
Муз. рук. : Ехай, ставь коня, Иван,
Да не зевай по сторонам!
1 Вед. : Тысяча игр на празднике нашем!
Играем, шутим, поём и пляшем!
Муз. рук. : А вы шутки то шутить умеете? (Да)
1 Реб. : Сидит ёжик на сосне
Новая рубашка
На голове сапожок
На ноге фуражка!
2 Реб. : Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.
Прачка на печке
Стирает корыто
Бабушка в печке
Поджарило сито
3 Реб. : Шли бараны по дороге
Промочили в луже ноги
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать:
Кто платочком, кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей.
4 Реб. : Из за лесу, из-за гор,
Едет дедушка Егор
На булатовой телеге
На скрипучей лошади.
Сапоги на нём с карманом
А жилетка с каблуком
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
Игра «Поясок».
(Дети берут по выбору разного цвета ленты и встают к соответствующим ориентирам-родителям.)
2 Вед. : В играх рот не разевай!
Смелость, ловкость проявляй!
Муз. рук. : А я считалочку знаю!
Ну-ка, я вас посчитаю!
Мороз, мороз, через тын перерос,
Бабку ёжку нам принёс.
Бабка, бабка, нос крючком,
Получай-ка помелом!
Игра «Бабка Ёжка». (родитель в кругу.)
(Бабка Ёжка с помелом в кругу скачет то на одной ноге с метлой, то на другой. Дети ведут хоровод, поют. Затем метёт по кругу, дети подпрыгивают. Кого дотронулась метла, тот выходит.)
Муз. рук. : Ой, ребята, тише, тише,
Что то странное я слышу.
(Под муз. выходит Скоморох.)
Скоморох: Мир вам, гости дорогие!
Девчонки и мальчишки озорные!
Я весёлый скоморох Тимошка,
Пришёл поиграть с вами немножко!
Я принес вам игру добавлялку.
Игра «Сказки добавлялки».
(Скоморох начинает, все заканчивают.)
Скоморох: Ок- ок- ок -покатился. колобок
Су - су- су -петушок прогнал. лису
Цо- цо- цо -снесла курочка. яйцо
Йок- йок- йок- не садись ка на. пенёк
Скоморох: Вот это вы молодцы, все сказки знаете!
(гладит живот) Ой, что это я проголодался!
Муз. рук. : Так ты ж ещё не работал?
Шуточная «Люди работают».
(Пока ставят стулья для игры.)
Муз. рук. : Сяду рядышком на лавке
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлённей погляжу.
1. Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар)
2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там в печке уголёк?
Кашу сварит. (чугунок)
3. Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в щи ныряет
Расписная. (ложка)
Снова всех зовёт игра!
Поиграем, детвора?
Игра «Где работа, там еда».
(Стулья стоят по кругу, на них лежат ложки. Играющих (дети и родители) больше, чем стульев. Под муз. идут по кругу вокруг стульев. По окончании муз. нужно взять ложку и сесть на стул.)
Муз. рук. Ох, и лентяй ты, Скоморох Тимошка!
Скоморох: Да! Что-то я устал немножко!
Пойду, вздремну чуток.
Играйте, играйте,
Да про меня не забывайте!
Прощайте! (уходит.)
Муз. рук. : Ну что? Все подкрепились? (Да)
Ну, тогда, тут у нас силачи объявились!
Игра «Перетягивание каната». (с родителями)
1 Вед. : Трынцы- брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы!
2 Вед. : Это зимушка уходит,
Весну красную приводит!
Игра «Матушка весна».
(Родители с детьми строят круги воротики. Дети цепочкой идут (входят и выходят) в воротики, поют. На слова «гуляй» ворота закрылись, поймавших, ставят в круг.)
Муз. рук. : А ну-ка, все скорей скорей,
Отгадайте-ка, загадку веселей!
Ты весь мир обогреваешь,
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все. (солнце.)
Игра «Солнце».
(Взрослый-солнце в середине круга, дети поют и выполняют движения в кругу. На слова «горю», солнце ловит детей.)
Муз. рук. : Не могу я без частушек,
Не могу без песен,
Без гармошки заводной
Мир как будто тесен!
Девочки: Станем девочки рядком
Да частушки пропоём!
Мальчики: Да и мы, пожалуй, встанем,
От подружек не отстанем!
Частушки-пляска «Зимняя гармошка».
Муз. рук. : От песен, игр и плясок
Стало горячо.
Наверное уже пора
Попить уж всем чаёк!
5 Реб. : На Руси один зарок,
Кроме всякой пищи:
Утром-чай, в обед-чаёк,
Вечером-чаище!
1 Вед. : У праздника есть начало,
2 Вед. У праздника есть и конец.
Муз. рук. : Кто с нами играл и смеялся весь день-
Вместе: Тот стал-молодец!
Выход с пляской «Русский чай».
( Под музыку совместное чаепитие: дети, родители, педагоги).