Татьяна Костромина
Организованная образовательная деятельность «Русская ярмарка» по теме «Народные промыслы» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Организованная образовательная деятельность
Тема: «Народные промыслы. «Русская ярмарка»
Воспитатель
Костромина
Татьяна Владимировна
г о Люберцы
Тема: «Народные промыслы нашей Родины «. Русская ярмарка».
Публикация «Организованная образовательная деятельность „Русская ярмарка“ по теме „Народные промыслы“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
Цель: закрепить знания детей о народных промыслах. Задачи.
Образовательные : актуализировать знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства;
- продолжать формировать знания об особенностях изделий дымковских и филимоновских, хохломских и гжельских мастеров.
- совершенствовать навыки составления узора из знакомых элементов гжельской росписи,
-уточнить технику рисования гжельской розы.
Развивающие: развивать память, внимание, воображение, речевой слух, творческую фантазию детей.
Воспитательные: воспитывать интерес к народно-прикладному искусству, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров; развивать эстетический вкус; продолжать прививать детям любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству; формировать навык коллективного выполнения работы в соответствии с общим замыслом;
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами по теме занятия : бордюр, травинки, капельки, усики, завитки, кустики и др. Развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи.
Методические приемы.
-Рассказы воспитателя и детей о народном творчестве. -
-Вопросы детям, проблемные вопросы.
-Использование народных игр, потешек, загадок, пословиц.
-Рассматривание предметов искусства, анализ, классификация.
-Объяснения, показ.
Материалы и оборудование.
Выставка дымковских и филимоновских игрушек, гжельских и хохломских изделий; семеновская матрешка девятиместная, мезенский расписной деревянный сундук, русские народные костюмы для детей; шест с лентами для игры «Карусель», пары деревянных ложек по количеству детей. Варианты узоров гжельской росписи, силуэты гжельской посуды, вырезанные из бумаги - на каждого ребенка. Краска акрил. Кисти №2 и №3, палитры, подставки для кистей, баночки с водой - на каждого ребенка.
Предварительная работа педагога.
Подбор детской и методической литературы.
Подбор стихов, песен, частушек и русских народных игр.
Изучение истории русских народных промыслов. Подбор изделий народных мастеров, оформление выставки. Изучение и уточнение техники росписи элементов гжельского промысла. Оформление детских работ и выставки для родителей. Изготовление бумажных силуэтов посуды, игрушек для самостоятельной работы детей. Составление педагогом конспекта организованной образовательной деятельности.
Предварительная работа с детьми группы.
Рассказ воспитателя об историии народных промыслов. Постепенное внесение изделий народных промыслов с рассматриванием и выделением особенностей. Чтение литературы и рассматривание иллюстраций. Составление рассказов детьми. Слушание и пение русских народных музыкальных произведений. Разучивание стихов, частушек, хороводов. Лепка по темам народных промыслов. Знакомство с элементами разных видов росписи: проведение аналогии, сравнения, анализа. Роспись силуэтов глиняных игрушек, хохломской и гжельской посуды. Проведение русских народных подвижных игр «Жмурки», «Гуси –лебеди», «Карусель».
Индивидуальная работа.
Отработка с детьми техники рисования элементов росписи гжельского народного промысла. Индивидуальные беседы. Разучивание пословиц и поговорок, стихов и частушек
Ход организованной образовательной деятельности.
Дети под музыку входт в музыкальный зал. Воспитатель приглашает их подойти к карте.
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Так выглядит на карте наша Родина-Россия! Здесь мы видим реки, озера. Пустыни, леса и горы. Много здесь городов, поселков, деревень. В них живут красивые, добрые и талантливые люди, которые своими руками создавали произведения народного искусства. Это различные деревянные и глиняные игрушки, расписная посуда, домашняя утварь, яркие подносы. Затем все это продавали на ярмарке. А кто из вас может сказать, что такое ярмарка? С давних времен у русского народа был обычай – устраивать веселые ярмарки, на которые съезжались с разных мест продавцы с товаром и покупатели. А некоторые люди приходили себя показать, да на других посмотреть. Помимо торговли на ярмарке можно было поиграть в различные игры, померяться силой, попеть песни и станцевать народные танцы. Очень весело проходили ярмарки на Руси. Приглашаю вас на ярмарку. Слышите музыку? Народ уже веселится, давайте и мы присоединимся.
Танец «Ой, лето» (Иван Купала «Заинька»).
Воспитатель:
-Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары, продаются самовары,
Покупают люди сушки и отличные игрушки!
Вот мы сейчас и посмотрим, что привезли на ярмарку мастерицы.
(Воспитатель подводит детей в выставке филимоновских игрушек).
-Есть под Тулой деревенька. Филимоново зовут,
И живут там мастерицы, что добро в дома несут.
И добро там непростое. И не злато – серебро.
Филимоновской игрушкой называется оно.
1 ребенок (показывает петушка) :
- С переливами поет. Утром будит весь народ.
Золотистый гребешок гордо носит (петушок).
2 ребенок:(показывает филимоновскую барышню) :
- Ты откуда к нам пришла такая вся простая.
Без хитрых затей с длинной шеей и расписная
Для игры и забавы детей (Филимоновская барышня).
Воспитатель: А какие еще игрушки умеют делать мастерицы?
Эти игрушки любят дети и взрослые. Как вы думаете. Почему? Потому что эти игрушки – свистульки. Подуешь в такую свитульку, и сразу хочется веселиться и играть. Какая же ярмарка без игр? На игрищах наших игр разных – тьма! - В играх рот не открывай, ловкость, смелость проявляй!
Приглашаем всех кататься на качелях – каруселях!
Рус. нар. игра «Карусель» (русские народные мелодии).
Дети:
-Еле – еле – еле – еле завертелись карусели,
А потом кругом, кругом – все бегом, бегом, бегом…
Закрутили, завертели колесо у карусели.
Весело нам, весело! Всем нам ехать весело!
Воспитатель: На нашей ярмарке состязания проводятся не только по мастерству и ловкости, но и по уму. Вот поглядим сейчас, кто из вас самый смекалистый.
Загадки:
-Кофточка цветная, юбка расписная.
Шляпа трехэтажная, статная и важная (Дымковская барышня).
- Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные,
Белоснежны, как березки: кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор (Дымковская игрушка).
Давайте подойдем поближе и рассмотрим. Почему эти игрушки называются дымковскими? Из чего их сделали мастера? Какие краски они использовали? Да. Краски яркие, праздничные. А какими узорами расписаны игрушки? А какие еще игрушкии лепят мастера? Как по - вашему, эти игрушки веселые или грустные? - Воспитатель выслушивает ответы детей. - Спасибо дымковским мастерам! Пройдемте дальше. (Дети выходят в центр зала к выставке хохломских изделий).
Ребенок:
- Эй, парнишки и девчушки! Не хотите ль спеть частушки?
Для друзей и для гостей запевайте веселей!
Частушки (рус. нар. мелодия).
1. Выхожу и начинаю я для вас частушки петь.
Затыкайте, гости, уши, чтоб со стульев не слететь.
2. Надою я молока, и налью котенку.
Разрисую Хохломой милую Буренку.
3. Бабка деда до обеда заставляла рисовать –
Ведь в красивую посуду щи приятно наливать!
4. Некрасивый мой миленок – вот такие вести.
Хохломой разрисовала, стал на первом месте!
5. Хохлома да Хохлома, разукрашу все дома.
А потом всю улицу, петуха и курицу.
Воспитатель обращает внимание на хохломские изделия :
-Листочки, ягодки, цветочки, стебелечек, завиток,
Здесь хозяева три цвета: черный, красный, золотой.
Кто привез товар такой? (Хохлома).
Где, ребята, делают знаменитую деревянную посуду? Почему хохлому называют золотой? Но только ли золотой цвет мы видим в хохломской посуде? Какими еще цветами пользовались мастера при росписи своих изделий? (черный, красный, зеленый). А каковы основные элементы хохломской росписи? (травка, завитки, ягоды).Воспитатель выслушивает рассказы детей о хохломском промысле).
-Так красиво – всем на загляденье. Из такой посуды есть – просто объеденье!
Вот, полюбуйтесь, золоченые ложки! Кто хочет поплясать немножко?
(Дети подбегают, разбирают ложки).
Танец с ложками (Русская мелодия «Подгорка»).
Воспитатель показывает детям мезенский сундук : Какой красивый сундук, попробую его открыть – не открывается! Чтобы его открыть, надо произнести волшебные слова: Футы – нуты, лапти гнуты; сундучок, сундучок, открывай – ка свой бочок!
(Звучит музыка. Сундук открывается, воспитатель заглядывает).
Загадка:
- Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
Что же это за подружки? (Матрешки).
(Дети рассматривают их, описывают, раскрывают, считают, расставляют по росту).
-Вот красавицы матрешки, хороши – не рассказать!
Воспитатель приглашает детей : Пойдем – ка дальше по базару. Поглядеть кой – какого товару.
(Подходят к лавке гжельской посуды).
Здравствуй, Хозяюшка! Чем ты нас порадуешь?
Хозяйка: Полюбуйтесь на гжельскую посуду!
1 ребенок:
- Синие птицы по белому небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль, изделия рук золотых.
2ребенок:
- Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!
Хозяйка: Любят гжельские мастера расписывать белоснежные фарфоровые изделия диковинными птицами, цветами, травами. А самый излюбленый узор – гжельская роза. Все, что рисуют мастера, становится синим и голубым. Любят гжельцы говорить, что небо у них, как нигде синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белоснежный фарфор. Делают в Гжели посуду: чайники, масленки, чашки, кувшины и вазы, а также подсвечники, фигурки людей, животных и даже часы. Не только в росписи изделий гжельские мастера отличаются от других. Мастера в Гжели – большие фантазеры. Изделия всегда непростой, причудливой формы, все веселые и красивые.
Воспитатель: Так что ж ты, Хозяюшка, такая печальная сидишь на веселой ярмарке?
Хозяйка: Сижу, работу делаю для продажи - посуду расписываю. Ярмарка в разгаре, а посуды все мало. Коли пришли, помогите мне. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь, хоть брось!
Воспитатель: Не печалься, Хозяюшка! Мы твоему горю поможем, дети не только промыслы знают, но и сами расписывать умеют.
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы).
Дети, перед вами гжельская посуда. Мастера выполнили только мелкие детали: ручки чашек, крышки чайников, донышки, а мы с вами распишем посуду основным узором. (Объяснение, показ рисования гжельской розы). Дети под музыку рисуют, вспоминают пословицы и поговорки о труде:
Делу – время, потехе – час.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Терпение и труд все перетрут.
Сделал дело – гуляй смело.
Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
Маленькое дело лучше большого безделья.
(Готовые работы закрепляют на доске).. Воспитатель хвалит детей. Хозяйка благодарит.
Хозяйка: Весь товар у вас на славу, потрудились вы не зря. Вот, баранки получите, и спасибо вам, друзья!
(Вручает связку баранок, звучит песня).
Русская народная песня «Бай – качи – качи!»
Воспитатель: Солнце закатилось. Наша ярмарка закрылась, но мы с вами успели полюбоваться красивыми вещами. Которые делают золотые руки русских мастеров.
- Велика Россия наша, и талантлив наш народ.
О Руси родной, умельцах, на весь мир молва идет.
.
Литература:
1. О. А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народно – прикладным искусством.
2. О. А. Соломенникова «Радость творчества».
3. Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 1997год.