Екатерина Оленчик
Проект «Народная игрушка — матрёшка»
▼ Скачать + Заказать документы
Российская Федерация комитет по образованию администрации городского округа
«Город Калининград»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД №125
___
Проект на тему :
«Народная игрушка – матрёшка»
Срок реализации: 1 месяц
Возраст детей: 2-3 года
Авторы проекта :
Афанасьева И. В. Оленчик Е.
С. Руди И. Ленская Ю. В.
г. Калининград, 2019 г.
Публикация «Проект „Народная игрушка — матрёшка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
«Народная игрушка – матрёшка»
Игрушка – это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребёнка. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали и вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, народным искусством, с фольклором. Игрушка – одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.
Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно, народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недостаточно информированы об истории происхождения матрёшки, как русской народной игрушки, недооценивают развивающую роль матрёшки.
Участники проекта :
Воспитатели младших групп, педагог – психолог.
Дети младших групп;
Родители воспитанников.
Актуальность темы:
Матрешка-красавица, с милым и задорным лицом – русская народная игрушка, которая покоряет сердца детей и взрослых со всего мира. И очень жаль, что не у каждого ребенка в нашей стране эта игрушка присутствует в жизни.
В наше время у детей большое разнообразие в игрушках, но они не имеют представления о традиционной русской игрушке. Да и многие взрослые имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей народа.
На примере народной игрушки, можно узнать о традициях, истории, культуре своего народа. Матрешка не просто народная игрушка, она хранительница исконно русской культуры. Она – сувенир, памятная кукла, на фартуке которой искусно прорисованы бытовые сценки, сказочные сюжеты, пейзажи, фантастические цветы. Матрешка – сувенир России и символ ее культуры.
Матрешка – развивающая игрушка для детей. С ее помощью можно научить детей выделять разные качества, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Она способствует развитию координации пальцев рук, глазомера, восприятия, мышления, речи, воспитывает усидчивость.
Цель проекта :
обобщить знания детей о русской народной игрушке – матрёшке;
развить у детей познавательный интерес к народным игрушкам;
создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребёнка;
способствовать развитию речевого общения, обогащению и активизации словаря детей;
развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
развивать интерес и любовь к искусству.
Развивающие:
развивать чувство цвета, ритма и композиции, эстетическое восприятие;
развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность в поведении детей.
развивать у детей умение видеть прекрасное в окружающем мире и передавать его через изобразительную деятельность;
Воспитательные:
воспитывать любознательность, интерес к народному творчеству на примере русской народной игрушки – матрёшки;
воспитывать духовно-нравственные качества, чувство любви, доброты, милосердия и уважения к близким через умение видеть прекрасное в окружающем мире и передавать его через изобразительную деятельность;
содействовать освоению социальных навыков и норм поведения, налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи;
Вид проекта : познавательно-речевой, творческий.
Продолжительность проекта :
1 месяц.
Сроки реализации: 2019г.
Системная паутинка
Образовательная область Задачи Ценностные категории Методы, формы
Чтение художественной литературы: песенки, потешки, сказки, загадки. Задачи: вызвать желание слушать потешки, песенки, сказки, загадки учить рассказывать вместе
воспитателем, отвечать на вопросы, побуждать к непроизвольному заучиванию;
развивать речь, умственную активность, память;
воспитывать умение слушать друг друга, воспитывать любовь к
народным фольклорным песенкам и стихам. Традиции
Семья
Литература
Благодарность
Великодушие
Красота
Родина
Патриотизм
Добросердечие *Творческое задание;
*Ознакомление с произведениями народного творчества.
*Просмотр видеоматериала по данной теме.
Взаимодействие с родителями: организация мини музея; консультации; совместные праздники и развлечения.
(Какие именно? Названия)
Музыкальные занятия и развлечения: песни, хороводы, музыкально- ритмичные движения. - формирование навыка ритмичной ходьбы,
- развитие слухового внимания, умения начинать и заканчивать движения под музыку,
- развитие координации движений,
- развитие ориентировки в пространстве.
Музыкально-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способностей способствует развитию общей структуры личности. Благодаря тем или иным видам музыкальной деятельности развиваются фантазия, мышление, речь. *Рассматривание картин, чтение стихов
* беседы;
наблюдения;
игровая деятельность;
Взаимодействие с родителями:
Консультация
Беседы
(Конкретно? Названия)
Игровая деятельность: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки. формирование у детей игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры. Развивать двигательную память ребенка, научить соотносить движения в соответствии с текстом. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения.
2. Способность ориентироваться в сфере человеческих отношений.
3. Способность координировать свои действия с другими. Постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий её участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми.
*Наглядный материал
*Чтение стихов
* Беседа – обсуждение *Разучивание стихов
*Подготовка к итоговому мероприятию
Взаимодействие с родителями:
*Консультации
*Беседы
Конкретно? Названия)
Взаимодействие с семьями воспитанников: организация мини-музея, совместные праздники и развлечения. Обогащать восприятия жизненных впечатлений. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Продолжать формировать у детей познавательный интерес к объекту. Способствовать накоплению познавательных эмоциональных впечатлений от контакта с игрушкой. Развивать интерес к игрушке, желание с ней играть.
Книжная культура
Искусство
Труд
Усидчивость
Терпение
Родная культура *Художественное творчество
*Коллективные и индивидуальные работы
*Совместные работы 2-3 детей
*Тематические занятия
*Дидактические игры
*Развлечения
Взаимодействие с родителями:
*Консультации, беседы
*Конкурсы работ родителей и воспитанников
*Выставки детских работ для родителей
*Стенгазеты
Конкретно? Названия)
Продуктивная деятельность: лепка, аппликация и рисование. - предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы, - формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах глины, пластилина, пластической массы и способах лепки, - приобщать детей к искусству аппликации, формировать интерес к этому виду деятельности. *Дыхательная гимнастика
*Психогимнастика
*Физминутки
*Игровые упражнения, задания
Взаимодействие с родителями:
*Консультации
Конкретно? Названия)
Планируемый результат:
• освоение детьми доступных знаний о русской народной игрушке – матрёшке;
• развитие у детей интереса к русской народной игрушке – матрешке;
• использование детьми игр с матрёшками в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки);
• проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам;
• развитие речевой активности детей в разных видах деятельности;
• умение рисовать простейшие элементы росписи матрёшек;
• повышение активности родителей в проведении мероприятий для детей.
Роль родителей в реализации проекта : родители принимали активное участие в проектной деятельности : изготовление дидактических игр «Найди одинаковых матрешек», «Большие и маленькие матрешки»; подборка стихотворений, загадок о матрешках; оформление выставки рисунков «Русская красавица – матрешка».
Этапы реализации проекта
Этапы проведения и реализации проекта :
Подготовительный этап:
1. Изучение интереса детей для определения целей проекта;
2. Определение цели и задач проекта;
3. Определение необходимых средств реализации проекта;
4. Изучение методической, научно-популярной литературы;
подбор потешек, стихов, загадок, песенок, мультфильмов о матрешках;
пополнение предметно-развивающей среды новыми материалами, атрибутами.
Основной этап:
1. Чтение рассказов, сказок о матрешках, загадывание загадок;
2. Просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов о матрешках;
3. Рассматривание иллюстраций, картинок с изображением матрешек;
4. Беседы с детьми: «Народная игрушка – матрешка», «Как играть с матрешкой», «В гости к нам пришла матрешка»;
5Отгадывание загадок о матрешках;
6. Разучивание потешек, стихов, песенок о матрешках;
Заключительный этап:
1. Выставка творческих работ, поделок, рисунков детей, выполненных в ходе реализации проекта;
2. Выступления ребят по домашнему заданию - демонстрация поделки «Моя Матрешка».
План реализации проекта
№ Мероприятия Цели Сроки
1 этап – концептуальный
1. Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её актуальности формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов.
Декабрь
2 этап – подготовительный
1. Подбор и знакомство с методической литературой по проблеме духовено – нравственного воспитания дошкольников Повышение знаний педагогов Декабрь
2. Подбор наглядного и практического материала для организации работы с дошкольниками по теме Создать условия для реализации проекта.
Декабрь
2 этап – внедренческий
1. Рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства, народных игрушек, иллюстраций, книг
Составление и отгадывание загадок о народных промыслах Доставить детям радость от совместного творческого процесса и прикосновения к прекрасному. Воспитывать художественный вкус, создавать эмоциональное настроение.
Декабрь
2. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей народного творчества». Формирование познавательного интереса к русской народной игрушке через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Декабрь
3. Пение «Ложкари», музыка и слова Н. И. Суховой; Игрушкины частушки, муз. Т. Ореховой, слова П. Синявского Приобщать детей к русской национальной культуре; развивать музыкальные способности дошкольников; Декабрь
4. Чтение «Краса ненаглядная» Е. Осетров; «Дарума и Ванька-встанька» Э. Котляр, «Матрешкины потешки»
В. Берестов;
Познакомить детей с новыми произведениями; Активизировать мыслительную деятельность.
Воспитывать эстетическое отношение к народно - прикладному искусству.
Декабрь
5. «Разрезанные картинки», «Русские узоры», игра – эстафета «Веселые мастера», «Собери матрешку» Развивать мышление у ребенка, формировать навык сравнения отдельных частей картинки, определения их местонахождения. Развивать зрительное внимание. декабрь
6. Художественно-продуктивная деятельность: рисование «Матрешки» Учить составлять узор, заполняя картинку по краям и середине. Расширить знания детей о матрёшках. Закрепить понятия «большой», «меньше», «еще меньше», «самый маленький». Закрепить понятия «один», «много», «ни одного». Развивать изобразительное творчество детей. Создать радостное настроение. Закрепить знание цветов.
Декабрь
7. Слушание музыкальных произведений: «Русские матрёшечки» сл. А. Осьмушкин, муз. В Темнов; «Русская матрёшка» муз. Варламова; «Ой да мы матрёшки» сл. Петрова, муз. З. Левина; Формировать у детей умение слушать музыкальное произведение.
Вызывать эстетические чувства у детей, художественное восприятие, вызывая эмоциональный отклик на произведение искусств, воспитывать умение внимательно слушать. Декабрь
3 этап - заключительный
1. Праздник «Ярмарка народной игрушки» Обобщить представления о разнообразии народных игрушек. Декабрь
2. Презентация для родителей и педагогов. Подведение итогов проекта
3. Анкетирование родителей Обратная связь Декабрь
Условия реализации проекта :
1. Учебно-методические ресурсы проекта
План работы;
Список методической литературы;
Сборники стихов;
выставка продуктов детской деятельности.
2. Материально – технические ресурсы проекта.
DVD-центр, музыкальный центр, компьютер;
Иллюстрации на бумажном и электронном носителе;
Сборники стихов, загадок.
3. Организация РППС (Вы представили список используемой литературы. Каким образом организована среда не указали)
• Веракса Н. Е, Веракса А. Н «Проектная деятельность дошкольников».
• Князева О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
• Клиентов А. «Народные промыслы».
• Козлова Е. «Матрешке – 100».
• «Матрёшка : история русской любимой куклы»
• https://www.dollplanet.ru/folk/matryoshka_obzor
• «Матрёшка – русская игрушка»
• Пополнение библиотеки группы стихами Ф. И. Тютчева, С. Д Дрожжина, С. А. Есенина, А. А. Блока.?)