Лариса Емельянова
Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «О чём расскажет народная игрушка»
Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла.
•Познакомить детей с последовательностью обработки глины.
•Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора и связь их с языческими традициями на Руси.
•Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно-прикладного искусства.
Публикация «Конспект „О чём расскажет народная кожлянская игрушка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
•Воспитывать эстетические чувства, желание прикоснуться к подлинно народному искусству, к истории России.
Восп. : Здравствуйте, гости дорогие! Я рада видеть вас у себя в мастерской. Сядьте поудобнее и послушайте мой рассказ.
Родина русского народа – Россия. Курск – это край, где мы родились, где живём, это наш дом.
Курская земля – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные курские земли поют.
Но не только песнями, плясками, сказками славилась наша курская земля, но и народными умельцами, мастерами. Это они возводили прекрасные храмы, игрушки, поделки из дерева и глины, соломки. Каждый мастер вкладывал в свою работу частицу своей души.
Мы гордимся стариною.
Стала нам она родною.
Вечно радует кого-то
Наших прадедов работа.
Сегодня мы продолжим знакомиться с изделиями мастеров села Кожля. А что бы по лучше представить село Кожля давайте закроем глаза и перенесёмся на берег реки Сейм.
(Включить курские песни, курского соловья, показать картину, фотографии.) Вот мы и на месте.
Вечера зимою длинны,
И лепили здесь из глины
Всё игрушки непростые,
А волшебно-расписные.
Говорят о ней повсюду,
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз.
О Кожлянской игрушке
Поведём сейчас рассказ.
Ой, ребята, посмотрите, что это за коробочка. Да здесь же кожлянские игрушки и записка какая-то.
Мы игрушки знатные,
Складные, да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся.
А теперь сказка начинается. А вы ребята поможете мне сказку рассказать?
ТЕАТР
(Выставить петуха)
Жил-был Петя-петушок, золотой гребешок.
Он - петух нарядный, весь такой он ладный.
Всех нарядом удивляет, крылья важно распускает
ДЕТИ (все вместе)
Утром рано Петя встает, свою песенку поет:
«Ку-ка-ре-ку!»
Воспитатель: Ой, а это - «Водоноска» (выставить «Водоноску»)
За студеною водицей водоноска-молодица
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле, не спеша.
ДЕТИ
Посмотри, как хороша -
Эта девица-краса,
Песню тихую поет,
Петушка кормить идет.
Коня Бурку запрягает,
В чисто поле выгоняет. (выставить коня)
Воспитатель. Конь бежит,
Вся земля дрожит,
В поле травушка-муравушка
Ничком лежит.
ВОСПИТАТЕЛЬ
Ехал мимо молодец (выставить Молодца)
Увидал красу девицу
И решил на ней жениться.
Вот и сказочке конец пошла «Водоноска» под венец.
Воспитатель: Вот какие красивые, нарядные игрушки лепили мастера села Кожля.
Ребята, вспомните, из какого материала создавались эти игрушки? (из глины). Долгими зимними вечерами лепили игрушки вместе с домашней посудой, сначала для себя, а со временем и для продажи на ярмарке. Среди кожлянских игрушек, многие игрушки-свистульки. Взрослые и дети считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. (Воспитатель свистит в свистульку)
Считалось, что свистом отгоняешь от себя злого духа, а также свистом закликали солнышко, просили о богатом урожае.
(Физкультминутка.)
Приходи весна! Приходи красна!
Давай солнышко-колоколнышко,
Приноси урожай в наш родимый край!
Но для того, чтобы повеселиться на ярмарке, надо хорошо потрудиться.
Проходите,ребята, в нашу мастерскую.
Вы внимательно рассмотрели кожлянские игрушки, давайте раскрасим вот эти игрушки в кожлянской технике. Кожлянские мастерицы, расписывая игрушки, использовали свои сочетания цветов: синий, желтый, малиново-красный, коричневый, оранжевый, черный, которые хорошо выделяются на белом фоне. Основу кожлянской росписи составляют геометрический узор, состоящий из кругов, овалов, прямых, волнистых, зигзагообразных линий.
Круг- символ солнца, каравая, хлеба.
Точка – звезды.
Волнистая линия – воды.
Прямая линия – дорога.
(Дети с родителями в мастерской расписывают игрушки)
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята, посмотрите, какие красивые работы у вас получились.
Веселое это искусство – глиняная расписная игрушка, ласковое, простое и по-народному мудрое!
Собирайся, народ!
Выставляй свои игрушки
Всем на загляденье!
Ах, работа хороша!
Давайте на прощание покатаемся на нашей «Весёлой карусели».
Раз, два – подхватили.
Три, четыре – раскрутили.
Пять, шесть, семь, восемь
С карусели слезть вас просим.
Расставаться нам пора,
Вспоминайте нас друзья!
До свидания!