Немцева Анна Николаевна
«Наряды куклы Маши». Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Наряды куклы Маши»
Цель: ознакомление детей с разными видами тканей.
Задачи:
Образовательные:
• обратить внимание на отдельные свойства тканей;
• побуждать устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и времени года.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2024
Развивающие:
• развивать тактильные ощущения;
• развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.
Воспитательные:
• воспитывать у детей желание включаться совместно с взрослым в предложенную работу;
• приобщать детей к общепринятым правилам взаимоотношений;
• воспитывать желание работать друг с другом.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование:
Демонстрационный материал: конверт с письмом, коробка с тканями, бумажная кукла с одеждой, зонт, лейка, лупы.
Раздаточный материал: лоскут ткани, лист бумаги.
Содержание организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберём, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
2. Основная часть
Методические приемы
Воспитатель: Сегодня утром. Почтальон принёс нам письмо от детей из детского сада №4. Они прислали нам в подарок свою любимую куклу Машу и красивую одежду для неё. Кукла Маша – модница. У неё много нарядов: платья, блузки, юбки, брюки, пальто, шубка. Как вы думаете, зачем Маше так много одежды? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо иметь много одежды? (Ответы детей) Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а я считаю, что иметь слишком много одежды тоже плохо, потому что много тратится денег на лишнюю одежду, её негде хранить, она занимает много места, из неё быстро дети вырастают.
А зачем люди носят одежду? (Ответы детей)
Отгадайте загадку:
Тут и там,
Везде есть я, и такая разная.
Из меня одежку шьют,
На диван обивку вьют,
Угадали кто такая? (Ткань)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю поговорить о том, из чего шьют одежду! Приглашаю вас в лабораторию, где мы будем беседовать о тканях, рассматривать их, проводить с ними опыты. Дети проходят за столы.
Воспитатель: Перед вами образцы тканей, найдите среди них льняную ткань. Вспомните, из чего делают эту ткань? (Ответы детей)
Воспитатель: Когда цветёт лён – всё поле в голубых цветочках. Отцветёт лён – тут же его и срезают, раскладывают на земле и ждут. Пока микробы, которые находятся на земле, съедят клей, которым волокна льна плотно склеены. Затем лён расчёсывают на отдельные волокна, а из этих волокон прядут льняные нити, из нитей ткут ткань.
Воспитатель: Скажите, ребята, а какая ещё особенность есть у льняных тканей? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, у льняных тканей есть ещё одна особенность. Полотно из толстых льняных нитей называют холстом. На нём художники пишут свои картины масляными красками, а масло, на котором замешены краски, выжимают из семян льна.
Воспитатель: Скажите, что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё, летнюю одежду).
Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь рассмотрим хлопчатобумажную ткань-ситец и сравним её с льняной тканью. Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань).
Воспитатель: Вспомните, что вы знаете о выращивании хлопчатника? (Ответы детей)
Воспитатель: Хлопчатник любит тепло и растёт на юге. Как созреет хлопчатник, лопаются коробочки, а в каждой из них – будто кусочек ваты. Пускают на поле уборочный комбайн. Собирают хлопок и раскладывают на солнце сушить. Затем вяжут в тюки и везут на прядильную фабрику. Там его разрыхляют, очищают от семян, расчёсывают и прядут в хлопчатобумажные нити.
Воспитатель: А что делают из семян хлопчатника? (Ответы детей)
Воспитатель: Семена тоже идут в дело. Из них выжимают хлопковое масло, да и сам хлопок мы имеем благодаря семенам, потому что волоконца хлопка это волоски на семенах хлопчатника.
Воспитатель: Что же шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты)
Воспитатель: Правильно. Ещё в одежде из хлопчатобумажной ткани тело дышит. Посмотрите на эту ткань. Между нитями есть маленькие дырочки. А так как нити неплотно прилегают друг к другу, нашему телу комфортно, оно не потеет, а дышит. (Рассматривание под микроскопом)
Физкультминутка
Мы весёлые портные (Шаги на месте)
Измеряем мы длину, (Наклон вперед, пальцы рук касаются пола)
Высоту (Руки вверх, встали на носочки)
И ширину. (Руки в стороны)
Шьём, утюжим, вышиваем. (Показываем действия руками)
Никогда не унываем. (Пружинка)
Будут все красивые, (Покружились)
Умные, счастливые. (Наклон, руки в стороны)
Воспитатель: Теперь рассмотрим образец драпа. Какой он на ощупь? (Ответы детей: толстый, мягкий).
Воспитатель: Что можно сшить из драпа? (Ответы детей: тёплую юбку, пальто, куртку).
Воспитатель: Послушайте стихотворение и вспомните, из чего делают тёплые ткани:
Нам мешок кудряшек
Подарил барашек
Вышла брату шубка, вышла маме юбка
А носочки мне.
Воспитатель: Тёплые ткани делают из шерсти овец. Овец на пастбище стригут, как и нас в парикмахерской – электрической машинкой. Постриглись овечки и опять пасутся на лугу, новую шерсть отращивают, а люди отправляют шерсть на прядильную фабрику.
Воспитатель: Мы будем исследовать ткань. Ребята, положите перед собой ситец, драп и лён. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями? (Эти ткани промокли).
Если эти ткани посушить, что с ними произойдёт? (Они не изменятся, не расползутся как бумага, их можно стирать, гладить и они останутся такими же какими были).
Воспитатель: Теперь рассмотрим образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий). Кто же даёт нам шёлковые нити? (Ответы детей)
Воспитатель: Оказывается, шёлковую нить прясть не надо, её прядёт гусеница – бабочка, которую зовут тутовым шелкопрядом. Её так называют потому, что она ест листья тутового дерева и другой еды не признаёт. Перед тем как превратиться в куколку. Гусеница выпускает две паутинки, они склеиваются между собой в нить, которой гусеница опутывает себя с головы до ног. Получается шёлковый кокон, а в нём шёлковые нити. Их наматывают на катушку и везут на ткацкую фабрику.
Воспитатель: Ребята, намочите образцы из шёлка и капрона. Что с ними произошло? (Ответы детей: шёлк намокает, а с капроновой ленты капельки скатываются, она плохо впитывает влагу).
Воспитатель: Теперь рассмотрим ткань болонью. Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Какую одежду можно сшить из болоньи? (Ответы детей: куртки, штаны, сумки, зонты).
Воспитатель: Как вы думаете, хорошо ли тело дышит в такой одежде? (Плохо).
Воспитатель: Почему? (Ответы детей: она не намокает и её не продувает ветер).
Воспитатель: Правильно, сейчас мы с вами в этом убедимся. Подойдите к моему столу.
Опыт с зонтиком.
Воспитатель: Полейте воду из лейки на зонт и посмотрите, что произойдёт. Вода скатывается, зонт не промокает, он сделан из болоньи.
Воспитатель: Давайте повторим новые слова: болонья, непромокаемая, воздухонепроницаемая. А ткани из хлопка и льна – наоборот - водопроницаемые, они хорошо впитывают влагу.
Опыт «Чем отличаются бумага и ткань»
Воспитатель: Теперь давайте сравним бумагу и ткань. Сомните их, а теперь разгладьте. Что вы можете сказать? (Ответы детей: бумага сильно мнётся, плохо расправляется, а ткань, если прогладить утюгом, она станет такой как и была).
Воспитатель: Теперь попробуйте порвать бумагу и ткань. Ткань прочная, а бумага нет. Намочите бумагу и ткань, выжмите и расправьте. Что вы видите? (Ответы детей: бумага размокает и рвётся, а мокрую ткань можно высушить).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание. Наряды у куклы Маши бумажные, можно ли носить такую одежду? (Ответы детей: такую одежду носить нельзя, она не прочная, нужно шить одежду из ткани).
Воспитатель: Что нужно сначала сделать с тканью, прежде чем сшить одежду? (Ответы детей: раскроить, вырезать детали одежды, затем их сшить).
Воспитатель: А кто работает с тканью? (Ответы детей: ткачиха, закройщица, швея, гладильщица)
3. Заключительная часть
Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.
Воспитатель: Чем мы с вами занимались на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Из чего же человек изготавливает ткань? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие новые слова узнали? (Ответы детей)
Воспитатель: Какие опыты проводили? (Ответы детей)
Воспитатель: Что нового вы узнали? (Ответы детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось занятие? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что было сложным? (Ответы детей)