Алия Канипова
Проект «Нарративные арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Нарративные арт- технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста».
Автор проекта : Мингадеева А. Ф
Место реализации: Дошкольные образовательные учреждения
Актуальность проекта : В современной системе образования наиболее актуальной является проблема раскрытия творческого потенциала ребенка, даже возрастная граница исследований креативности у детей становится ниже и проникает в дошкольное детство. Происходит это в связи с процессом гуманизации обучения в целом и активном использовании индивидуального подхода в воспитании ребенка-дошкольника в частности. Понимая под креативностью творческую направленность личности ребенка, отклоняющуюся от традиционных схем мышления и выражающуюся в способности порождать необычные идеи в решении проблемных ситуаций, следует учитывать возрастные особенности ребенка, а игровая художественная деятельность является той доступной для дошкольника средой, в которой ребенок может максимально ярко и эффективно проявить искомое качество.
Публикация «Проект „Нарративные арт-технологии в формировании креативности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2020
В настоящее время для решения разных проблем образования разрабатываются инновационные арт-педагогические технологии. Арт-педагогические технологии – это комплексно-образовательные методы создания, применения и определения процесса взаимодействия участников образовательных отношений в актуализации внутренних ресурсов мотивационно-потребностной сферы творческого самовыражения, обеспечивающие успешное развитие и саморазвитие личности ребенка, родителей и педагога, раскрытие их потенциальных возможностей и оказание психолого-педагогической помощи и поддержки в преодолении возникающих проблем в процессе конструктивной социализации и духовно-нравственного развития.
Арт-педагогические технологии наиболее эффективно выполняют свою функцию саморазвития креативности всех участников образовательного процесса на основе соответствующих арт-педагогических принципов, к которым относятся:
1. Принцип безоценочности взрослого к потребностям ребенка и их выражению.
2. Принцип рефлексии взрослыми переживаний ребенка как основы развития своей и его эмоциональной отзывчивости и понимания потребностей окружающих.
3. Принцип воспитания с опорой на родовые ценности семьи.
Основываясь на данных принципах педагоги и родители создают безопасную эстетическую среду, в которой развивается креативность детей, при непосредственном арт-педагогическом сопровождении, усвоении технологии ценностно-смыслового самоуправления, что и составляет содержание арт-педагогических технологий развития креативности детей.
В основе арт-педагогических технологий лежат личностно-ориентированный (учет возрастных и психологических возможностей и потребностей субъектов образовательного процесса, аксиологический (технология ценностно-смыслового самоуправления, антропологический (учет целостности в развитии личности и гармоничном соотношении ее частей, контекстный (предполагает проявление способности взрослых участников образовательного процесса к компетентной интерпретации проявляемых потребностей ребенком, полихудожественный (предполагает использование всех существующих способов художественно-творческой деятельности в развитии креативности детей дошкольного возраста) подходы, а так же концепция драмогерменевтики (использование театральных технологий позволяет определить специфику сложившейся ситуации, содержание деятельности, последовательность целей, и полученный результат)
Эффективность арт-педагогических технологий обеспечивает решение следующих задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : о сохранении и поддержке индивидуальности ребенка, развития его индивидуальных способностей и творческого потенциала, формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей; а так же обеспечивают возможность формирования образовательных программ с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников]. Арт-педагогические технологии могут органично вписываться в любую структуру занятия, так как не предполагают специального материально-технического обеспечения, а основываются на переосмыслении подхода к организации игровой деятельности детей и выстраивании конструктивного педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса.
Таким образом, арт-педагогические технологии обладают всеми качествами педагогических технологий, органично вписываются в их структуру и позволяют эффективно развивать креативность детей дошкольного возраста в определенном алгоритме на основе арт-педагогических принципов.
Проблема проекта : Традиционное восприятие или воспроизведение образцов художественного творчества ребенком, на уровне становления предпрофессиональных навыков рисования, музицирования, сочинительства не всегда приводит к развитию у него креативности, а может оставаться на уровне воспроизведения шаблонных форм реагирования на тот или иной образец искусства, сформированных и переданных ребенку взрослыми. Педагогам и родителям помимо создания развивающей эстетической среды, необходимо так же организовать взаимодействие ребенка с образцами художественного творчества, чтобы активизировать его личный творческий потенциал.
Цель проекта : развитие творческих способностей и активизации творческого потенциала на основе изучения и освоения арт-технологий; сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, креативное мышление.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.
Задачи:
- 1) Выявление уровня художественных способностей в художественном творчестве детей.
- 2) Разработка и внедрение программы в практику работы детского сада, способствующей развитию художественно-творческих способностей у дошкольников.
- 3) Привлечение родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей; содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, создания игрушек и мультфильмов
- 4) Развитие у дошкольников творческих способностей через нетрадиционные техники рисования, создания игрушек и мультфильмов
- 5) Знакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования, рисование с помощью кофейной гущи
- 6) Научить детей созданию каркасных игрушек и короткометражных мультфильмов
-7)Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
- 8) Развивать познавательные и творческие способности детей развивать эстетическое восприятие, художественный вкус. Тип проекта : творческий.
Участники проекта : дети старших групп, взрослые.
Сроки реализации: 1 год.
Вид проекта : творческий
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап.
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение методической литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», посещение сайтов по теме проекта.
Анализ многообразия художественных техник рисования, изобразительного искусства, создания игрушек, аппликаций, подбор нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста;
Оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.
1 этап.
Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей :
-экспериментирование с разными художественными и изобразительными материалами при решении творческих задач;
-умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
-умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
-самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
-Развитие художественного вкуса.
-Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
-Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
-Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.
-Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого воображения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники. Продукты проекта :
для детей : коллективные и индивидуальные творческие работы нетрадиционной техникой рисования, создания каркасной игрушки по сказке, тонель бука, мультфильма с помощью программы Stop motion
для педагогов: картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;
для родителей: консультации, выставки детского творчества.
Прогнозируемый результат проектной деятельности :
для педагогов:
-повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
-удовлетворенность работой;
-систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественно-творческих способностей.
для детей :
-развитие детского творчества в изобразительной деятельности;
-совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и устойчивых технических в изобразительной деятельности;
-умение самостоятельно искать нужное решение;
-способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;
-способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
-навыки коммуникативного общения;
- формирование кретивности;
для родителей:
-осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
-бережное отношение к продуктам детского творчества;
-партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
2 этап.
Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.
Реализация проекта.
Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
С этой целью в детском саду была создана изостудия для организации занятий по изобразительной деятельности. В студии собраны высокохудожественные образцы народно – прикладного искусства, картины русских и зарубежных художников, магнитофон, атрибуты к играм, дидактические игры, книги и методические пособия, скульптуры. Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно расставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.
Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные материалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.
Для создания каркасных игрушек имеется необходимый материал.
Для создания мультфильма на рабочий ноутбук установлена программа Stop motion
Необходимые изобразительные материалы:
Акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки,кофе пластилин, ватные палочки, кисточки разных размеров, кусочки поролона, детские ножницы, ткани, природный материал, шерстяные или полушерстяных нитки, растительный материал, фольга
Заключительный этап
Изготовление каркасных игрушек, создание мультфильма с помощью программы Stop motion, выставка работ с использованием нетрадициооной техникики рисования (кофе)
Проведения мастер - класса для родителей и коллег.
Выставка работ.
Методические технологии и приемы нетрадиционного рисования
с детьми 5-6 лет.
1. Рисование с помощью кофе.
1. Изготовление каркасной игрушки из проволоки и природного материала, а так же ниток, фольги и т. д.
3. Создание мультфильма с помощью программы Stop Motion.