Скрипко Дарья Олеговна
Направления коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию грамматического строя речи у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Направления коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию грамматического строя
речи у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня»
Выполнила: учитель-логопед
Скрипко Д. О.
Характеристика 3 уровня речевого развития
Публикация «Направления коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию грамматического строя речи у детей» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2023
Общее недоразвитие речи – системное недоразвитие речи при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте, при котором имеются отклонения в развитии всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и лексико-грамматического строя. ОНР 3 уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития, представляет собой своеобразный вариант периода усвоения ребенком морфологической системы языка. Дети на данном этапе уже правильно употребляют простые грамматические формы, пользуются всеми частями речи, пытаются строить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Они обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомым им из жизненного опыта. Однако тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы. Наряду с правильными предложениями присутствуют и аграмматичные, возникающие, как правило, из-за ошибок в согласовании и управлении. Эти ошибки не являются постоянными: одна и та же грамматическая форма или категория в разных ситуациях может использоваться и правильно, и неправильно. Часто возникают ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами. При составлении предложений по картинке дети, нередко правильно называя действующее лицо и само действие, не включают в предложение названия предметов, которыми пользуется действующее лицо. В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояния предметов, способы действий. Ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы, использует неадекватные аффиксальные элементы. Нарушения звукослоговой организации производного слова. Недостаточная дифференциация звуков на слух.
Типичные ошибки грамматического строя речи у дошкольников :
Неправильные окончания имен существительных:
а) Неправильные окончания имен существительных родительного падежа, множественного числа: с окончанием –ей - карандашов, дверёв, ушев, этажов, яблоков, матрешков, мышов, с нулевым окончанием: ночов, книгов, дверков, пуговицев, родительного падежа, единственного числа: у кукле, у маме, у сестре,
б) в форме В. п. одушевленных и неодушевленных существительных;
г) в форме П. п. неодушевленных существительных мужского рода: в лесе, в саде
2. Ошибки в склонении несклоняемых имен существительных: на палъте, на пианине, на тюле.
3. Ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных : ягнёнки, котёнки, жеребенки, медвежонки. И в образовании множественного числа неодушевленных существительных (окны, стулы).
4. Изменение рода существительных на палъте, на пианине, на тюле.
5. Неправильное образование глагольных форм :
а) повелительное наклонение: искай (ищи,exaй (езжай, спей (спой,склады (сложи); скакай (скани,
б) изменение основы глагола: искать – искаю (ищу, плескать – плескаю (плещу, плакать – плакаю (плачу, рисовать – рисоваю (рисую); мочь – можу (могу,
в) спряжение глаголов: хотеть – хотишь (хочешь, давать – дадишъ (дашь, есть – едишь (ешь, спать – сплют (спят).
6. Неправильная форма причастия сломатая, оборватая, сошитая;
7. Много ошибок при образовании сравнительной степени прилагательного: ярчее, чистее, хужее, красивше, хорошее
8. Неправильные окончания местоимений в косвенных падежах у мене болят уши, у тебе новая платья, в этим кармане
9. Неправильное склонение числительных: двое домов, с двумями, идите по двоим; или несклонение числительных: собака с пять щенят, курица пришла без два цыпленка.
10. Синтаксические ошибки
-в нарушении порядка слов в предложении: когда на первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Кошку мама прогнала?».
-Неправильно оформляется союзная связь «Как мы пришли домой, мы играли с мячом».
-Неправильное употребление и понимание детьми предлогов «Мы пошли в цирк, который…. там было весело, мы ходили с мамой». «Автобус остановился, поэтому …он сломался, стало темно». Подбери нужный предлог: (по сюжетной картинке) : «Девочка выглядывает из занавески» (вместо из-за, «Котенок вылезает из шкафа» (вместо из-под шкафа).
Таким образом, мы видим, что грамматические ошибки в речи детей разнообразны и необходима систематическая работа по их преодолению.
Понятие грамматики и исследователи
Грамматика – это формальный строй языка, то есть система морфологических категорий и форм, синтаксических категорий и конструкций, всех видов и способов словопроизводства. Грамматика как раздел языкознания объединяет три других раздела: словообразование, морфологию и синтаксис.
Формирование грамматического строя речи изучали :
А. Н. Гвоздев, А. П. Усова, М. М. Алексеева, В. И. Яшина,
Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, А. Г. Арушанова.
Принципы коррекционной работы по формированию грамматического строя речи
Работа по формированию грамматического строя речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в педагогике.
Ведущими из них являются:
1) учет речевого онтогенеза и закономерностей формирования всех компонентов речи.
2) овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых общений и противопоставлений
3) осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением
Основные задачи обучения
Задачи обучения
-Практическое освоение морфологической системы родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам)
-Овладение синтаксической стороной речи : обучение правильному согласованию слов в предложении, построение разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте
-Овладение знаниями в словообразовании
Методы и приемы работы по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня
Формирование грамматического строя языка у детей с ОНР имеет свою специфику, и для его развития должны применяться различные средства (приемы, формы организации) Для освоения морфологии и словообразования важны приемы, стимулирующие языковые игры; для формирования синтаксиса первостепенное значение имеет создание положительной мотивации для развернутых высказываний. Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит несинхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий, неспецифический характер, в дальнейшем постановка задач становится все более и более дифференцированной.
В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. С этой целью необходимо, прежде всего, развивать речемыслительные способности ребенка, лежащие в основе процессов перехода от общего к частному и от частного к общему, а также противопоставления вербальных элементов по смыслообразующим признакам. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы. Вводимые языковые единицы не могут быть отобраны специалистом в произвольном порядке. В ходе коррекционной работы необходимы опоры на имеющиеся в пользовании ребенка вербальные средства, а также предъявление новых единиц в противопоставлении.
К методам относятся дидактические игры, игры-драмматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок. Специальные упражнения направлены на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования
Методические приемы разнообразны. Ведущими приемами обучения грамматическими навыками можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.
Этапы работы по формированию грамматического строя речи у детей с ОНР 3 уровня
-Развитие Понимания грамматических форм слов
- Формирование процессов словоизменения и словообразования
- Грамматическое оформление фразы
Развитие понимания грамматических форм слов
Понимание смысла грамматических значений родного языка - процесс становления и развития интеллекта растущего человека. Процесс этот протекает бессознательно. Однако, если он по каким-либо причинам тормозится, интеллектуальное развитие ребёнка задерживается. Ребёнок, не усвоивший грамматического строя родного языка до школы, плохо учится, потому что оказывается неспособным понять связи и отношения между изучаемыми в школе явлениями действительности.
Развитие понимания грамматических форм
1) развитие понимания формы единственного и множественного числа существительного, глагола, прилагательного;
2)развитие понимания формы мужского и женского рода глагола прошедшего времени; мужского, женского и среднего рода прилагательного.
3)развитие понимания некоторых предлогов в их пространственном значении.
С целью развития понимания грамматических форм слов можно использовать следующие приёмы работы
1. Развитие понимания формы единственного и множественного числа существительного
на одной картинке - один карандаш на другой - несколько карандашей (можно пользоваться при этом как картинками с изображением предметов, так и самими предметами). Предлагалась следующая инструкция: «На какой картинке карандаш (карандаши?»
2. Развитие понимания форм единственного и множественного числа глагола и прилагательного.
Развитие понимания числа глагола
На одной картинке: мальчик сидит на скамейке, на другой - несколько мальчиков сидят на скамейке. Предлагается закончить фразу, произносимую логопедом, показывая картинку. «Слушай внимательно. Сейчас я буду говорить тебе о какой-нибудь одной картинке, а ты должен показать, о какой картинке я говорю: на скамейке сидят. или: на картинке синий.» (интонация на слове «сидят», «синий» повышалась); ребенок должен показать соответствующую картинку.
Развитие понимание числа прилагательного
На одной картинке синий шар, на другой несколько
Развитие понимания форм мужского и женского рода глагола предлагаются картинки: на одной картинке - девочка поймала рыбу, на другой - мальчик поймал рыбу. Задание : «Этого мальчика и эту девочку зовут одинаково. Мальчик Саша и девочка Саша «Я буду тебе говорить, а ты будешь угадывать, о ком я говорю - о мальчике или девочке, и показывать на картинке.
Развитие понимания форм мужского, женского и среднего рода прилагательного: предлагаются картинки: красный шар, красная чашка, красное ведро (три разные картинки). «На картинке - красный (красная, красное) и т. д.
Развитие понимания предлогов пространственного значения: на, под, над, за, из, позади, спереди, между. Инструкция представляет собой предложно-падежную конструкцию «Положи карандаш на книгу», «Нарисуй возле дома деревья» (при исследовании форм единственного и множественного числа существительного) и т. д.
Этапы работы по преодолению нарушений словообразования у дошкольников с ОНР 3 уровня
В процессе формирования словообразования основное внимание уделяется организации системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования этих моделей, прежде всего, уточняется связь между значением морфемы и её знаковой формой. Закрепление этой формы осуществляется на основе определения слов с общей морфемой, выделение этой общей морфемы, уточнения её значения. Формирование словообразование осуществляется в три этапа.
I этап Закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей.
Задачи: - Упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами,
-Учить образовывать, объяснять и использовать в речи качественные и относи тельные прилагательные.
С целью развития словообразования на первом этапе можно использовать следующие приёмы работы :
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
1.«Дюймовочка». На наборном полотне расположены картинки с изображением Дюймовочки и предметов, которые её окружают. Логопед предлагает детям назвать предметы, которыми пользуется Дюймовочка, напоминая, что, поскольку Дюймовочка – маленькая девочка, все её вещи тоже очень маленькие. Материал: столик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, кроватка, туфельки, цветочек, платочек, зеркальце, платьице.
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2.«Доскажи слово». Логопед предлагает детям по аналогии дополнить начатое им предложение нужным по смыслу словом. Образец ответа: Заяц белый, а зайчонок беленький.
Образование качественных и относительных прилагательных.
3.«Повар» Логопед предлагает детям стать поварами и рассказать, что можно приготовить из продуктов, которые назовёт логопед.
Образец ответа: грибы – грибной суп, клубника – клубничное варенье
II этап. Цель: закрепление словообразования менее продуктивных моделей.
-Формировать образование существительных единственного и множественного числа с суффиксами -ОНОК- (-ЁНОК)-, -АТ- (-ЯТ-) по теме -Отработать образование существительных с суффиксом -ИЩ- и -ИН--Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова
-Отработать образование притяжательных прилагательных.
-Отработать образование глаголов движения с приставками.
С целью развития словообразования на втором этапе можно использовать следующие приёмы работы :
Образование существительных единственного и множественного числа с суффиксами -ОНОК- (-ЁНОК)-
1.«В зоопарке». На наборном полотне расположены картинки с изображением животных и их детёнышей. Логопед предлагает детям стать экскурсоводами и рассказать, какое животное (детёныши) живут в зоопарке.
Образец ответа: Здесь живут слон и слонёнок. Картинки: тигр – тигрёнок, волк – волчонок, медведь – медвежонок, заяц – зайчонок, лев – львёнок.
Образование существительных с суффиксом -ИЩ-, -ИН, -ИК
2.«Покажи, что я назову». Перед детьми разложены картинки с изображением пар предметов обычного и большого размера. Логопед произносит слова, выделяя голосом суффикс -ИЩ- (например, дом – домище) и объясняя детям, что «волшебная часть с -ИЩ- превращает обычный предмет в большой. Затем логопед называет по картинкам пары слов и предлагает детям определить, на какой из них изображены большие предметы, а на какой – обычные (например : «Покажи, где дом, а где домище»). Аналогичное задание выполняется на материале слов с суффиксом -ИН-.
Образование притяжательных прилагательных.
1.«Угадай, кто хозяин». На наборном полотне расположены предметные картинки. Логопед предлагает детям внимательно рассмотреть их и ответить на вопрос «чей это?» («чья это?»)
Образец ответа: сумка мамы – чья это сумка? – мамина сумка.
Материал: платок тёти, костюм дяди, газета папы, очки бабушки, книга дедушки, дом кошки, галстук отца, хвост крокодила.
Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
1.«Выполни инструкцию». Логопед предлагает детям выполнить действия по его инструкции. Материал: войти в комнату, выйти из комнаты, сойти с ковра, подойти к столу, отойти от стула, зайти за угол, перешагнуть через порог, пододвинуть стул, догнать Катю.
Образование глаголов движения с приставками
2.«Покажи картинку». Предлагаются картинки с изображением предметов и людей. Логопед произносит предложение и предлагает детям показать соответствующую картинку.
Материал: Мальчик входит в дом. Мальчик выходит из дома.
Мальчик приходит в магазин. Мальчик уходит из магазина.
Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
III этап. Цель: уточнение значения и звучания непродуктивных словообразований.
-Образование существительные с помощью суффикса -НИЦ-.
-Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
-Образование сложных слов.
-Подбор родственных слов и выделение общей морфемы.
С целью развития словообразования на третьем этапе используются следующие приёмы работы :
Образование существительные с помощью суффикса -НИЦ
1. Игра «Что для чего?» Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задаё т вопрос: «Где хранятся эти предметы?» (Хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты – в конфетнице, мыло – в мыльнице). По мере называния предметов они кладутся в ту посуду, в которой хранятся.
Логопед ещё раз предлагает прослушать эти слова и определить у них общую часть. При этом логопед акцентирует голосом суффикс -НИЦ-. Далее логопед делает вывод: предмет, в котором что-нибудь хранят, обычно называется словом, в котором есть часть слова -НИЦ-.
Образование сложных слов
2.«Придумай одно слово вместо двух» или «Создай новое слово».
Логопед называет существительное и глагол и предлагает детям по образцу «создать» новое слово. В случае затруднения логопед называет слово, дети его повторяют. Образец ответа: листья падают– листопад – сущ, голубые глаза – голубоглазый - прил
Подбор родственных слов и выделение общей морфемы.
3. «Подбери слова-родственники». Детям демонстрируется сюжетная картинка с изображением леса. Логопед проводит беседу по картинке, задавая детям вопросы:
Что нарисовано на картинке? (лес)
Как можно назвать маленький лес? (лесок)
Как называют зверей и птиц, которые живут в лесу? (лесные)
Как называют человека, который охраняет лес и заботится о лесных животных? (лесник) Затем логопед называет слова «лес», «лесок», «лесные», «лесник», «лесовик» и предлагает детям определить, что общего в этих словах.
Последовательность работы над предложением.
А. Н. Гвоздев писал, что «…предложение является основной единицей речи как орудия мышления и общения. Овладение родным языком в основном и протекает в виде усвоения предложений разных типов. Именно в предложениях формируются как отдельные словосочетания, так и отдельные грамматические категории в их внешнем морфологическом выражении. Развитие предложения у ребёнка и состоит во всё большем усложнении предложений в отношении количества включаемых им элементов и разнообразия взаимоотношений этих элементов между собой».
В работе над предложением очень важно соблюдать поэтапность
1. Работу над простым предложением начинаем с понимания ребёнком вопросных форм одушевленности и неодушевленности ( Вопрос: Кто? Что) и обучению самостоятельно задавать эти вопросы. Уточняем понятия «живое – неживое», объясняем, как надо спрашивать о «живом» и «неживом». Дается образец вопросной формы, далее проводится игру на понимание этих вопросных конструкций при демонстрации картинок, спрашивать КТО это? ЧТО это? Дети раскладывают картинки на 2 группы, «живое» - к оранжевому прямоугольнику, «неживое» - к синему. Далее учим составлять схему предложения из цветных прямоугольников. Цветовое обозначение облегчает детям усвоение этих значений. Нужно использовать 2 цвета: для «живого» - карточки оранжевого цвета, а «неживого» - синего. Для обозначения слова-действия можно использовать карточку с изображением раскрытой руки.
Непременным условием при обучении детей составлению предложений является ясность и конкретность значения каждого члена предложения. Мы направляем вопросами порядок слов в предложении. Неоднократное повторение однотипных вопросов облегчает ребёнку усвоение каждого конкретного падежа. Чем больше ребёнок составит предложений по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам и развернуто ответит на вопросы по ним, тем быстрее он усвоит грамматическую структуру простых предложений и скорее продвинется в своём речевом развитии.
Один из видов работы с простым предложением – работа с инверсионными конструкциями. От умения ребёнка задать вопрос КТО? от слова-действия и выделить главное слово в предложении зависит понимание всего предложения.
- Покажи картинку, о которой я сказала. - Повтори предложение
Работа над распространенным предложением
Работу над предложением из 3-4-х слов лучше начинать по следующей модели предложения:
-им. п. существительного + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных (вин. п. ед. ч. + дат. п. ед. ч.).Вопрос КОМУ?
Рассматриваем картинку, составляем предложения: Коля читает рассказ сестре. Задаём вопрос для выяснения лица, в интересах которого совершается действие: Кому Коля читает рассказ? Ребенок обязательно должен проговорить всё предложение.
Следующая модель предложения из 4-х слов:
-им. п. существительного + согласованный глагол + два зависимых от глагола сущ (вин. п. ед. ч. + твор. п. ед. ч. с окончаниями –ом, -ой в значении орудийности действия). Вопрос ЧЕМ?
Предлагаем ребенку ответить на вопросы, поставленные к косвенному дополнению. Вначале используем слова с продуктивным окончанием - ом:
- Чем мама гладит бельё? – Утюгом. Затем с окончанием – ой, (пилой, метлой, расчёской)
Работа по подбору слов-определений к существительному
Распространение предложения – важная часть работы.
-Работа по подбору слов-определений к существительным.
При выполнении данных упражнений хорошо использовать следующий приё м: - Послушай, все ли правильно я сказала? Девочка нарисовала зелёного цыплёнка. Грамматически правильно построенное предложение включает в себя необычные, нереальные слова-признаки, которые ребёнок должен заметить и заменить на реальные в своём предложении. Этот приём привлекает внимание ребёнка именно к словам-признакам. – Какого цыплёнка нарисовала девочка? Бывают ли такие цыплята? – Какого цыплёнка нарисует девочка?
Работа над распространенным предложением
-Также в словосочетаниях, а потом и в предложениях отрабатываются конструкции сущ+ глагол + наречие. Вопрос КАК?
Мы учим детей давать качественную оценку совершающихся действий, используя вопросы: - Кто это? – Что он (она) делает? – Как он (она) это делает? Образец: Лодка плывёт как? – Медленно. – Как еще может плыть лодка? – Быстро.
Предложения с однородными членами.
Работа над однородными членами предложения связывается с работой над обобщающими понятиями. Дети составляют предложения с однородными подлежащими (На столе лежат книги, тетради, карандаши,
определениями (мяч – круглый, красный, резиновый,
сказуемыми (Оля встала, взяла лейку, полила цветы).
При этом используются разные виды работ : составление предложений по картинкам, демонстрация действий с опорными словами, дополнение предложения недостающими словами.
Сложносочиненные предложения с союзом А, И
После обучения детей составлению простых предложений с однородными членами переходим к составлению различного вида сложных предложений. Сначала учимся составлять сложносочиненные предложения с союзом А. (Желательно обращать внимание детей на особое значение маленьких слов А, У, НО, т. к. они указывают на разность действий, признаков и смысла совершаемого действия). Работу можно проводить и по демонстрации действия и по набору картинок. Составляем простые предложения и сравниваем их.
- Одинаковые ли действия совершают дети? - Можем ли мы сказать об этом в одном предложении? Дан образец составления такого предложения: Оля моет руки, а Коля вытирает лицо полотенцем. Выделяем союз А голосом и объясняем, что это маленькое слово соединяет предложения и показывает нам, что дети совершают разные действия. Учим составлять такие предложения по картинкам. Один из вариантов выполнения этого задания используется для активизации мыслительной деятельности детей. Дети самостоятельно придумывают предложения по предложенным картинкам и находят одного ребёнка, чей внешний вид или действие не соответствуют тому, что у остальных детей. После этого составляется предложение со словом А.
В предложениях этого типа удобно активизировать антонимы: Ночью темно, а днём светло; Мышка пищит тихо, а паровоз гудит громко. По такому же плану отрабатывается сложное предложение с союзом И. Обращаем внимание детей на одинаковость действий, одинаковость дополнений: Таня копает лопаткой снег, и Катя копает лопаткой снег.
Сложноподчиненные предложения.
Следующий этап в работе : обучение детей составлению предложений со словами СНАЧАЛА и ПОТОМ. Временные и пространственные представления детей с ОНР обеднены, неточны и неполны. Работая со сложными предложениями мы восполняем этот пробел в знаниях детей. Начинаем с того, что даём образец построения такого предложения, где действия логически последовательны (мыть руки – вытирать руки). Потом логопед произносит первую часть предложения, интонационно подчеркивая, что требуется продолжение, а ребёнок добавляет вторую часть со словами А ПОТОМ… (Вначале опираемся на картинный материал, потом предлагаем детям знакомую ситуации: – Сначала мы одеваемся, а потом … (идём гулять); Хорошо формирует практический навык использования такой формы предложения игра «Узнай, где ошибка» (логопед умышленно меняет местами порядок действий, предлагает детям найти ошибку и исправить её, сказав правильно всё предложение: - Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю её.
Заключение Усвоение грамматических форм – сложная интеллектуальная деятельность, требующая накопления фактов и их обобщения. На каждом занятии ребенок решает поставленную перед ним умственную задачу. Поэтому занятия и отдельные упражнения должны вызвать у детей положительные эмоции, проходить живо и интересно. Играя, изменяя слова и образуя новые словоформы, дети много раз их повторяют и называют. Важно, чтобы грамматические формы осваивались в живой речи и становились привычными. Необходимо воспитывать у ребенка языковое чутьё, внимательное отношение к языку, умение «чувствовать» ошибку не только в чужой, но и в собственной речи. Самостоятельное исправление собственных ошибок – показатель достаточно высокого уровня овладения грамматической стороной языка и речи