Оксана Ланина
Наполняемость уголка патриотического воспитания по ознакомлению с родным краем в разных возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8» города Энгельса Саратовской области
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
Тема: «Наполняемость уголка патриотического воспитания по ознакомлению с родным краем
в разных возрастных группах»
Подготовила: воспитатель Ланина О. С.
2018 г.
Изучение родного края– основа воспитания патриотизма и на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника.
Публикация «Наполняемость уголка патриотического воспитания по ознакомлению с родным краем в разных возрастных групп» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Республика, область, край. Список городов
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении патриотизма существенно изменились.
Работая в уголках, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу.
Одной из целей создания уголков по краеведению является всестороннее изучение родного края.
В качестве задач определено следующее:
- научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
- пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
- воспитывать уважение к культуре других народов;
- формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
- пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы в дошкольном учреждении:
- приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
- создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
- практические действия с предметами;
- музыкально-театрализованная деятельность;
- самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
- хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
- целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала.
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Наполняемость уголков по краеведению в группах.
Содержание материалов в национальных уголках зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер, обращаем внимание на окружающую природу.
• Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
• Художественная литература: стихи о родном крае.
• Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
• Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
• Совместные работы из бросового и природного материала.
• Кукла в народном костюме.
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают.
• Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
• Папки - передвижки: «Праздники нашего города».
• Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
• Аудио и видеокассеты о природе родного края.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувство гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
• Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
• Художественная литература (стихи, рассказы).
• Флаг, гербы и другая символика города, области.
• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Также проводятся выставки работ родителей и детей “Мы живем на саратовской земле», “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах.
В нашей группе создан уголок по краеведению, помогающий решать проблемы патриотического воспитания и формирования социально-коммуникативных отношений на разных возрастных этапах.
Мы выделили 4 центра:
* Семья
* Детский сад
* Родной город
* Родная страна
В уголке краеведения создана модель ДЕРЕВО-МАРКЕР. Суть данного маркера: на дереве каждое яблоко обозначает определённый центр уголка краеведения.
Центр «Семья» включает в себя следующий материал:
-фотоальбомы,
-папки-передвижки,
-альбомы на тему: «Герб моей семьи», «Древо семьи», «Хобби нашей семьи», «Я и моя семья», «Как я провёл лето».
- серия дидактических игр на тему «Семья».
Центр «Детский сад» включает в себя следующее:
-дидактические игры на тему: «Игрушки», «Посуда», «Мебель» и т. д. ;
- альбомы на тему: «Экскурсии по детскому саду», «Мы на прогулке», «Мы кормим птиц» и др. ;
- создана книга «Наши будни и праздники»
Центр «Родной город» оснащё н следующим материалом:
-альбомы на тему: «Транспорт родного города», «Дома бывают разные», «Достопримечательности родного города», «Календарь профессий»;
-дидактические игры на тему : «Чем славится наш Саратовский край?»;
-альбом ко дню рождения города;
-символика родного города;
- папка- раскладушка на тему: «Известные люди земли саратовской».
Природа, которая нас с вами окружает – это животный и растительный мир, мир грибов и насекомых.
Сюда входят:
дидактические игры;
-наглядно-демонстрационный материал;
-карта Саратовской области;
-альбомы;
-открытки;
-дидактические игры.
В центр «Родная страна» входит:
- символика России,
- куклы в национальных костюмах,
-альбом: «Москва – столица России»,
-наглядно-демонстрационный материал по русским народным росписям.
Только постоянная и планомерная совместная работа педагогов ДОУ и родителей позволит развить у дошкольников чувство патриотизма, гражданского сознания, толерантного отношения к людям других наций и народов. Правильное оформление патриотических уголков в детском саду этому только поможет.