Канзычакова Екатерина
Национальное (корякское) творчество как средство развития устной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель работы: раскрыть влияние национального творчества на развитие устной речи детей дошкольного возраста, показать методы ознакомления детей с народным творчеством.
Задачи: 1) показать детям красоту родного языка через национальное творчество, выраженное в детском национальном фольклоре; 2)сформировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую устную речь.
Темочки:
Актуальность. Как считал, русский педагог К. Д. Ушинский, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.
Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время «массированного наступления» на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. А ведь произведения народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Под влиянием разнообразных жанров народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе, осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств.
Исходя из этого мной был сделан вывод – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.
Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является народное творчество.
Возможность использования национального творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта. (приложение № 3)
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
В работе использую методические приемы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по развитию речи в детском саду. (приложение 8)
Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Национальные игры привлекли мое внимание не только как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в национальные игры : «Ловкий охотник», бег с наф –наф, метание чаута.
Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги, викторины и конкурсы. Совместно с МБУК «Карагинский СДК» принимаем активное участие в жизни села. Совместно проводятся традиционные обрядовые праздники, такие как «День первой рыбы», кушали национальные блюда из рыбы, «Хололо» - праздник нерпы, который проводится по обрядам и обычаям наших предков. Ежегодные гонки на собачьих упряжках «Берингия», Карагинская гонка «Макла у», «День аборигена». Дети участвуют во всех мероприятиях, проводимых в селе, которые способствуют формированию чувства единения с родным селом, чувства патриотизма, гордости за свой народ, желания сохранить и приумножить богатства своей малой родины в интересах своей семьи, односельчан и страны в целом. (приложение № 4)
По вопросам организации развития творческих способностей детей совместно с сельской библиотекой проводим мероприятия, такие как «Национальный фольклор», разучивали потешки, считалки; по иллюстрациям национального фольклора сочиняли свои сказки; рассматривали творчество национальных писателей, провели экологическую игру «Животный и растительный мир Камчатки», конкурсы рисунков «Берингия», конкурсы поделок «Жизнь людей и животных на Камчатке».. (приложение № 5)
В 2020 году под моим руководством совместно с родителями был создан корякский уголок-музей. В нем представлены экспонаты собранные со всего поселка Карага ( ручная работа: из дерева – нарты, рога оленя, юрта, национальная одежда, фотографии, детские поделки). Разучили национальный танец «Чаек». (приложение № 6).
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
В дальнейшей в своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, корякские народные игры, чтение и рассказывание сказок.
Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы, стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.
В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.
Разработана и внедряется технология мультимедийного сопровождении воспитательно-образовательного процесса.
Разработана система организации консультативной методической поддержки в области освоения педагогами современных коммуникативных технологий и применения их в образовательной практике ДОУ (приложение № 7)
В условиях создания эффективного образовательного пространства в соответствии с ФГОС в общеобразовательной программе ДОУ одним из приоритетных направлений деятельности является совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС (интеграция образовательных областей).
Вывод: Национальное творчество - источник чистый и вечный. Оно благотворно влияет на детей, способствует речевому развитию детей, вооружает знаниями, «несет детям красоту и богатство родного языка». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с народным фольклором, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые речевые обороты, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Соприкосновение с устным народным творчеством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту родного языка, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление к творчеству : инсценированию и сочинению новых сказок, загадок, которые у них пробуждают и развивают созидательную активность, формируют эстетические чувства, обогащают словарный запас, развивают связную речь. У детей формируются разнообразные способности - как творческие, так и интеллектуальные.
Таким образом, приобщение ребёнка к национальной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений на национальной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.