Ирина Дорофеева
Начальный этап обучения игре на детских музыкальных инструментах
▼ Скачать + Заказать документы
«Начальный этап обучения игре на детских музыкальных инструментах»
(Из опыта работы).
Я, музыкальный руководитель МБДОУ №64, Дорофеева И. В., хочу поделиться опытом работы – как я обучаю детей игре на детских музыкальных инструментах и формах работы с детьми в данном направлении.
Темочки:
- Игры для детей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Образовательная деятельность по музыкальному развитию детей содержит не только слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, танцы, игры, хороводы, но и развитие чувства ритма, музицирование. Здесь у детей формируются коммуникативные навыки, происходит обучение игре на детских музыкальных инструментах. В процессе музыкальных занятий у у них развивается фантазия, творчество, стремление импровизировать. Всё это способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает избавиться от скованности и застенчивости детей, расширяет музыкальное развитие детей.
Знакомство с музыкальными инструментами я начинаю с первой младшей группы (от двух до трёх лет). Я учу различать высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона, фортепиано, аккордеона – моего инструмента, на котором я играю, звучание бубна и колокольчиков. В работе с малышами использую музыкальные игрушки : дудочки и погремушки. Они помогают мне заинтересовать малышей, доставить им радость, развивать активность малышей, получить эмоциональный отклик детей. На первых занятиях знакомимся с дудочкой. Знакомство с музыкальными инструментами я провожу постепенно, постоянно усложняя: от простого, к сложному. В упражнении «Пальчики-ручки» развиваю динамический слух, учу различать тихое и громкое звучание. В музыкально-дидактической игре «На чём играю?» Е. Тиличеевой знакомлю детей с дудочкой и колокольчиком, учу самостоятельно угадывать эти инструменты на слух. В игре «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой использую металлофон и аккордеон, иллюстрации с изображением большой птицы и маленькой птички, с их помощью учу малышей различать высокие и низкие звуки.
На каждом занятии использую сюрпризный момент, стараюсь создать радостное настроение, обыгрываю появление сказочных персонажей. В гости к ребятам может прийти зайка или петушок, и принести в корзинке погремушки. А может прийти кукла Маша, и принести бубен. Тогда воспитатель водит куклу по залу, а я отстукиваю ритм редкими ударами бубна, дети слышат маршевый ритм, но вот куколка Маша побежала, я исполняю частое звучание на бубне, и дети быстро ориентируются и имитируют движения. Очень любят дети, когда кукла приглашает всех походить и побегать с ней. Если я играю пьесу на инструменте, то роль музыканта берёт на себя воспитатель. Таким образом, дети учатся чувствовать и различать ритм шага и бега, учатся реагировать на смену частей музыки. Всё доносится до детей в игровой форме.
Во второй младшей группе мы закрепляем знания об музыкальных инструментах и игрушках, которые они получили в первой младшей группе. А затем знакомим детей с новыми музыкальными инструментами – барабаном и металлофоном. Очень полюбилась детям игра: «Весёлый бубен». Ещё им очень нравится стучать по бубну и называть своё имя. Такие игры доставляют детям много радости, и они с огромным желанием выполняют такие несложные задания.
Знакомство с новым музыкальным инструментом начинаю с показа цветных иллюстраций с изображением инструмента, а затем показываю металлофон, и играю на нём. Звук металлофона сравниваю с капелькой дождя, показываю, как капает дождик «кап-кап-кап» и сопровождаю свой голос игрой на металлофоне. Обьясняю, что вначале капельки падали редко, и имитирую редкие удары на инструменте, затем дождик пошёл сильнее, и игра на инструменте стала в быстром темпе.
При обучении игре на музыкальных инструментах большое значение имеет развитие чувства ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Мы часто используем музыкальные молоточки и стучим ими по металлофону.
В средней группе мы учим детей развивать мелодический слух. Очень важно научить детей правильному звукоизвлечению. Нужно обращать внимание на правильную постановку рук, следить, чтобы руки ребёнка были свободные. При игре на металлофоне, молоточек необходимо держать на указательном пальце, а большой палец должен придерживать его сверху. Слежу, чтобы ребёнок ударял молоточком в серединку пластинки, легко и свободно. Вначале учу играть на одном звуке, а затем «Лесенку» на пяти звуках, и обязательно их пропевать.
В старшей группе учу исполнять попевки индивидуально и небольшими группами. Важно научить детей слушать друг друга и своевременно вступать, и одновременно заканчивать игру. На первых занятиях исполняем на одном звуке знакомые попевки – «Андрей-воробей» и другие. Попевка строится на одном звуке, главная задача здесь правильно передать ритм, и обращать внимание на правильное звукоизвлечение. А затем учу их исполнять с группой ударных. От исполнения простых попевок, мы постепенно переходим к более сложным заданиям: игре на близлежащих звуках. При этом следим за положением молоточка в руке, правильным извлечением звука. Систематические занятия помогают нам развивать творческую активность детей, умение самостоятельно применять полученные знания в повседневной жизни.
Обучению игре на музыкальных инструментах в подготовительной к школе группе я уделяю особое внимание. К этому времени, дети хорошо владеют такими инструментами, как металлофон, погремушки, трещотки, колокольчики, треугольники, бубны, барабаны, маракасы, ложки и др. Если раньше мы играли по подгруппам, то в подготовительной группе я собираю детей в оркестр, учу своевременно вступать и заканчивать свою партию. Я сама тоже играю вместе с детьми на своём инструменте – фортепиано. Учу детей соблюдать паузы. В процессе обучения считаю вместе с детьми, например: «Раз, два, динь-динь-динь, исполняют колокольчики и треугольники, раз, два, тук-тук-тук, исполняют ложки». Игра в оркестре сплачивает детский коллектив. В процессе исполнения ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребёнка. Шумовой оркестр доставляет большую радость не только детям, но и нам, педагогам, родителям. Выступление детского оркестра показываем на утренниках.
Дети, играющие в оркестре, стали более способными, сдержанными, дисциплинированными.