Надежда Дорофеева
«На воде и в лесу» учебное занятие по окружающему миру во 2 классе (УМК «ШколаРоссии»)
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель: Дорофеева Надежда Владимировна
Дата: 17.02.2015 года
Предмет: окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс : 2 «А» класс
Раздел: Здоровье и безопасность
Тема: «На воде и в лесу»
Номер урока в разделе: 7
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: путешествие
Цель урока: формирование представлений о многообразии опасностей для человека при нарушении правил поведения в природе.
Задачи:
Публикация «„На воде и в лесу“ учебное занятие по окружающему миру во 2 классе (УМК „ШколаРоссии“)» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Плавание. Конспекты занятий по плаванию в бассейне
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Образовательные: выявить опасности, подстерегающие человека в лесу и на воде;
Разработать правила поведения в лесу и на воде.
Развивающие: развивать познавательную активность и самостоятельность добывания новых знаний, мыслительную деятельность через приёмы анализа, синтеза и классификации и обобщения, речь, внимание, наблюдательность,
Воспитывающие: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и сохранении своей жизни.
Планируемые результаты:
Предметные: различать съедобные и несъедобные грибы
Запомнить ядовитые растения леса
Знать какую опасность представляют для здоровья ядовитые растения и несъедобные грибы
Знать об опасностях, подстерегающих на воде
Запомнить правила поведения во время купания
Запомнить правила поведения при встрече с насекомыми в лесу
Познакомиться со способами оказания первой помощи при укусах жалящих насекомых.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение (версию); овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления, коллективное решение проблемных вопросов; учиться отличать верно выполненное задание от неверного; отвечать на итоговые вопросы и адекватно оценивать свои достижения.
Познавательные: учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса; уметь понимать и передавать информацию, представленную в изобразительной форме; способствовать развитию универсальных умений и навыков при исследовательской деятельности: умению наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свою речь в устной речи; участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; высказывать и обосновывать свою точку зрения; доносить свою позицию до других; осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации, отстаивать свое мнение, уважительно относиться к чужому мнению
Эмоционально откликаться на полученную информацию.
Личностные УУД:
осваивать роль ученика, формировать интерес к учению;
Нести ответственность за свое здоровье
Проявлять интерес к природе
Понимать, что такое бережное отношение к природе
Проявлять заинтересованность в общей работе.
Оборудование: фишки (красного и зеленого цвета, сигнальные карточки «Светофор», карточки для групповой и индивидуальной работы, атлас-определитель, словарь Ожегова, заготовка для книжки-малышки, проектор, компьютер,
Ход урока
1 Организационный момент.
Тихо девочки за парты сели.
Тихо мальчики за парты сели
Сюда все посмотрели.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть на уроке. Сегодня урок у вас проведу я. зовут меня Надежда Владимировна.
Чтобы наш урок прошел хорошо, у нас должно быть хорошее настроение. Создать такое настроение поможет улыбка. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям.
2. Актуализация знаний.
Окружающий мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред.
Где подстерегают опасности?
3. Самоопределение к деятельности.
- Согласны ли вы с такие утверждением?
Лес и вода – враги человека. (проблемная ситуация) (ответы детей, рассуждения)
- Чтобы решить эту проблему, я предлагаю отправиться в экспедицию. Что означает это слово?
- Обратимся к словарю Ожегова. Экспедиция- это поездка группы людей с каким – нибудь специальным заданием. (чтение учителем определения слова в словаре)
- Куда мы отправимся с вами, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Весной одевается.
Осенью раздевается. (лес)
Чуть дрожит на ветерке,
Лента на просторе.
Узкий кончик в роднике,
А широкий в море. (река)
- Куда мы отправляемся в экспедицию (тема – слайд 2 На воде и в лесу)
Какие же поставим перед собой учебные задачи? (узнать правила безопасного поведения в лесу; узнать правила безопасного поведения на воде; научиться различать съедобные и несъедобные грибы и ягоды; научиться различать жалящих насекомых) (слайд 2)
4. Открытие нового знания.
Создание эмоционального настроения на посещение леса. Аудиозапись «шум леса, пение птиц и шум дождя)
Закрыли глазки, положили голову на парту и мы отправляемся в экспедицию. (слушают музыку)
- Что вы услышали? что представили?
1 остановка «Лесная поляна»(слайд 3).
- Мы с вами попали на лесную поляну. После дождя всегда появляются грибы.
- Какие могут быть грибы на поляне?
- Зачем мы собираем грибы?
- На какие группы разделяют грибы?
С. 28 учебника. Рассмотрите грибы.
- Какие здесь грибы видете?
Распределите их по группам: съедобные грибы закройте зелеными фишками, а несъедобные грибы – красными фишками. (индивидуальная работа)
( взаимопроверка: ученик называет свои ответы, остальные слушают и оценивают его с помощью сигнальной карточки.)
- Да, действительно ядовитые грибы – это мухомор и бледная поганка. (слайд 4)
- Чем они отличаются от других грибов?
Мухомор – красивый гриб. Он высоко над землей поднимает свою красную шляпку на белой ножке. Отличается он своими белыми точками на шляпке.
Бледна поганка – один из главных признаков - чехольчик на нижней части ножки. Цвет шляпки белый или зеленоватый, желтый или оливковый.
Загадка:
Коренастый, в шляпе новой
Гриб в бору растет сосновом.
Рады бабушка и дед:
– Будет праздничный обед!
Ой, схватили белки вмиг
Этот белый … (гриб)
- Какой это гриб?
У него есть двойник. Это - желчный гриб (слайд 5)
- чем они различаются?
Различаются они вот чем: у боровика шляпка внизу белая или желтоватая. Рисунок в виде белой сеточки, а у желчного гриба шляпка снизу розовая. На ножке черная сеточка, на срезе он розовеет. В нем нет яда, но он очень горький.
Загадка:
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети:
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (опята)
- У них тоже есть двойники. (слайд 6)
- Чем они различаются?
Ложные опята кирпично-красные, а пластинки серые или даже черные. Мякоть желтая с неприятным запахом.
- Чтобы не набрать несъедобных грибов, что нужно знать? (правила сбора грибов)
(работа в парах)
На листах записаны правила сбора грибов. Закончите Я спокойно положу гриб в корзину, если он мне хорошо….
Если я сомневаюсь, съедобный гриб или ядовитый, то я покажу….
Я не буду собирать грибы у ….…. .
Я не буду брать …. и … грибы.
Ядовитые грибы я не буду …. .
Буду осторожно срезать грибы… .
их с соседом.
Вывод: какой вывод из услышанного сделаем? (встречаются несъедобные грибы и нужно знать правила сбора грибов)
(помещаем на страницы проекта листы с ответами)
2 остановка «Лесные растения» (слайд 7)
- Знаете ли вы, какие лесные ягоды можно встретить? Какие лесные ягоды можно есть? А все ли их можно есть?
С. 28 учебника. Рассмотрите иллюстрацию и назовите ягоды. Распределите на съедобные и несъедобные. (самопроверка по учебнику странички для самопроверки)
- Какие ягоды нарисованы? Какие несъедобные?
Оценивание своей работы сигнальными карточками.
Какие ягоды ядовитые и съедобные встретили?
(Слайд 8) волчье лыко- это красивое, но очень опасное растение. Отравиться можно ягодами или корой веток, которые обрывают ради красивых цветов, напоминающих сирень.
вороний глаз – в чем особенность внешнего вида этого растения? (4 широких листа, а между ними черная круглая ягода. Ягода напоминает глаз вороны. Она очень ядовита. Растение неприятно пахнет и вызывает головную боль.
Дополняем: (слайд 9)
Белена – у него ядовитые все части. Это растение не едят даже животные.
Ландыш- все его части, особенно цветки и ягоды ядовиты. Желание попробовать ярко-красные ягоды приводит к сильному отравлению.
Вывод: какой вывод из услышанного сделаем? (не пробовать незнакомые ягоды, не есть никаких ягод, кроме малины. Земляники)
Проект еще одна страница.
Физминутка (музыкальная с видом леса)слайд 10-16
3 остановка «Опасные животные»слайд 17
- А за нами летит целый рой насекомых. Каких насекомых можно увидеть на поляне?
- Некоторых насекомых называют жалящими почему? (у них есть жало, они могут ужалить)
- Обычно такие насекомые не нападают просто так. Они жалят для самозащиты.
С. 29 учебника. Определите этих насекомых. Работа с атласом-определителем)
(работа в парах)
Проверка работ по парам
Чтобы не ужали вас насекомое, нужно соблюдать правила обращения с ними.
- Какие вы знаете правила поведения с жалящими насекомыми?
Чтение текста с. 29 учебника. (коллективная работа)
- Какие правила безопасного поведения можно составить по тексту?
Давайте еще раз прочитаем эти правила и запомним. (слайд 18)
-А если вас все таки укусила оса или пчела, что вы будете делать?
(Вынуть жало, приложить тряпочку, смоченную холодной водой, чтобы уменьшить боль и замедлить всасывание яда, промыть слабым раствором марганцовки или перекисью водорода.)
Насекомых в лесу не счесть
Но особенно опасен клещ (Слайд 19)
- Как с ними бороться?
Нужно перед выходом подбирать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладко-ворсистой ткани. На тело нужно надеть обтягивающее белье, чтобы клешу было меньше шансов незамеченным проползти к коже. Рукава должны быть застегнутыми. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги, на голову лучше надеть косынку, кепку или другой головной убор. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания клещей. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело.
Вывод: какой сделаем вывод из сказанного? (остерегаться жалящих насекомых, клещей и соблюдать правила поведения с ними)
Проект еще страница – 2 шт.
Какие опасности таит в себе лес?
Вывод : (слайд 20)
4 остановка «Купание в реке»(слайд 21)
Гуляя по лесу, мы вышли к реке. Как хорошо в жаркий летний день искупаться в реке. Это дарит нам радость и здоровье. Как вы думаете, опасна ли вода? Чем?
Но вовремя купания нужно соблюдать правила безопасности.
- Какие вы знаете правила купания?
Чтение в учебнике с. 27
Рассмотрите иллюстрации и дополни правила еще.
(нельзя купаться в запрещенных местах.
Нельзя во время купания толкаться.)
- почему нельзя купаться в грозу?
- почему нельзя подплывать близко к моторным лодкам и катерам?
- можно ли купаться при высоких волнах?
Тетрадь с. 18 № 2 рассмотрите рисунок. Назовите детей.
Рассмотрите рисунок. Какое правила купания нарушили дети? (купаться в чистой воде)
Вывод: какой вывод сделаем из услышанного? (при купании нужно соблюдать правила безопасности) проект еще страница. Слайд 22
5. Первичное закрепление.
Игра «Съедобное-несъедобное»
Карточки со словами. Распределите их на съедобные и несъедобные.
Съедобные грибы и растения несъедобные грибы и растения
Малина, опята, вороний глаз, шиповник, поганка, земляника, лисички, мухомор, волчье лыко, ландыш.
(проверка по эталону.)слайд 23
6. Рефлексия
Вот и подошла к концу наша экспедиция. Вспомним проблему, которую мы решали (чтение предложения) согласны ли вы сейчас с этим утверждением? В каких случаях они становятся врагами человеку? (не соблюдаем правил поведения)
В результате нашей экспедиции и наших исследований у нас получилась книжка. О чем она? Давайте ее назовем (опасности в лесу и на воде) с ней вы можете познакомить первоклассников или своих одноклассников из другого класса.
Нам пора возвращаться в класс. Сейчас вспомните весь наш урок и выберите одно из предложений и закончите его.
Закончите предложения: (слайд 24)
Сегодня на уроке я узнал….
Сегодня на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке мне было интересно….
7. Домашнее задание (слайд 25)
Печ. тет. № 1, 3, 5 с. 17-20
Дополнительные творческие задания:
Создать книжку «ядовитые зеленые красавцы
Нарисовать экологические знаки по правилам купания
Создать брошюру «коварные двойники» или «съедобные и несъедобные грибы»
Подготовить сообщение о жалящих насекомых.