Алёна Миронова
Конспект занятия по музыке «Мы любим классику»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: Знакомство детей с новым музыкальным произведением; беседа с детьми, направленная на понимание услышанной музыки : ее эмоционального содержания, характера, настроения.
Развивающие: Развитие творческого воображения, способности к художественному взаимодействию с музыкой Л. Бетховена посредством рисунка, танцевального движения, поэтического слова;
Воспитательные: Обогащение мировосприятия детей красотой и лиризмом музыки Л. Бетховена, побуждение детей самостоятельно высказываться о содержании музыкальных произведений.
Публикация «Конспект занятия по музыке „Мы любим классику“» размещена в разделах
Материалы: музыка Л. Бетховена для слушания: «Лунная соната», «К Элизе», «Соната для скрипки и фортепиано 5 Fdur Весенняя 1 ч Allegro», «Соната для скрипки и фортепиано № 5 (2 ч.)», трафареты цветов, бумага для рисования, фломастеры, двусторонний скотч, ножницы, портрет Л. Бетховена.
Предварительная работа:
• Целевая прогулка в лес.
• Наблюдение сезонных изменений в природе (весна)
Ход занятия:
Под музыку П. И. Чайковского «Марш» дети парами заходят в зал, делают круг по залу и становятся полукругом на ковре.
М. р. :(Музыкальное приветствие)Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
М. р. :А сейчас, ребята, присаживайтесь на нашу полянку поудобнее. Я загадаю вам одну загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной.
М. р. : Правильно! А какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
М. р. : Что бывает в марте?
Дети: Тает снег, с юга прилетают грачи, день становится длиннее.
М. р. : Да, чудесный месяц март: В марте становится теплее, тает снег, образуя ручейки и лужицы, в которых можно пускать бумажные кораблики. Снега еще много, но из-за потепления и дождей он липкий и лепить из него снежки легко и просто. Сейчас я прочитаю вам стихотворение, которое написал русский поэт Василий Алферов. Оно называется «Март».
Василий Алферов
«Март»
Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят,
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
М. Р. : Ребята, стихи пишут поэты. А кто пишет музыку?
Дети: Композитор!
М. р. : Правильно! А каких композиторов вы знаете?
Дети: С. С. Прокофьев, А. Вивальди, К. Сен-Санс, К. Дебюсси, Д. Кабалевский, Г. Свиридов, Р. Шуберт, А. Лядов, А. Моцарт, И. С. Бах, П. И. Чайковский, Л. Бетховен.
М. р. : Правильно! Я вам предлагаю прослушать небольшой отрывок из произведения (звучит «Лунная соната» Л. Бетховена). А теперь назовите мне как называется это произведение и кто его написал.
Дети: Это «Лунная соната» Л. Бетховена (Показать портрет).
М. р: Молодцы! Я хочу рассказать вам сказку, про Бетховена и Фею, которая называется «Лунная соната». Жила-была маленькая девочка, жила она одна. Звали ее Элиза. К девочке в гости прилетала Фея-хохотушка, которая приносила ей еду, а Элиза играла для нее на пианино. В один из таких вечеров Фея предложила Элизе полететь вместе с ней и тоже стать Феей. Элиза очень обрадовалась и с радостью согласилась. Когда они поднялись в небо, полное звезд, Фея сказала: - Ну вот, теперь и ты стала Феей! Ты свободна, ты бессмертна! Лети и приноси радость миру!
И в один из вечеров Фея Элиза и ее новая подруга Фея Шарлота, летая над городом, увидели молодого композитора Бетховена. Он шел на бал, где должен был играть на пианино для гостей. Феи умели читать мысли. Элиза полюбила Бетховена за его красивую, неземную музыку, ну, а Шарлота за красоту. И поэтому Фея Шарлота решила спуститься с неба на этот бал, чтобы Бетховен полюбил ее. Бетховен, увидев Шарлоту, восхитился ее красотой, он подумал, что спит, ведь Феи для людей очень красивы. Бетховен решил сочинить для нее новое произведение, но не знал как его назвать и тогда он спросил как ее зовут. –Элиза, соврала Шарлота. Ведь она знала, что Элиза любит его.
И вдруг рояль вздохнул чистым, нежным аккордом. Бетховен играл закрыв глаза, а перед ними был образ другой, юной и светлой девушки. Такого Фея Шарлота вынести не смогла и решила наказать Бетховена и Элизу.
- Ах, ты счастлива! – закричала она, -
- Ну так вот, отныне твой хвалёный Музыкант станет глухим, как лесной пень!
- Он в жизни своей не услышит ни пения птиц, ни шелест травы, ни единого звука!
В тот же момент среди гостей раздался крик. Это кричал Бетховен, поражённый внезапной глухотой! Элиза плакала… Фея Шарлота была отправлена на пустынную планету, за то, что причинила вред человеку.
Тем же вечером Элиза прилетела к Бетховену и стала разговаривать с ним, Бетховен обрадовался, он подумал, что снова слышит. Но Фея объяснила, что он слышит ее мысли и таким образом они могут разговаривать. Но самое главное, Элиза помогала Бетховену сочинять музыку, она играла вместе с ним. Их любовь стала такой сильной, что Элиза решилась спуститься к Бетховену в образе человека, пусть и будет за это наказана.
И обнялись они, и замерли в ожидании такого ужасного, и такого прекрасного конца. И вдруг вокруг них разлилось невыносимое сияние, и зазвучала такая прекрасная Музыка, о которой говорила Элиза. И лилась эта Музыка прямо из сердца Бетховена…
М. р. Я предлагаю вам прослушать произведение, которое написал великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Фортепианная пьеса «К Элизе». Сядьте по удобнее и слушайте очень внимательно (слушают). Какой характер у этой пьесы? Какие чувства она выражает?
Дети: Музыка легкая, нежная, немного задумчивая, тихая.
М. р. А характер музыки меняется или остается, каким был?
Дети. Музыка становится взволнованной, беспокойной. А потом снова легкая.
М. р. : Да, пьеса звучит мечтательно, звуки ее нежны и прозрачны. А давайте мы еще раз послушаем эту пьесу, но уже с закрытыми глазами. (Слушают еще раз пьесу «К Элизе»).
М. р. : Какая красивая музыка! Смотрите, на звуки этой прекрасной пьесы прилетела Фея.
Фея: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Элиза.
М. р. : Здравствуй, Фея Элиза! Какая же ты красивая! Не желаешь ли ты остаться с нами?
Фея: Очень хочу! Ребята, я так люблю цветы, а вы их любите?
Дети: Да!
Фея: Весной на полях, в лугах и садах появляются множество цветов: ландыши, фиалки, одуванчики, ромашки, колокольчики. Море красок и запахов!
М. р. : Давайте представим себе свой весенний цветок и движениями рук под музыку изобразим, как цветок медленно вытягивает вверх свой стебелек, раскрывает свои нежные лепестки, колышется под легким дуновением ветерка. А наша прекрасная Фея посмотрит какой цветок распустится красивее и лучше. (Показ движений под музыку «Соната для скрипки и фортепиано № 5 (2 ч.)»).
Фея: Какие прекрасные цветы расцвели сегодня у нас в зале! А еще мне так хочется потанцевать и покружиться с ребятами. Вы хотите?
Дети: Хотим (Дети с феей исполняют творческий танец. М. р. добивается выразительности, легкости, пластичности движений. Звучит «Соната для скрипки и фортепиано 5 Fdur Весенняя 1 ч Allegro»).
Фея: Как же хорошо быть с вами, я бы очень хотела остаться, но мне нужно лететь дальше. До свидания!
М. р. : Давайте мы все вместе скажем Фее, до свидания!
Дети: До свидания, Элиза!
М. р. : Дети, Фея Элиза оставила нам подарок, свой портрет. Я хотела бы попросить вас побыть немножко художниками. Садитесь за стол, а я раздам вам бумагу и трафареты цветов. Вы их будете вырезать, и раскрашивать в яркие цвета. А затем мы украсим вашими цветами платье Феи Элизы. Садитесь поудобнее и приступайте к работе под звуки «Лунной сонаты» Л. Бетховена.
Дети рисуют. Звучит в записи музыкальное произведение Л. Бетховена «Лунная соната».
М. р: Какие красивые цветы у нас получились. Я предлагаю вам украсить платье Феи цветами. Молодцы! Красиво у нас получилось?
Дети: Да!
М. р. : Сегодня звучала прекрасная музыка Л. Бетховена, и я уверена, что вас не оставило равнодушным то, что вы увидели и услышали. Пришла пора прощаться, встаньте парами. До свидания.