Елена Рыжикова
Конспект занятия по музыке «Музыка и природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности.
Образовательная область "Музыка".
Тема: "Музыка и природа"
Подготовительная группа
Тема: "Музыка и природа"
Цель:становление начал экологической культуры у детей посредством участия в различных видах музыкальной деятельности с использованием технологии синтеза искусств.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по музыке „Музыка и природа“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Воспитательные:
- воспитывать интерес к активной деятельности по изучению и охране природы своей местности;
- воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду с помощью использования различных форм музыкальной деятельности;
- воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем общения их с окружающей средой через синтез искусств;
- воспитывать эстетические и патриотические чувствасредствами природы и музыки.
Развивающие:
- развивать экологическое сознание,мышление в ходе слушания музыкальных произведений;
- развивать музыкально-сенсорное восприятие основных отношений музыкальных звуков;
- развивать танцевально-игровое творчество;
- совершенствование певческого голоса и вокально-слуховой координации;
- развивать творческую активность в музыкальной исполнительской деятельности.
Образовательные:
- знакомить с нравственные и правовые принципы природопользования;
- знакомить с элементарными музыкальными понятиями;
- знакомить с творчеством композиторов: П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов;
- формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе;
- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями;
- формировать дифференцированное музыкальное восприятие;
- обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус.
Расширять и активизировать словарный запас: духовые, струнные, клавишные инструменты, тембр, динамика, полька, флокс, примула, львиный зев, незабудка, бессмертник, маргаритка.
Приемы руководства деятельностью детей в ОД:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сюрпризный момент, чтение стихотворения.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, опытно-эксперементальная деятельность.
3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, музыкальных инструментов, использование картин известных художников, комментирование, вокальное исполнительство, продуктивная деятельность (рисование).
4. Приемы поддержания интереса у детей: планирование, динамическая пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов музыкальной деятельности.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:корзины с цветами,столы для рисования, краски, кисточки, непроливайки, салфетки, листы бумаги, стаканы и кувшин для опыта, музыкальные инструменты, маски-колокольчики, музыкальные колокольчики, музыкальный центр, фортепиано, волшебное зеркало, проектор.
Виды детской деятельности в НОД:
Игровая.
Музыкально-художественная.
коммуникативная.
Познавательно-исследовательская.
Продуктивная.
Двигательная.
Чтение художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к различным видам искусства;
- имеют представление о музыкальном творчестве П. И. Чайковского;
- внимательно слушают музыку, эмоционально и радостно откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;
- умение определять музыкальные звуки по тембру, высоте и динамике;
- умения детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоционально отзывчивости при слушании и исполнении музыклаьных произведений;
- воспитание нравственных качеств, эстетического вкуса;
- умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Ребенок задает вопрос.
2. Активно учавствует в продуктивной деятельности.
3. Проявляет самостоятельность.
4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает еесвоим сверстникам.
5. Сопереживает.
6. Эмоционально реагирует.
7. Соподчиняет мотивы.
8. Проявляет волевое усилие.
9. Аргументирует самооценку.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие
Интеграция. Знакомство с сочинительским творчество, музыкальной терминологией. Знакомство со способом исполнения музыкальных произведений на стаканах с водой. Проведение опытно-экспериментальной деятельности. Знакомство с экологической культурой.
Решаемые задачи. Развивать интерес к экологической культуре, музыкальным произведениям на данную тематику. принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Социально-коммуникативное развитие.
Интеграция. Использование музыкально-дидактических игр. Беседа о цветах, природе, явлениях природы, о музыкальных произведениях сочиненных по данной теме; составление рассказов по восприятию прослушанных произведений.
Решаемые задачи. Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту, применять самостоятельные усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим.
Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднении обращаться к взрослому за помощью. Учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
Прививать умения планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Художественно-эстетическое развитие.
Интеграция. Рассматривание фотографий с цветами, картин известных художников, рассматривание корзин с цветами. Рисование на основе полученных впечатлений.
Решаемые задачи. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при рисовании. Формировать у детей эстетический вкус. Развивать чувство эмпатии и умение эмоционально реагировать на произведения искусства.
Физическое развитие.
Интеграция. Динамическая пауза «Колокольчик»
Решаемые задачи. Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Совершенствовать музыкально-ритмические навыки.
Речевое развитие.
Интеграция. Чтение стихотворений.
Решаемые задачи. Формировать интерес к выразительному рассказыванию стихотворных произведений.
План занятия.
1. Вводная часть:
Создание мотива для деятельности детей. Чтение стихотворения. Беседа. Определение цели. Создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент.
2. Основная часть:
Чтение стихотворения. Рассматривание слайдов о цветах. Исполнение вокальной композиции. Беседа о музыкальных инструментах. Оркестрово-литературная композиция. Слушание музыкального произведения. Динамическая пауза. Опытно-экспериментальная деятельность.
3. Заключительная часть:
Рассматривание картин. Рисование.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов занятия.
Длительность занятия – 30 минут.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Чтение стихотворения. Беседа. Определение цели.
Создание мотива для деятельности детей. Сюрпризный момент.
М. Р. - Люблю я музыку природы,
Как лес таинственно шумит,
Бушует море в непогоду,
Ручей под скалами звенит.
Люблю я грохот водопада,
Ворчанье грома вдалеке
И тихий шелест листопада,
И вьюги вой на чердаке,
Болот надсадное дыханье
И барабанный бой дождя -
Повсюду музыки звучанье
Без струн, без нот и без смычка.
Живая вечная природа
Бурлит, играет и кипит,
Она в любое время года
О жизни с нами говорит.
М. Р. - Здравствуйте, ребята. Сегодня, я хотела бы с вами заглянуть в мир природы, а именно в ее музыкальный мир. Ведь каждый день, выходя на улицу, мы, несомненно, слышим прекрасные звуки нашей земли. Земля разговаривает с нами, дает нам знаки, которые мы читаем в явлениях природы. Известные композиторы увековечили музыку природы в своих прекрасных произведениях, и сегодня мы их тоже послушаем. Чтобы попасть в этот удивительный мир нам нужно пройти через волшебное зеркало.
(дети и М. Р. проход через зеркало под музыку П. И. Чайковского "Вальс цветов")
2. Основная часть.
Чтение стихотворения. Рассматривание слайдов о цветах. Исполнение вокальной композиции. Беседа о музыкальных инструментах. Оркестрово-литературная композиция.
Слушание музыкального произведения. Динамическая пауза. Опытно-экспериментальная деятельность.
М. Р. - Ребята, пока мы шли, нас сопровождала музыкальная композиция П. И. Чайковского, кто догадался, как называется это произведение?
Дети - "Вальс цветов"
М. Р. - Правильно, ребята! Цветы - это одно из самых красивых творений природы. И, наверное, не случайно на нашей поляне очень много корзин с красивыми цветами. Каждая корзина что-то в себе таит, и мы обязательно узнаем что. А пока, ребята, расскажите мне, какие цветы вам нравятся?
(дети отвечают)
М. Р. - Мы с вами знаем, что каждый цветок имеет свою силу. Давайте об этом расскажем.
(стихотворение сопровождается слайдами с изображением цветов, звучит мелодия песни М. Дунаевского "Городские цветы")
1. Если ты сегодня загрустила,
Примула печали утолит.
Флокс тебя наполнит тайной силой,
А подсолнух – солнцем озарит!
2. Если час свиданья наступает,
Колокольчик время сообщит.
Незабудка память освежает,
А бессмертник – доброту хранит.
3. Львиный зев обозначает славу,
Васильки – доверие и кров.
На ромашке нагадаешь правду,
Роза щедро дарит нам любовь.
4. Ландыш нам приносит обновление.
Лилия нам дарит чистоту!
Маргаритка дарит вдохновение,
А гвоздика – ум и простоту.
М. Р. - Ребята, а знаете ли вы песни с упоминанием названий цветов?
Дети - Да!
М. Р. - Давайте вспомним некоторые из них. ("Есть на свете цветок алый, алый. "
"Подснежники, подснежники - голубые глазки"
"На макушке красный мак, а вокруг - ромашки!"
"Колокольчики в саду зазвенели звонко" и т. д.)
М. Р. – Ну и чтобы стало всем нам совсем хорошо, давайте споем для всех замечательную песенку про василек.
(исполнение вокальной композиции «Василек» авторы:Е. Шаламонова, Е. Филиппова)
М. Р. - Скажите, ребята, надо ли беречь цветы, ухаживать за ними, для чего они нам нужны?
Дети - Цветы надо беречь, потому что они дают пчелам нектар, из которого они делают полезный мед. Некоторые цветы обладают лечебными свойствами, они помогают в лечении различных болезней. А еще цветы нужны для красоты, чтобы они росли и радовали нас за ними нужно ухаживать. Вовремя поливать водой, рыхлить почву.
М. Р. - Правильно, ребята! И тогда они будут постоянно радовать нас своей красотой. Ну что же, давайте подойдем к первой корзине цветов, и посмотрим, что она в себе таит. "Явления природы и музыкальные звуки"
М. Р. - Посмотрите, здесь лежат музыкальные инструменты. Давайте их назовем.
Дети - Маракас, колокольчик, барабан, шумящие коробочки, трещотка, бубенчики, палочки.
М. Р. - Молодцы, наш секрет говорит о том, что музыкальные звуки некоторых инструментов очень схожи со звуками в явлениях природы. Например, на что похож звук барабана?
Дети - На стук дождя.
М. Р. - А звук маракаса?
Дети - На шуршание листьев.
М. Р. - Послушайте колокольчик, что вам он напоминает?
Дети - Разговор сверчков.
М. Р. - А что напоминает звук бубенчиков?
Дети - Журчание ручья.
М. Р. – Посмотрите, как много общего мы нашли в музыкальных звуках и явлениях природы. Предлагаю вам рассказать рассказ с помощью наших музыкальных инструментов, я буду читать текст, а вы в нужный момент оживляйте рассказ звучанием наших инструментов.
(рассказ "На заре")
Тихо. Все еще спят. Лишь чуть слышно как разговаривают сверчки. (колокольчик) Еще спящий ветерок чуть пошатнул верхушки деревьев. (шумящие коробочки) И ему игриво ответили сонные листья. (маракас) Где-то вдалеке стало слышно журчание ручейка. (бубенчики) И вот на небосклоне появились первые вестники утра, яркие лучики зари. (глиссандо на металлофоне или арфа) Зеленые листья травы весело скинули капельки росы и они рассыпались блестящими алмазами по тропинке. (палочки и треугольник) Начиналось светлое, чистое, доброе утро земли! (все инструменты)
М. Р. Вот такая у нас получилась музыкально-литературная зарисовка! Многие композиторы вдохновлялись красотой природы, ее чарующими звуками и создавали свои неповторимые произведения.
М. Р. Давайте посмотрим, что находится в следующей корзине с цветами. "Природа и музыка", как вы думаете, что это значит? Чуть ранее я говорила вам об этом.
Дети - Это музыка, которую сочинили композиторы о природе.
М. Р. Правильно! И среди таких сочинений я хотела бы выделить одно из красивейших произведений П. И. Чайковского. Посмотрите на экран и вы отгадаете его название.
(дети смотрят на экран, где изображен подснежник и отвечают)
М. Р. - Молодцы! Это музыкальное произведение называется "Подснежник" из цикла композитора "Времена года. Апрель". Предлагаю вам его сейчас послушать, а потом рассказать о чем это произведение, какое оно по характеру?
(слушание музыкальной композиции П. И. Чайковского "Подснежник" из цикла "Времена года. Апрель" в сопровождении презентации)
М. Р. Ну вот мы прослушали наше произведение о "Подснежнике". И давайте вы мне расскажете кто, что представил под эту музыку?
(Ответы детей.)
М. Р. Хорошо, а теперь расскажите, какая по характеру была эта музыка?
(Ответы детей.)
М. Р. Какие вы услышали музыкальные инструменты? Какому классу относятся эти инстументы: духовому, струнному, ударному? Почему их назвали духовыми, срунными, ударными?
(Ответы детей)
М. Р. Молодцы, ребята! А теперь я предлагаю превратиться вам еще в один нежный голубой цветочек - колокольчик, и немножечко размяться. Для этого нам нужно одеть маски - колокольчики и взять в руки колокольчик.
Динамическая пауза Е. Рыжикова «Росток».
Утром, взяв росы глоток, (глубокий вдох)
Появился вдруг росток. (на выдохе сесть на колено, сложить руки кольцом)
Сладкий сон ему приснился, (приложить ладони к уху)
Он немного распустился. (развести внизу руки в стороны)
Дунул легкий ветерок, (качание корпусом)
Чуть поднялся наш росток. (руки поднять вверх)
Наш цветочек мал, но знай!
Ты его не обижай! (погрозить пальчиком)
Колокольчик любит нежность, (обнимание)
Его звон подарит свежесть. (качание головой)
Солнце лучиком согрело (взять колокольчик, встать на ноги)
Колокольчик зазвенел! (побежать под музыку по кругу)
(при окончании музыке нужно остановиться и замереть)
М. Р. Молодцы, ребята! Мы с вами прекрасно поиграли, а теперь можно посмотреть, что в нашей следующей корзине? "Вода и звук"Что бы это могло означать? Как вы думаете?
Дети - Вода может звучать.
М. Р. Точно! Как это ни удивительно, но вода, имея много различных свойств, может еще и звучать. Давайте послушаем различные звуки воды, и попробуем отгадать, что они означают.
( Дети слушают: "журчание ручья", "капли воды", "шум моря", "дождь",
"шипение воды, испарение")
М. Р. Молодцы, ребята! Вы все отгадали, давайте посмотрим еще раз на воду, и расскажем о ее свойствах.
(дети проходят к экспериментальному столу, где стоят прозрачный сосуд с водой, краски, 8 высоких стаканов, соль)
Итак, вода какого цвета?
Дети - Вода прозрачная.
М. Р. Как вода может изменяться?
Дети - Вода может быть твердой, если это лед. Вода - может быть облаком, паром, вода может менять форму, вода может менять цвет и вкус.
М. Р. Хорошо. Сейчас я вам хочу рассказать еще об одном свойстве воды - музыкальном. Вода может менять свойство звука, а какое вы мне сейчас скажете. Итак у нас есть 3 основных свойства звука, какие?
Дети - Тембр - окраска звука.
Динамика - громкость и сила звука.
Высота - низкие и высокие звуки.
М. Р. Правильно. Мы сейчас проведем с вами эксперимент, с помощью которого определим, какое свойство звука может изменять вода. Итак, перед нами стакан, давайте послушаем, как он звучит (ударить палочкой по стакану). Давайте определим, какой это был звук по тембру? (звенящий, стеклянный) По динамике (тихий) По высоте пусть будет средний. Теперь я налью в него немного воды и мы с вами послушаем насколько сейчас изменился звук. (ударить палочкой по стакану) Тембр изменился? (Нет) Динамика изменилась? (Нет) Что же изменилось? (высота звука) Правильно, из этого можно сказать, что вода изменяет высоту звука, а это дает возможность создавать, придумывать музыкальные инструменты с использованием воды. Давайте такой инструмент сделаем и мы с вами.
(проведение эксперимента)
М. Р. А теперь мы можем поиграть на нашем инструменте.
(игра на стаканах)
М. Р. Ребята, скажите мне, для чего нам нужны вода?
(Дети отвечают)
М. Р. А самое главное, что нам нужна чистая вода, тогда только она будет полезной! А мы должны позаботиться с вами о том, чтобы она была чистой.
М. Р. Ну и напоследок я хотела бы обратить ваше внимание на нашу цветущую поляну. Чтобы наша природа всегда оставалась такой же красивой, что нам нужно делать?
(Ответы детей)
3. Заключительная часть.
Рассматривание картин. Рисование.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов
М. Р. Прекрасные пейзажи всегда вдохновляли великих поэтов, художников, композиторов на создание великолепных творческих работ. Предлагаю вам посмотреть на известные произведения художников, где они описывают самое нежное и трогательное время года – весну! А в сопровождении для нас прозвучит музыкальная композиция П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Март. Песнь жаворонка».
(слушание произведения П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Март. Песнь жаворонка», рассматривание картин Левитана И., Виноградова С. ,Саврасова К.)
М. Р. А теперь я предлагаю вам, все свои впечатления, эмоции отразить в своих художественных работах. Пройдите за столы, чтобы сделать свои творческие работы.
(Дети рисуют)
М. Р. Вот наше волшебное путешествие в мир музыки и природы закончилось. Я хочу напомнить что, для того чтобы и дальше любоваться красотой природы, слушать ее незабываемые звуки, делать зарисовки необыкновенных пейзажей нам нужно все это богатство сохранить. Скажите мне, понравилось вам наше путешествие?
(Ответы детей)
М. Р. Что вы узнали нового? Что для вас было самым интересным?
(Ответы детей)Мне было очень приятно с вами общаться. Спасибо! До свидания!