Ирина Комкова
«Мы дружбою сильны». Развлечение «Сахалин — мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад комбинированного вида № 27
г. Углегорска Сахалинской области
«Мы дружбою сильны»
Развлечение интегрированного вида для детей группы компенсирующей направленности с ФФН и ОНР (подготовительной)
на тему «Сахалин – мой край родной»
Подготовила :
музыкальный руководитель
Публикация «„Мы дружбою сильны“, Развлечение „Сахалин — мой край родной“» размещена в разделах
- Дружба. Сценарии развлечений с друзьями
- Дружба. Учимся дружить
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Сахалинская область
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
высшей категории
И. А. Комкова
Цель: Ознакомление детей с разнообразием народностей, населяющих Сахалин.
Задачи:
• Закрепить знания детей о многонациональности острова, о традициях и музыкальной культуре народов Сахалинской области, выраженных в стихах, песнях, играх, танцах, сказках;
• Формировать и развивать толерантные чувства к людям разных национальностей;
• Воспитывать симпатию к людям, населяющим Сахалин; интерес и желание больше узнать о родном крае;
• Продолжать воспитывать нравственно-эстетические чувства дошкольников.
На центральной стене музыкального зала изображение: волны моря, сопки, контур острова Сахалин и Курильской гряды, гербы Сахалина и г. Углегорска.
Под песню «Ну что тебе сказать про Сахалин?» муз. Я. Френкеля в зал входят дети, проходят по залу, перестраиваются врассыпную, останавливаются с окончанием музыки.
Ведущая. Дорогие дети! Уважаемые гости! Мы собрались в нашем зале для того, чтобы продолжить знакомиться с культурой и традициями Сахалинской области. Сахалин и Курильские острова богаты не только рыбой, лесом и полезными ископаемыми, но и людьми. Наша область интернациональна, у нас проживают люди 110 национальностей. О многих из них мы сегодня будем говорить, играть в игры этих народов, прославлять нашу малую Родину – Сахалин в песнях и стихах. Итак, начинаем наш праздник, который называется….
Дети. Мы дружбою сильны!
1 ребёнок.
На самом краешке России, где море бьётся в берега,
Лежит он в океане синем, как в песне звонкая строка.
Весна немного припоздает, помедлит взять свои права –
И к сенокосу вырастает по плечи самые трава.
2 ребёнок.
А то в капель влетят метели, и так завеют белый свет,
Что в дальних сёлах по неделям ни писем нет и ни газет.
И пусть на тесной карте мира порой едва означен он-
К нему протянуты пунктиры земных дорог со всех сторон.
Ведущая.
Если будем в самолёте мы лететь,
Если будем на наш остров мы смотреть,
То увидим мы тогда и леса, и города,
Океанские просторы, ленты рек, озёра, горы….
Мы увидим даль без края, тундру, где звенит весна.
И поймём тогда, какая…наша область островная – необъятная, большая!
Дети исполняют песню «Мы на острове живём» муз. А. Филиппенко:
Мы на острове живём, на Охотском море.
Эту песню мы поём о родном просторе.
Припев.
Сахалин – суровый край, ветерки задули.
Рукавички надевай, шапку меховую.
Скачут белки по лесам, росомаха бродит.
Из берлоги мишка к нам погулять выходит.
Не боимся мы пурги, с холодами дружим.
Лесорубы, рыбаки не боятся стужи.
Приезжайте к нам, друзья, мы повеселимся.
На оленях с ветерком по снежку промчимся!
Садятся на стульчики.
Ведущая. Наша сахалинская земля всегда была богата рыбой, лесом, углём, нефтью и газом. Только в прежние времена, когда на острове не было таких больших городов, заводов и фабрик, когда ещё не умели добывать уголь и нефть, жили люди, которые назывались айнами, нивхами, уйльта, эвенками. Мы с вами в группе рассматривали изображения этих народностей на иллюстрациях. Чем занимались эти древние народности Сахалина? Кто помнит (Дети. Они занимались охотой, рыболовством). А ещё все эти народности слагали свои разные истории и сказки. Хотите, я вам сегодня расскажу сказку про маленького мышонка? (дети. Хотим). А поможет мне….(имя ребёнка, исполняющего роль мышонка).
Начинается инсценировка «Сказка про маленького мышонка».
Под тихую музыку, звучащую в высоком регистре, выбегает Мышонок, оббегает круг и останавливается возле ведущей.
Ведущая. Вышел однажды мышонок рано утром из дома, а вернулся к вечеру и говорит.
Мышонок. А я, оказывается, самый сильный, самый ловкий, самый храбрый во всей тундре. А я до сих пор этого не знал.
Ведущая. А как ты это узнал?
Мышонок. А вот как. Вышел я из норки, шёл, шёл, вижу – море большое-пребольшое. Но я не испугался, бросился в воду и переплыл море. Даже сам удивился, до чего же хорошо я плаваю.
Ведущая. А где же твоё море? (Разводит руками). Знаю, знаю я это море. Недавно бродил по округе олень, топнул ногой, и в следе вода застоялась.
Мышонок. А вот и нет! Это было море! А ещё, ещё я видел, как народы Севера в игры играли. Вот бы ещё раз посмотреть!
Ведущая. А ну-ка, маленькие сахалинцы, выручайте, игру нивхов начинайте!
Дети начинают игру «Ручейки, реки и озёра».
Описание. Под высокие регистры бегают врассыпную, под средние – друг за другом, под низкие – образовывают 2 кружочка (озера). Играют 2-3 раза.
Ведущая. За нивхов спасибо. Давайте дальше сказку слушать.
Мышонок. Ну вот, шёл я, шёл дальше, вижу – стоит гора, высокая-превысокая. Деревья на её верхушке за облака цепляются. Разбежался я и перепрыгнул гору. Даже сам я удивился, как высоко я прыгаю.
Ведущая. И гору твою я знаю. За ямкой с водой – кочка, а на ней – трава растёт. Как, говоришь, ты перепрыгнул эту гору – очень высоко?
Мышонок. Вот так, вот так (подпрыгивает). А пусть мальчики попробуют так высоко прыгнуть.
Мальчик. А вот сейчас и попробуем!
Проводит игру на прыжки в высоту народов Севера.
Ведущая. В ловкости посоревновались, а теперь давайте дослушаем сказку мышонка.
Мышонок. Так вот. Иду я дальше, смотрю, дерутся два медведя – белый и бурый. Ревут медведи, один другому кости ломает. Но я их не испугался, бросился между ними и раскидал их в разные стороны. Даже сам удивился, что я с двумя медведями справился.
Ведущая. Знаю я, кто были эти медведи – белая моль да муха. Мышонок, а давай попросим мальчиков силой помериться, как два медведя.
Проводится игра народов Севера «Померяйся силой».
В этой игре простое и доступное содержание, в ней можно помериться друг с другом силой.
Описание. На полу проводится черта. Двое играющих садятся по обе стороны черты, один упирается ступнями ног в ступни другого. Держась за палку двумя руками, начинают перетягивать друг друга. Правила игры простые: начинать перетягивать палку только по сигналу, во время перетягивания палки не разрешается менять положение ступней ног.
Мышонок. Выходит, я не очень сильный, не ловкий и не храбрый.
Ведущая. Для такого глупенького маленького мышонка и копытный след – море, и кочка – гора, и моль с мухой – медведи. Если ты всего этого не испугался, значит, ты и вправду самый сильный, самый храбрый и самый ловкий во всей тундре. Пусть дети с тобой посоревнуются в танцах и играх.
Дети исполняют Парную пляску под карельскую народную мелодию.
Затем проводятся игры соревновательного характера по выбору физрука.
Ведущая. Вы, ребята, молодцы, показали свою ловкость, внимание, силу, музыкальность. А сейчас хочу послушать ваши стихи о Сахалине.
Дети читают 2-3 стихотворения по выбору педагога.
Затем дети исполняют песню «Чудо-остров» на мелодию В. Шаинского, сл. И. Комковой
1. Сахалин наш сказочно богат,
Сахалин наш – рай для всех ребят,
Сахалин наш – весело живём,
Сахалин наш – песенку поём :
Припев.
Чудо-остров, чудо-остров,
Жить на нём легко и просто,
Жить на нём легко и просто,
Чудо-остров!
Наше счастье постоянно
Дружить честно, без обмана,
Дружить честно, без обмана,
Чудо-остров!
2. Сахалин наш – места лучше нет!
Сахалин наш, мы не знаем бед!
Сахалин наш, кто здесь прожил час,
Сахалин наш, не покинет нас!
Ведущая. Ребята, а самый главный клад на Сахалине, это люди, которые здесь живут. Если спросить, что для сахалинца самое важное, то литовец ответит – драугисте, узбек – дустолик, грузин – мегоброба, молдаванин – приетение, калмык – ингльтын, удмурт – эшласькон. Все эти слова, как вы думаете, что означают? (Дети говорят свои варианты). Ну конечно же, - дружба! Весь сахалинский народ – это народ друзей.
Многие люди разных национальностей из разных стран после Великой Отечественной войны приехали к нам на Сахалин. Они помогали нам восстанавливать наш остров, строили здесь посёлки и города, фабрики и заводы. Украинцы, белорусы, грузины, татары, корейцы, таджики и многие другие. Приезжали семьями, на Сахалине молодые люди знакомились, влюблялись, выходили замуж и женились, рожали ребятишек и оставались жить в нашем островном краю.
Например, Украина – богатая страна (на экране появляется заставка с изображением украинцев в национальных костюмах). Она и в старину славилась хлебом, фруктами, молоком и маслом. А в наше время на Украине построено много фабрик, заводов. Украинцы – очень хлебосольный народ. Вот, например, вареники придумали готовить украинцы, чтобы угощать своих друзей и гостей. Но только особое почтение у всех славянских народов было к хлебу. А на Украине его называют «хлиб», а ласково – «хлибчик». Даже есть укр. нар. игра, которая так и называется – «Хлибчик». Хотите в неё поиграть?
Украинская народная игра «Хлибчик».
Описание. Дети выстраиваются парами по типу «ручейка». Водящий ребёнок – «хлибчик». Он стоит впереди пар детей, поворачивается к ним лицом.
Хлибчик. Пеку, пеку хлибчик!
Дети. А выпечешь?
Хлибчик. Выпеку!
Дети. А убежишь?
Хлибчик. Посмотрю!
После последних слов убегает под пары «ручейка», а дети его ловят.
Ведущая. Теперь немного расскажу вам о Белоруссии. (На экране появляется заставка с изображением людей в белорусских костюмах). Столица Белоруссии – город Минск. В Минске построен завод, на котором делают огромные грузовые машины. Они называются МАЗы, они такие большие, что могут увезти ребят из 10-ти детских садов со всеми воспитателями. Белорусы – весёлый и жизнерадостный народ. Вот сейчас вы поиграете в белорусскую игру.
Белорусская народная игра Посадка картофеля
Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.
Описание. Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым, — капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати-тридцати шагов от каждой колонны нарисованы пять кружков. По сигналу капитаны команд бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружочек, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку, и т. д.
Правила игры:
• капитаны стартуют по музыкальному сигналу;
• игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать;
• подбегать к команде надо с левой стороны.
Ведущая. После группы славянских народов – русских, украинцев, белорусов – на Сахалине самый многочисленный народ – это корейцы. Южная и Северная Корея – наши дальневосточные соседи. Эти страны находятся недалеко от Сахалина, они очень древние. Культура и обычай корейцев уникальны, не похожи на традиции славянских народов и от этого очень притягательны. (Появляется заставка с изображением корейцев в национальных костюмах).
На Сахалин первые корейцы приехали 100 лет назад, и многие из них на острове приобрели вторую родину. А юные поколения родились уже здесь, на Сахалине, и их Родина теперь – наш остров.
Корейская национальная игра Перетягивание каната.
Описание. В перетягивании каната участвует большая группа деревенских жителей, разделённых на две команды. Члены команд располагаются по оба конца длинного толстого каната, изготовленного из рисовой соломы, и тянут за него в надежде, что победившая сторона будет вознаграждена хорошим урожаем в наступившем году.
Ведущая.
Живут на Сахалине народы с давних пор :
Русские, корейцы, армяне – люди гор!
Мордва, татары, украинцы живут, не зная ссор.
Одним – тайга по нраву, другим долин простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.
Один – шашлык готовит, другой – готовит мёд.
Одним – милее осень, другим – милей весна.
Но островная Родина – у всех у нас одна!
Самый многочисленный этнос на Сахалине – это русские люди. Эх, как любили на Руси звонкие струны балалайки да трогательные звуки гармошки, плясали люди в деревне после трудового дня, веселились и работали с песней.
Дети водят хоровод «На горе-то калина» – под русскую народную мелодию
Дети:
1.
Как велика моя земля, как широки просторы!
Озёра, реки и поля, леса, и степь, и горы!
2.
Раскинулась моя страна от севера до юга:
Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга.
3.
Когда глухая ночь у нас чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей к границе от границы
Не меньше чем за десять дней- и то едва домчится.
4.
И в городах, и средь морей, и средь колхозных пашен –
Везде вы встретите людей, родных, российских, наших.
5.
Живём мы в радостном краю, и знать его должны мы –
Страну российскую свою, свой Сахалин любимый.
(Н. Забила)
Ведущая. Вот как много мы сегодня узнали о нашем островном крае. Так кто является главным богатством острова? ( Дети: Люди, все мы, которые здесь живём). И чем мы сильны? ( Дети: Дружбой).
Так давайте же, ребята, любить, беречь свой край и живущих с нами людей.
Взрослые и дети поют песню «Остров-сказка» муз. сахалинского композитора М. Головченко
1.
Если вас однажды спросят, что такое Сахалин,
Вы ответите не сразу, потому что он один.
Потому что в целом свете не сыскать таких чудес,
Это море и медведи, это ели до небес.
Припев.
Сахалин мой, Сахалин!
Исполином встаёшь из глубин!
Сахалин мой, Сахалин!
Остров-сказка, родной Сахалин!
2.
Это осень золотая и сугробы выше крыш,
Это облако туманов, что себя не разглядишь.
А ещё на Сахалине нефти чёрные ручьи
И усталые матросы в порт приводят корабли.
3.
Но прекраснее на свете всех чудес и всех причуд,
Это наши с вами люди, что на острове живут.
И шахтёры, и поэты, моряки и лесники,
Или просто сахалинцы, или просто земляки!
Под музыку все покидают зал.