Мельник
Методическая разработка «Музыкальное развитие детей 2–2.5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В данной статье затрагиваются вопросы раннего музыкального развития детей 2-2.5 лет.
Давно доказано, что ребенок начинает воспринимать музыку еще находясь в утробе матери. При восприятии музыки вместе с мамой уже происходит формирование вкусов и предпочтений, эмоциональное и музыкальное развитие. Основной период формирования музыкальных способностей и их развитие – это дошкольный возраст. Но самый эмоционально отзывчивый на музыку возраст-это возраст детей до трех лет. Расширение и обогащение музыкального сознания детей в этот период жизни окажет положительное влияние на дальнейшее развитие личности.
Публикация «Методическая разработка „Музыкальное развитие детей 2–2,5 лет“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Однако не всегда родители уделяют должное внимание музыкальному воспитанию детей. Часто целью музыкальных занятий с детьми становится задача просто научить петь. Хотя на музыкальных занятиях ребенку развивают чувство ритма и координацию движений, формируют его эстетический вкус, развивают эмоциональную сферу личности, формируют и развивают музыкальный слух и т. д.
Интерес к музыке у детей заметен довольно рано. Это эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения. При правильных занятиях становление музыкальных способностей в этом возрасте происходит естественно и легко. Эмоциональное восприятие музыки считается одним из главных показателем музыкальности. Благодаря способностям складывается база для развития чувства ритма и ладовысотного слуха. Эти способности проявляются не только во время восприятия музыки, но и во время ее исполнения.
На своих музыкальных занятиях с детьми 2- 2.5 лет я использую следующие виды музыкальной деятельности :
• слушание;
• музыкально-ритмические упражнения;
• пение;
• музыкально-дидактические игры;
• подвижные музыкальные игры;
• игра на детских музыкальных инструментах;
• пляски.
Формирование музыкальных способностей детей происходит под влиянием каждого из этих видов. Исключив какую-нибудь деятельность, можно нарушить целостное воспитание личности. На занятиях материал предлагается в игровой форме. При подборе репертуара учитываю небольшой опыт детей. Музыка должна быть понятна и интересна детям.
При прослушивании коротких пьес я выбираю характерные и контрастные по звучанию пьесы. Дети учатся различать звучание высоких и низких звуков, быстрого и медленного темпов. Я использую русские народные песни, программные пьесы, двухчастные пьесы с медленной частью и быстрой частью.
Формирование слуха у детей осуществляется во время выполнения музыкально-дидактических заданий или игр.
На занятиях с малышами я использую музыкально-дидактические игры, такие как «Качели» Е. Тиличеевой –Н. Мурычевой, «Птица и птенчики» (песня –зачин Н. Мурычевой, «Эхо» (песня –зачин Н. Мурычевой) и др. Для развития тембрового и динамического слуха подойдет игра «Узнай свой инструмент» (песенка Н. Мурычевой, «Громко-тихо». Использую маленькие музыкальные песенные упражнения на небольших интервалах (терция, кварта) в виде подражания «ку-ку», «га-га», «ду-ду-ду», «ко-ко».
Следующий этап в развитии музыкальности дошкольников — подражание голосу взрослого. При повторении за взрослым слов у малыша происходит формирование фонематического слуха. В самом начале малыши способны лишь подпевать короткие фразы или слова. Например, в песенке «Бобик» Т. Попотенко, К. Найденовой малыши поют слог «гав», помогая маленькой собачке. Это способствует развитию правильного высокого звукообразования. К таким песенкам можно отнести : «Машина» Т. Попотенко, К. Найденова, «Кошка» Ан. Александрова, Н. Френкеля и др. Для развития чувства ритма я использую детские шумовые инструменты (ложки, металлофон,погремушки, «игры с ладошками», «ладушки», «молоточки» (ритмические упражнения, при которых ребенок одновременно исполняет простую песенку и изображает действие, например, стучит молоточком строя дом).
На занятиях с детьми 1.5-2 лет важное место занимают подвижные музыкальные игры. Игры способны выполнять ряд задач таких как развитие эмоциональности и коммуникативности, так же они воспринимаются малышами как отдых и они с удовольствие играют в них. Я использую народные игры с музыкальным сопровождением. Например в игре «лисичка и зайчики» в которой зайцы прячутся в норку от лисы, а она их ловит, достаточно подобрать музыкальное сопровождение для лисы и контрастное для зайчат. Малыши реагируют на звучащий музыкальный момент и в зависимости от него прячутся или прыгают. Для большей заинтересованности детей можно использовать игрушки лисы.
В настоящее время существует большое количество вопросов о том, какая взаимосвязь существует между музыкой и развитием детей. Музыка способна оказывать влияние на того, кто ее слушает, изменять его настроение, создавая образы за счет различных средств выразительности. Список используемой литературы.
Петрова В. А. Программа развития музыкальности у детей раннего возраста «Малыш» Москва 1998г.
Метлов Н. А. «Песни для детского сада» 3 издание изд. Советский композитор 1980г.
Ветлугина Н. А «Музыкальный букварь» изд. Музыка 1986г.
«Методика музыкального воспитания в детском саду» под общ. ред. Ветлугиной Н. А. 3 изд. Москва Просвещение 1989г.
Комова В. К. «Маленькие песенки»
Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Лесное»
Фрунзенского района г. Санкт - Петербург
СТАТЬЯ:
«Музыкальное развитие детей 2 – 2.5 лет»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Мельник Наталия Михайловна