Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе музыкального руководителя

Куртшерфе Велиева
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы

Мы живем в необыкновенно сложное и интересное время. Ломаются устаревшие стереотипы, переоцениваются давно установленные ценности, обновляется наше общество. Мы все чаще обращаемся к истокам духовности и с сожалением убеждаемся, что много потеряно, искаверкано, забыто. Мало нам пели колыбельных песен, а мы знаем их еще меньше и уже почти не можем спеть их своим детям. А много ли знаем потешек, сказок, прибауток и других сокровищ народных? И не потому ли общество в определенной степени деградирует в своей морали, лишившись связи между поколениями, потому что забываются свои корни, родословная, забываются и пренебрегаются свои обычаи и обряды?

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе музыкального руководителя» размещена в разделах

Именно эти размышления вдохновили работать над темой нравственно-патриотического воспитания дошкольников более углубленно. Ведь детский сад - это первая ступень для ребенка в процессе его последующего непрерывного образования, в которой пробуждается национальное и общественное сознание. А музыка способна влиять на чувства, настроение ребенка, его нравственный и духовный мир.

На музыкальных занятиях в каждой возрастной группе нравственно-патриотическое воспитание дошкольников имеет свои особенности.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», – так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу», – это слова нашего современника В. Распутина, поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир [4].

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, утренниках, развлечениях, как ее лучше преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на занятиях и в повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, конкретными, вызывающими интерес, будящими воображение.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.

Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, с образцами народного музыкального творчества различных национальностей, населяющих наш поликультурный регион. В нашем саду есть аудио и видео записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». На занятиях в доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными. В каждой возрастной группе в предметно-пространственных музыкальных центрах есть своеобразная фонотека: «Народные песни для детей» (колыбельные, потешки, «Песни для детей современных композиторов», «Музыкальный фольклор», «Песни и марши» [3].

Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве.

Произведения современного музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Народные песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д. Народная музыка постоянно звучит при выполнении движений на музыкальных занятиях и в утренней гимнастике. Разнообразие мелодий обогащает музыкально-ритмические движения детей, отводит их от трафарета и придает движениям определенную окраску.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям.

Самой распространенной формой национально-патриотического воспитания в нашем саду является проведение календарных праздников, где дети инсценируют народные обряды. Такая «живая» форма общения детей с древними обычаями имеет большое значение для усвоения культурных ценностей («Масленица», «Святки», «Троица», «Пасха», «Ивана Купала» и др.).

Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.

Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любовь к Родине, уважение к ее народам и народностям берут начало от детской привязанности к семье, уважительного отношения к старшим в семье, поэтому целесообразным является проведение семейных праздников в дошкольном учреждении, на которых дети с удовольствием поют песни о маме, папе, близких и родных людях [3].

Проведение тематических мероприятий ко Дню защитников Отечества и Дню Победы является прекрасной возможностью научить детей патриотическим песням и танцам, пробудить интерес к истории родного края, способствовать воспитанию сознательных патриотических чувств. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты», муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить», муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех времен и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов [2].

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной край, родной город, родная улица… Надо показать ребенку, что они славны своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми и т. п. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.

Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников : ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, я воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы [1].

Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», А. Вивальди цикл «Времена года», Ж. К. Сен-Санс цикл «Карнавал животных», С. Прокофьев цикл «Детская музыка» и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.

Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Планируя такие праздники, я использую в работе с детьми такие методы и приемы, которые направляют внимание детей на те или иные явления, отраженные в музыке, развивают способность сравнивать реальные образы окружающего с художественными образами музыкальных произведений. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

После участия в таких мероприятиях, дошкольники испытывают потребность делать добрые дела и в повседневной жизни, толерантно относиться к разным категориям населения, других народов, уважать себя и людей, изучать и ценить историческое и культурное наследие родного народа, любить и защищать Родину.

Таким образом, привлекая детей к музыкальному наследию своего народа, воспитывая в них чувство патриотизма, воспитывается и чувство национального достоинства детей. Приятно осознавать, что огонек творчества, который ты зажигаешь при каждой встрече с детьми, не гаснет, а продолжает гореть. Я стараюсь сделать жизнь своих воспитанников и их родителей в детском саду содержательной и интересной, чтобы музыка стала для них частью их души, а моя работа музыкального руководителя проходила красной нитью в их нравственно-патириотическом воспитании.

Список литературы:

1. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 1. – С. 82 - 92

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А. М. Виноградовой. – М. : Знание, 1991. – 128 с.

3. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т. И. Оверчук. – М. : Просвещение, 2004. – 164 с.

4. Комратова Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф, Грибова. – М. : Инфра-М, 2007. – 207 с.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Патриотизм, как говорится в Концепции патриотического воспитания, всегда был наиболее яркой чертой русского характера, которому присущи:.

Отчет о работе по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшей группы»Отчет о работе по теме «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников старшей группы» На сегодняшний момент воспитание гражданина- патриота своей Родины считается одной из важных и актуальных задач дошкольного образования. Невозможно.

Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости.

Презентация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Социально-личностному развитию дошкольников уделяется большое внимание в детских садах, потому что того требует и ФГОС, и жизненные обстоятельства.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на логопедическом пунктеНравственно-патриотическое воспитание дошкольников на логопедическом пункте .

Педсовет «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» .

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры Гармоничное развитие ребенка - это основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое.

Технология «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту,.

Эссе «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» Эссе «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе музыкального руководителя
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 20:31
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в работе музыкального руководителя» (включая файлы) размещена пользователем Куртшерфе Велиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД