Сидоренко Наталья
Музыкально-игровая деятельность детей как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность и инициатива.
Публикация «Музыкально-игровая деятельность детей как средство развития инициативности в ходе самостоятельной деятельности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В нормативных документах Российской Федерации, таких как Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования, на воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО подчеркивается, что одним из самых значимых направлений педагогической деятельности является художественно-эстетическое развитие. Основной формой музыкальной деятельности в дошкольном учреждении являются музыкальные занятия, которые включают несколько видов деятельности : слушание, пение, музыкально-ритмическую и игровую деятельность. Здесь дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Их систематически побуждают к самостоятельным действиям. Полученный опыт на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Конечно, качество самостоятельно музицирования ниже, чем на занятиях, так как дети не всегда правильно поют, не очень точно выполняю танцевальные движения (без сопровождения фортепианного сопровождения и показа педагога, но все, же увлеченность их велика, из-за собственного желания и инициативы.
Следует помнить, что музыкальные занятия организуются и проводятся музыкальным руководителем, большинство заданий предлагается всему коллективу, а при самостоятельной деятельности дети находятся в группе только с воспитателем, который предоставляет возможность каждому ребенку проявить свою инициативу.
Инициатива – это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. От латинского initium – начало, инициатива - это почин, первый шаг в каком – либо деле.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, способен предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью.
Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Именно музыка призвана помочь обрести чувство гармонии и слияния своего внутреннего мира с миром внешним. Музыка – больше, чем украшение и эстетическое дополнение к жизни.
Реализацию приоритетного направления выстраиваю через линию партнерства с воспитателями по созданию творческой среды в групповом пространстве. Во всех возрастных группах в предметно-развивающей среде имеются уголки музыкального творчества : «Свирелька», «Домисолька», «Нотка», «Музыкальные ступеньки», «Голосистый петушок», в которых детьми используется большой выбор детских музыкальных, шумовых инструментов, сюжетные картинки с танцевальными композициями, музыкально-дидактические игры.
Творчески оформленный музыкальный уголок поможет не только окунуться в мир музыки и расширить представления о ней, но и разовьет воображение детей, активизирует эмоциональную сферу, мышление, речь.
Одним из самых доступных видов приобщения детей дошкольного возраста к творчеству, музыкальному искусству, формированию самостоятельности и инициативности является музыкально-игровая деятельность.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые вы можете использовать на занятиях и в ходе самостоятельной деятельности детей, использование которых окажет на развитие самостоятельного творчества.
Орг момент «Давайте поздороваемся»
Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, инструментальную музыку на дисках, кассетах. В часы досуга дети поют вместе с воспитателем знакомые им песни, воспитатель занимается и отдельными детьми, помогает им освоить игру на детских музыкальных инструментах.
Игра «Рисуем музыку» во время прослушивания педагоги рисуют в воздухе то, что они представили: солнце, облака, снег, горы, ручьи, деревья и т. д., при этом идёт обсуждение, кто что нарисовал, рисует или будет рисовать.
Игра «Подбери инструмент»
Подберите соответствующие музыкальные инструменты, с помощью которых можно было бы озвучить, оживить каждую картинку.
Треугольник, бубны, колокольчики, ложки, ксилофоны, маракасы, трещетки,
Шумовой оркестр «Во поле березка стояла»
Музыкально - дидактическая игра «Паровозик»
«Разрезные картинки»
«Какой инструмент лишний»
«Веселый кубик»
«Музыкальный зонтик»