Татьяна Урсова
Творческий отчет «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка, как вид искусства, дарит неисчерпаемые возможности для гармоничного развития ребенка. Музыкальная деятельность способствует формированию у воспитанников эстетических потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни и чем раньше ребенок с нарушениями в развитии включится в музыкально-коррекционную деятельность, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее будут преодолеваться имеющиеся нарушения.
Публикация «Творческий отчет „Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей с ОВЗ“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оркестр для детей
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самодельные музыкальные инструменты. Шумовой оркестр
- Темочки
Решению задач музыкального образования помогает использование разнообразных форм организации музыкальной деятельности, каждая из которых обладает определенными возможностями. Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях большое внимание. Почему? Да потому что детское музицирование–одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на дми способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.
Работа проводится мною организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приё мы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов. (Фото пособий).
Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.
Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют на занятиях с предложенными им музыкальными игрушками, я решила для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.
С этих элементарных приёмов началась наша работа с ансамблем шумовых инструментов в 2008 году, в который вошли 7 детей (мальчики) с тяжелой формой ДЦП. На начальном этапе работы мы осваивали простейшие музыкальные композиции из рнп, где я устанавливала очередность игры – по одному (сольно, группой (2-3 человека, вместе, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал ответственность за исполнение своей партии, что в свою очередь помогает преодолевать неуверенность и в то же время, сплачивает весь коллектив. Заинтересованность детей в игре на шумовых инструментах и их упорство, вскоре дало свои результаты. В 2009 году ансамбль получил свой первый диплом 1 степени в номинации музыкальное творчество на областном фестивале в г. Благовещенске (ФОТО)
В 2011 году ансамбль принял участие в первом районном фестивале «Давайте дружить» и получил диплом участника (ФОТО, а так же в 2011 году в г. Благовещенске на 7 областном фестивале-конкурсе ансамбль получил диплом участника.
На определенном этапе своей работы с ансамблем, я почувствовала необходимость разнообразить свои занятия, а именно создать свою программу по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых инструментах, а так как у меня уже имелся опыт работы с детьми с ДЦП, поэтому программа должна была предусматривать обучение детей не только с ДЦП но и других детей.
Для того чтобы осуществить такую идею, мне пришлось прочитать и про-анализировать много дополнительной литературы. На базе этих источников я начала разрабатывать авторскую программу, в которой постаралась изложить своё видение преподавания игры на ложках и других шумовых музыкальных инструментах как живого образного искусства. Программа была разработана и внедрена в январе 2012 года, рассчитана на три года.
Цель моей программы: обогащение духовной культуры детей, через игру на народных музыкальных инструментах.
Достижение цели обеспечивалось решением следующих задач:
Расширять и обогащать знания детей о быте, костюме, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др;
Обучать основам техники игры на ложках и других народных инструментах, формирование необходимых умений и навыков для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
Воспитание интереса, любви и потребности к музыкальным занятиям;
Пропаганда музыкальной культуры и искусства.
Для решения поставленных задач использовала следующие методы:
Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора);
Репродуктивный (разучивание, закрепление материала);
Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на пре-красное);
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Но прежде чем начать работу по этой программе, я разработала диагностические показатели музыкального развития детей и диагностическую карту, в которой указываются уровни усвоения материала, по результатам диагностики можно было судить о возможностях каждого ребёнка и проводить индивидуальную работу с детьми. Состав ансамбля на момент внедрения программы 7 человек-5 мальчиков и 2 девочки. (ФОТО).
Коротко расскажу, каким образом строила свою работу с детьми. После набора детей и проведения диагностики, провела с ними обязательную беседу об истории развития искусства игры на народных инструментах. А затем начиналась наша планомерная постоянная работа по обучению детей игре на шумовых музыкальных инструментах.
На первом году обучения дети овладели простейшими приёмами звукоизвлечения на инструментах, не имеющих звукоряда, таких как (бубны, маракасы, ложки, трещетки, колокольчики).
На овладение приемами игры уходило не так много времени. Гораздо больше приходилось работать над сочетанием этих приемов, их запоминанием, слаженностью игры, точным исполнением ритмических рисунков и, конечно же, артистичностью исполнения (ФОТО).
После овладения детьми простейшими приёмами игры, на втором году занятий мы перешли на развитие музыкального слуха, чувства ритма и координации движений рук во время игры на шумовых инструментах. Для этого я использовала различные музыкально-двигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, ритмические игры со звучащими элементами, которые указаны в программе (ФОТО).
За время работы с ансамблем мы с детьми обработали и с успехом разучили самые разнообразные произведения. Вот только некоторые из них:
– рнп «Как у наших у ворот» - это первая музыкальная композиция, с которой начинающий ансамбль «Коробейники» в 2009 году на областном фестивале художественного творчества для детей и подростков с ограниченными физическими возможностями «Славим тебя, Приамурье родное!» в номинации «Музыкальный жанр» получил диплом 1 степени.
– рнп «Коробейники» (обработка Н. Гаврилова, эта музыкальная композиция в исполнении ансамбля прозвучала в 2011 году на первом районном фестивале детского творчества «Давайте дружить» и принесла ансамблю диплом участника
– рнп «Светит месяц»-эта муз. композиция прозвучала в г. Благовещенске на 7 областном фестивале-конкурсе и принесла ансамблю диплом участника
– рнм «Русские наигрыши»- эта музыкальная композиция в исполнении ансамбля прозвучала в 2013 году на втором районном открытом фестивале детского творчества «Давайте дружить», ансамбль получил диплом участника (ФОТО и диплом)
– «Малиновские частушки» - эта музыкальная композиция в 2013 году на областном конкурсе детского творчества «Открытый мир детства» завоевала диплом 3 степени, а в 2014 году диплом 1 степени в 6 Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха», в номинации «Вокальное и музыкальное творчество».
- «Частушки о хохломе» в исполнении Даши. М. и Наташи. П. не раз звучали на мероприятиях детского дома.
- «Веселый перепляс», «Частушечный наигрыш» - эти муз. композиции неоднократно исполнялись ансамблем на различных праздниках и мероприятиях д-дома и многое другое.
Таким образом, диапазон произведений, которые можно исполнить, используя приемы игры на ложках и других музыкальных инструментах, практически ничем не ограничен, самое главное желание и возможности.
За три года обучения по программе, дети достигли большого опыта игры на шумовых инструментах. Обогатили свои знания о быте, костюме, традициях, праздниках русского народа. Они научились играть как индивидуально, так и в ансамбле соблюдая ритмический рисунок, при этом слышать и понимать музыкальные произведения. Применяли практические навыки игры на 2 ложках и других музыкальных инструментах. Но самое главное, они понимали и чувство-вали ответственность за правильное исполнение в ансамбле. Это и есть ожидаемый результат моей программы.
Венцом наших занятий стали выступления ансамбля на развлечениях, праздниках, концертах, фестивалях не только в стенах детского дома, но и за его пределами. Этих выступлений ребята всегда ждали с большим нетерпением, ведь игра на музыкальных инструментах – украшение любого праздника. Именно на таких выступлениях они учились быть ответственными, дисциплинированными, внимательными.
Работу по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых музыкальных инструментах считаю успешной, потому что дети на занятиях получали радость и с нетерпением ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу-сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свою работу по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что и мой труд дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.
В январе этого года работа по программе была завершена, были подведены итоги работы с детьми. По результатам итоговой диагностики все дети, которые занимались по программе, имеют положительную динамику по всем видам музыкальной деятельности.
С января 2015 года я запустила 2 новых проекта:
1) Проект по обучению детей младшего возраста игре на шумовых инструментах. Проект расчитан на 1 год. Туда вошли дети 6 группы: Лиза М, Женя А, Максим Л, Данил Щй и 3 детей, которые уже имеют опыт игры на шумовых инструментах Витя Е, Даша М, Даша М;
2) Проект по музыкально-ритмическому развитию детей с синдромом Дауна-в этом проекте участвуют 3 ребенка: Марина К 9 группа, Аня А и Вика Д – 6 группа.
В связи с новыми проектами у меня изменилась тема по самообразованию «Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в процессе восприятия музыки».