Елена Чувичкина
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Музыка — модель человеческих эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
«Музыка – модель человеческих эмоций»
Мастер – класс для музыкальных руководителей ДОУ
Цель мастер-класса: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов путем овладения ими приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями искусства на основе синтеза искусств.
1 часть мастер-класса – актуальность проблемы.
Цель – ввести педагогов в проблему, показать ее актуальность.
Публикация «Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ „Музыка — модель человеческих эмоций“» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
Педагог-мастер: Любого человека взрослого или ребёнка характеризует прежде всего культура. В формировании культуры ребёнка в ДОУ огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через неё художественной, и эстетической – важнейшая задача сегодняшнего дня. Моя музыкально – педагогическая позиция основывается на том, что дети дошкольного возраста должны воспитывается на высокохудожественных классических образцах искусства. Степень воздействия классической, академической музыки на чувства детей оказывает сильное влияние. Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации, хотим мы этого или не хотим, слышат и наши дети. Её ритмы, сверхвысокие частоты, невыносимая громкость, «попадают» в область подсознания ребенка, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на его эмоциональное состояние. Родители как мы знаем, зачастую не хотят слушать дома классическую музыку, потому что сами не приучены к этому, а посетить театр вместе со своим ребенком тоже не всегда имеют возможность и время.
Я сразу хочу спросить: кто из вас уважаемые педагоги дома регулярно слушает классическую музыку? А как вы думаете, слушают ли ваши воспитанники классическую музыку в своих семьях?
Основы музыкальной культуры дошкольника закладываются, прежде всего, на музыкальных занятиях в детском саду. Это годы жизни, когда ребёнок особенно чуток ко всему окружающему, годы, решающие в его музыкальном и эстетическом развитии. Упущение этого периода невосполнимо. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических эмоций. Благодаря музыке в ребёнке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран.
Проблему эмоционального развития детей можно решить, организовав встречу с искусством. Вашему вниманию я хотела бы предложить несколько эффективных приемов развития эмоционального восприятия у детей в музыкальной деятельности с помощью зрительных, двигательных и слуховых анализаторов, для того чтобы перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.
2 часть мастер-класса – имитационная игра.
Цель – демонстрация наиболее эффективных способов обучения детей.
1.«Музыкальная загадка» - прием интересного внесения произведений искусства (музыка и живопись)
На экране пустой слайд.
Педагог-мастер предлагает педагогам угадать при помощи музыки, что может быть изображено на картине размещённом на слайде.
Звучит произведение Р. Шумана «Смелый наездник».
Вопросы: Какая музыка по характеру и настроению? О чем или о ком эта музыка? Может ли музыка подсказать сюжет картины?
На слайде картина Михаила Ивановича Авилова «Всадник».
Педагог-мастер предлагает посмотреть внимательно на картину под звучание музыки.
Звучит произведение Р. Шумана «Смелый наездник».
2) «Музыка предмета» - прием, развивающий музыкально-образное представление у детей
Приглашаются 3 человека.
Педагог-мастер раздает участникам отрывки известных литературных произведений.
Задача: подобрать каждому литературному произведению соответствующий музыкальный аккомпанемент.
Для выполнения заданий участникам выдаются отрывки из литературных произведений. Звучат музыкальные произведения, участникам необходимо выбрать, по их мнению, наиболее соответствующее звучанию литературное произведение. Педагог-мастер оценивает выполнение задания.
Задание №1
Звучит Римский-Корсаков «Белка» из оперы «Сказка о Царе Салтане»
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут, (А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)
Задание №2
Звучит П. И. Чайковский «На тройке»
Снег сверкает на полях.
Мчится тройка по дороге
В белых шапках тополя,
В белой шубе дуб высокий.
Мчится тройка, пар клубит
От гнедых коней горячих.
Снег летит из-под копыт.
На ветру возница плачет.
Задание №3
Звучит Э. Григ «Бабочка»
У бабочки-малютки
Свободной нет минутки,
Над солнечной полянкой
Она весь день кружит.
С ромашки на фиалку
Она порхает ловко
И в яркое ведёрко
Нектар собрать спешит.
Педагог-мастер: Также с детьми можно изобразить эти произведения с помощью пластической импровизации. Предложить им подвигаться под музыку, представить себя этими персонажами: представить себя на скачущем коне, или изобразить качающиеся деревья, плавающих лебедей и т. д. Здесь необходимо использовать музыкальный фрагмент, ярко отражающий характер изображаемого образа. Также можно построить работу с детьми, предложив им различные вариативные формы, например:
• Ледяные скульптуры - подобрав к фигурам музыку, и затем двигательной импровизацией оживить их;
• Картины изобразительного искусства - подобрав к картинам музыку, и затем двигательной импровизацией оживить их;
• Живые стихотворения - подобрав к стихотворениям музыку, и затем двигательной импровизацией или различной мимикой лица оживить их.
Этот прием позволяет развивать с помощью слуховых, зрительных и двигательных анализаторов музыкальный слух и танцевальное творчество детей, а также позволит получить новые знания о литературных произведениях и произведениях искусства.
3 часть мастер-класса – пантомимическое моделирование.
Цель – организация самостоятельной работы педагогов для усвоения ими эффективных способов обучения детей.
Звучит Х. Глюк «Мелодия»
Педагог-мастер: Представьте, что вы жители сказочной страны, в которой люди не умеют разговаривать. Передавать информацию и общаться, возможно только с помощью языка движений, мимики.
Например, можно «разговаривать» и «петь» руками.
1. Волнообразные движения всей руки передают направление плавной мелодии вверх или вниз;
2. Круговые движения кистей «изображают» быструю, кружащуюся музыку;
3. Лёгкое встряхивание кистями — лёгкое стаккато;
4. Слабое постукивание пальцами одной руки по ладони другой — осторожное, затаившееся движение;
5. Передача темпа и динамики - достигается движениями с разной амплитудой, скоростью и силой;
6. Передача характера музыки или характера героя при помощи мимики лица;
7. Передача характера музыки или характера героя при помощи движений всего корпуса.
Педагог-мастер предлагает педагогам по-разному обыграть предложенный музыкальный материал.
Звучит Х. Глюк «Мелодия»
Участники передают с помощью жестов музыкальное произведение
Педагог-мастер: На начальном этапе работы с детьми, вы можете сами предложить свою модель передачи музыкального характера через пантомиму. Когда дети освоятся в этих этюдах, они будут действовать уже раскрепощено и свободно, самостоятельно изображая образы. Интеграция музыки и пантомимы позволит детям глубже и эмоциональнее воспринять произведения искусства, развить образно-ассоциативное мышление и творческое воображение.
4 часть – рефлексия.
Цель – обсуждение результатов совместной работы, а также увиденного и услышанного на мастер-классе.
Педагогам раздают фломастеры и безликие маски. Предлагается дорисовать маску так, чтобы она отражала впечатление от того, что узнали на мастер-классе, также на обратной стороне маски педагоги могут выразить своё мнение о мастер-классе с помощью текста.