Инна Козлова
Консультация для музыкальных руководителей ДОУ «Костюмерная детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем,что ни один праздник в ДОУ не обходится без специальных костюмов. Костюмы на утренниках ДОУ одевают как дети,так и взрослые персонажи. Давайте сегодня поговорим - зачем же нужны все эти костюмы? Какие основные костюмы должны быть в костюмерной ДОУ
Формировать костюмерную нужно системно, чтобы не попасть в ситуацию, когда шкаф ломится от разнообразной одежды, а на праздник детей нарядить не во что.
Публикация «Консультация для музыкальных руководителей ДОУ „Костюмерная детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Маски, костюмированные развлечения, уголки ряжения
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
Основные разделения всех костюмов
А для чего вообще нужны костюмы?
1. Образовательные цели:
- костюмирование помогает детям непосредственно участвовать в изучении какого-либо материала (тематические занятия о профессиях, животном мире и т. д.). Так дошкольники быстрее усваивают новую информацию, лучше ее запоминают, легче концентрируются.
2. Развивающие цели:
- костюмы и элементы используются не только по праздникам и для отчетных выступлений, а ежедневно в ходе досугов и игр с дошкольниками. Это разнообразит деятельность детей. Кроме того, благодаря костюмированию, дети учатся примерять на себя разные социальные роли (профессии, семейное положение, социальные статусы).
3. Воспитательные цели
- гармоничные костюмы для игр и утренников с грамотно подобранным сочетанием цветов способствуют эстетическому воспитанию детей,
- военные костюмы и элементы (головные уборы, знаки отличия и т. д.) помогают в патриотическом воспитании,
- наряды представителей различных профессий способствуют трудовому и социальному воспитанию,
- костюмы и элементы животных, птиц, растений и грибов помогают в экологическом и экономическом воспитании и т. д.
4. Практические цели:
- экономия денег на покупку новых костюмов и элементов,
- экономия места непосредственно в костюмерной (на полках и вешалках).
Этапы построения костюмерной
Формирование костюмерной происходит в четыре этапа:
1. Систематизация всех костюмов и элементов, которые имеются на данный момент (базовые, универсальные, национальные, конкретные).
2. Оценка состояния вещей. Все костюмы в ненадлежащем состоянии (истлевшие, с не отстирывающимися пятнами, пожелтевшие и т. д.) нужно выбросить.
3. Составление плана формирования костюмерной:
- определить каких костюмов и элементов не хватает (учитывать при этом потребности учебного плана на год,
- определить, какие из них нужно закупать в первую очередь в соответствии со схемой формирования костюмерной.
4. Реализация плана.
Отметим, что план реструктуризации костюмерной расписывать целесообразно на несколько лет вперед. Допустим, вы определили, что у вас уже есть народные сарафаны в отличном состоянии и базовые русские рубахи. Таким образом, на ближайшее время вы впишете в план закупку кокошников, через шесть-семь лет - закупку женских рубах (белые ткани за это время могут начать желтеть).
Схема построения костюмерной
Костюмы и элементы делятся на четыре группы:
1. Базовые модели - основа костюма. Их надевают под низ, чтобы все участники коллектива выглядели единой командой. К таким вещам относятся удлиненная русская рубаха, купальник, подъюбник, черные брюки, рубаха для мальчика.
Базовые модели можно использовать и как самостоятельные полноценные костюмы, хотя у них и практически полностью отсутствуют элементы декора.
2. Универсальные модели: (* не обязательное, но желательное свойство)
- не указывают на конкретный образ,
- не указывают на эпоху,
- подходят для нескольких размеров, *
- можно надевать и мальчикам, и девочкам, *
У универсальных моделей, в отличие от базовых, есть декоративные элементы, но они нейтральные и не характеризуют наряд как костюм персонажа или как относящийся к сезонному празднику - Новому году, празднику Урожая и т. д.
3. Национальные костюмы - представляют народные образы. Они в достаточной степени универсальны, потому что, с одной стороны, предназначены для танцевальных и вокальных выступлений в фольклорном стиле, которые будут уместны на любом празднике. А с другой - национальные костюмы - это удобная база для создания конкретных персонажей - сказочных зверей, овощей и фруктов на празднике Урожая и т. д.
4. Конкретные модели – костюмы, которые воплощают определенный образ - сказочного героя или зверя. Они самые эффектные и дорогие. Закупать эти элементы нужно в самую последнюю очередь.
Формировать костюмерную целесообразнее с базовых моделей, дополнять универсальными и национальными и затем покупать конкретные, точно понимая, на каких мероприятиях они будут использоваться.
Базовые модели
Базовые модели - это детали костюма, которые надеваются «под низ» - под наряд - и создают единый стиль коллектива.
Дети не будут смотреться на сцене гармонично, если под сценическими костюмами на них будут разномастные детали одежды - воротники, рукава, брюки, которые видны зрителям, должны быть абсолютно одинаковыми. Поэтому базовую одежду нужно закупать или шить централизованно. Начинать целесообразно с формирования классического гардероба - «белого верха» и «черного низа».
Базовые модели для мальчика:
Белая рубашка из хлопка или креп-сатина со стоячим воротником
Преимущества:
- можно стирать как повседневную одежду (даже в стиральной машине);
- нет застежки спереди, поэтому рубаха будет органично смотреться и как часть народного костюма, и как основа для современного наряда.
Черные брюки из габардина на резинке
Преимущества:
- изделие можно быстро подгонять под разных детей (резинку - подтягивать и подшивать, брюки - приметывать по длине)
- брюки универсальны - подходят для народных, эстрадных и военных костюмов, нарядов сказочных персонажей и т. д.
Базовые модели для девочки:
Удлиненная рубаха из креп-сатина или хлопка
Преимущества:
- изделие выглядит как белое платьице (можно носить само по себе) и подходит для фольклорных и современных нарядов,
- у рубахи крой трапецевидной формы, который подходит и обычным, и полным детям.
Белый подъюбник из жесткой сетки
Преимущества:
- сочетается с платьями и юбками любого цвета, делает костюм наряднее.
Купальник без рукавов
Преимущества:
- позволяет создавать множество образов - растений, животных, явлений природы,
- оставляет руки открытыми, поэтому на них выигрышно смотрятся украшения - перчатки, браслеты, цветы на резинках, крылья и т. д.
В первую очередь целесообразно закупить купальники трех наиболее востребованных цветов:
1. белого - с его помощью можно создать образы снежинок, лебедей, аистов, пушинок, одуванчиков.
2. желтого - купальники этого цвета хорошо подходят для создания образов из растительного мира и весенних персонажей.
3. зеленого - пригодится для создания образов растений, овощей и фруктов, насекомых, земноводных и т. д.
В создании образа важную роль играют также обувь и прическа. Дети должны быть обуты одинаково (например, в черные чешки). Форму прически тоже стоит оговорить с родителями накануне выступления.
Универсальные модели
Универсальные модели — это костюмы и элементы, которые подходят к любому празднику. Они дополняют базовые модели, создавая полноценные яркие костюмы для утренников и выступлений.
После однотонных базовых вещей следует формировать костюмерную именно универсальными, потому что они помогут создать яркие образы к любому выступлению вне зависимости от времени года и тематики праздника.
Признаки универсальных моделей:
1. Не указывают на конкретный образ.
Универсальные модели не создают образ какого-либо сказочного персонажа, героя фильма, мультфильма или книги. Например, к универсальным моделям относятся разнообразные цветные блузы, юбки однотонные и с не броскими орнаментами. С помощью этих карнавальным элементов легко создать наряд для любого эстрадного номера.
К универсальным моделям НЕ ОТНОСЯТСЯ: костюмы Незнайки, волка, ромашки, Снегурочки и т. д.
2. Не указывают на историческую эпоху.
Важное свойство этого типа моделей — безвременность. По ним нельзя определить, в какую эпоху жил герой, одетый в этот костюм.
К универсальным моделям НЕ ОТНОСЯТСЯ: длинные платья на кринолинах, костюмы придворной дамы, мушкетера, пирата и т. д.
3. Не указывают на национальный костюм.
Национальные костюмы близки к универсальным, ведь на их основе также можно создавать множество конкретных образов. Тем не менее, по-настоящему универсальный костюм не похож на русский народный или польский народный наряд, поскольку это ограничивает возможности его использования для спектаклей, эстрадных номеров и т. д.
К универсальным моделям НЕ ОТНОСЯТСЯ: русский сарафан, косоворотка и т. д.
4. Не соотносятся с временем года или конкретным праздником.
Универсальные костюмы не связаны с сезонными праздниками — Новым годом, Колядой, Масленицей, 8 Марта, праздником урожая и т. д. Минимальное количество аксессуаров превратит практически любой универсальный костюм в сезонный или даже в костюм конкретного героя.
К универсальным моделям НЕ ОТНОСЯТСЯ: костюмы снежинок, овощей и фруктов, Лета и Осени и т. д.
Помимо четырех вышеперечисленных признаков, которые обязательно характеризуют универсальные модели, есть и необязательные, но крайне желательные признаки:
- Подходят для нескольких размеров.
Широкий крой изделия, завязки, застежки-липучки и пр. позволяют быстро менять размер изделия на детей разной комплекции. Таким образом, одинаковый набор костюмов будет подходить и полным, и стройным ребятам.
- Можно надевать и мальчикам, и девочкам.
Некоторые элементы — например, шорты и жилеты — подходят и мальчикам, и девочкам. Наличие таких вещей в сценическом гардеробы помогут готовиться к спонтанным выступлениям, когда нет времени тщательно подбирать костюмы или закупать новые.
Подчеркнем, что не все универсальные изделия сочетают в себе все характеристики. Но чем больше признаков универсальности содержит элемент, тем больше разных сказочных или народных персонажей можно создать с его помощью. Благодаря нейтральности, универсальные модели подойдут для мероприятий практически любой тематики.