Сульдина Татьяна
Музыкальное развитие в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети – прирождённые музыканты. Это научный факт. Любой малыш ещё задолго до того, как научится говорить, реагирует на музыку. Именно поэтому многие взрослые интуитивно общаются с детьми с помощью различных мелодий. Но музыка – это не только удовольствие, это мощный инструмент развития мозга ребёнка.
Публикация «Музыкальное развитие в детском саду» размещена в разделах
Каким же образом музыка помогает мозгу малыша развиваться? Для того, чтобы мозг ребёнка активно развивался, необходимо стимулировать его клетки с помощью различных сенсорных сигналов, то есть нужно обеспечить ребё нку достаточное количество разнообразных впечатлений: зрительных, слуховых, осязательных и т. д. Все эти сенсорные сигналы стимулируют развитие определённых зон мозга. Учёные считают, что если попытаться вырастить ребёнка в полной изоляции от всяких ощущений, у него не будет вообще никаких психических процессов.
Но восприятие музыки – это особый сенсорный опыт. Американские учёные выяснили, что в нашем мозгу нет отдельной зоны, отвечающей за восприятие музыки. Поэтому, когда мы слушаем музыку, работают оба полушария головного мозга. Слушая музыку, мы стимулируем деятельность огромного количества нервных клеток – нейронов, а также налаживаем межнейронные и межполушарные связи.
Как показали многочисленные исследования, музыка значительно улучшает речь, память детей дошкольного возраста, способствует развитию зрительного восприятия и внимания.
В детском саду музыкальное развитие – необходимая часть подготовки к школе. Исследуя трудности школьного обучения, нейропсихологии пришли к выводу, что у большинства детей, которые плохо учатся, недостаточно развиты внутриполушарные и межполушарные связи в коре головного мозга. При этом вполне возможно, что этих детей рано начали учить читать и считать, так как многие родители уверены, что умение читать и считать – гарантия успеха в школе.
Проблема в том, что если маленького ребёнка учить исключительно чтению и счёту, игнорируя другие виды деятельности, стимулируется развитие только левого полушария головного мозга. Это не соответствует типу мышления ребёнка дошкольного возраста, потому что до 7 – 9 лет правое полушарие головного мозга ребёнка в норме функционирует активнее, чем левое.
Занятия музыкой гармонизируют работу мозга, поэтому, пожалуйста, не считайте их чем-то второстепенным. Важность музыки для развития личности поняли ещё древние философы, которые считали, что музыка положительно влияет на тело, дух и интеллект. По мнению Пифагора музыка создаёт внутри человека такой же порядок и гармонию, как в космосе. Платон также считал, что музыка водворяет гармонию в души людей и делает их прекрасными. Современные исследования полностью подтвердили эти теории.
Итак, музыку слушать полезно. Но для получения настоящих «интеллектуальных выгод» от музыки обязательно нужно принимать участие в различных видах музыкальной деятельности. Оказывается, если заниматься музыкой регулярно и длительно, происходят серьёзные изменения в коре головного мозга, мозг работает эффективнее. И этот эффект сохраняется навсегда!
Поэтому главная цель музыкальных занятий – пробудить у детей интерес к музыке, уверенность в своих способностях, доставить радость от встречи с музыкальным искусством, удивляя и радуя его, не требуя быстрых результатов.
Музыкальные занятия объединяют все виды музыкальной деятельности и предполагают активное включение детей в различные виды деятельности:
1. Слушание музыки. Восприятие музыкальных произведений, развитие слуха и голоса.
2. Пение. Освоение элементарных певческих навыков. Пение способствует развитию дыхания и голосового аппарата, развивает координацию голоса и слуха, вырабатывает правильную осанку у детей, развивает речь.
3. Музыкально-ритмическая деятельность. Её задача – развитие координации и красоты движений, правильной осанки, воображения и слухового восприятия.
4. Игра на детских музыкальных инструментах развивает творческие способности посредством музицирования в оркестре и ансамбле. Решаются задачи единения группы детей, формирование интереса к инструментальному творчеству.
5. Музыкально- дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как ритм, тембр, динамика, направление движения мелодии.
Все виды музыкальной деятельности развивают музыкальный слух и память, голос, координацию движений, музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству звуков, а также чувство ритма, которое необходимо ребёнку для освоения им чтения, языков, математики.
Если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок быстро и правильно заговорил, был успешным в математике, логике, - учите его МУЗЫКЕ!