Меньшикова Людмила Викторовна
Развитие техносреды в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (п. 3.3.2. ФГОСДО).
Возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) достигается с помощью наличия оборудования для сюжетно-ролевых, подвижных и театрализованных игр, детских спектаклей, образовательных ситуаций.
Публикация «Развитие техносреды в детском саду» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Средства обучения – предметы, позволяющие улучшить качество образовательного процесса, повысить его результативность. К ним относятся различного рода дидактические пособия, технические средства и т. д.
Расходные материалы – это раздаточные материалы, которые выдаются детям для преобразования, творчества, изменения и пр.
Инвентарь – предметы и оборудование, прежде всего, для трудовой деятельности.
Особую значимость приобретает изучение робототехники. Ребенок дошкольного возраста в процессе технического творчества ориентируется на сведения об окружающем мире, на элементарные математические представления, навыки в конструктивно-модельной деятельности.
В понимании, технокультура – это определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Ученые и практики определили, что технокультура в образовательном пространстве включает в себя следующие составляющие:
-Технологическое мировоззрение
-Технологическое образование
-Технологическое мышление
-Технологическая истетика
- Техносреда
- Мотивация
Техносреда является только частью общей образовательной среды: «Это не значит, что теперь все детские сады должны перестроиться и заниматься развитием будущих инженеров. В рамках техносреды дети осваивают первые навыки в исследовательской деятельности. Создаются условия, чтобы сформировать у ребят интерес к естественнонаучному и инженерно-техническому образованию».
Использование робототехники в образовании будет способствовать техническому прогрессу в обществе в целом.
Робот в образовательном процессе - это, прежде всего, междисциплинарный технический объект, устройство и принцип действия которого есть область приложения знаний целого комплекса наук: сведений по истории робототехники и современных перспектив роботостроения; места и роли робототехнических систем в современной техносреде, сущности понятия «робот», видов роботов, различных технических изобретений (начиная с рычага и колеса и заканчивая самыми современными объектами, созданными благодаря открытиям не только в области физики, но и в смежных областях научного знания - в математике, информатике, биологии, физиологии, химии, медицине и др.).
Обучающие функции робототехники состоят, прежде всего, в том, что дошкольники, занимаясь робототехникой, осваивают новый и принципиально важный пласт современной технической культуры : приобретают современные политехнические представления и умения, овладевают предпосылками технических и технологических компетенций.
Кроме того, робототехника - это новое средство наглядности, которое может рассматриваться как эффективное средство индивидуализации обучения.
Применение образовательной робототехники в образовательном процессе обеспечивает активное развитие у детей всего комплекса познавательных процессов (восприятия, представления, воображения, мышления, памяти, речи). Особый эффект этого воздействия связан, как правило, с высокой мотивацией занятий по робототехнике. Непосредственная работа руками и активная практика самостоятельного решения детьми конкретных технических задач - еще более существенные факторы этого влияния.
Занятия робототехникой способствуют формированию широкого спектра личностных качеств ребенка (его потребностей и мотивов, самостоятельности и инициативности, трудолюбия, ответственности за качество выполненной работы, коммуникабельности и толерантности, стремления к успеху, потребности в самореализации и др.). Особенно значима роль робототехники в развитии качеств личности, повышающих эффективность работы каждого человека в его взаимодействии с другими людьми. Это навыки коммуникации и межличностного общения. Главными среди них многие авторы считают умение работать в команде.
Правильно подобранный игровой материал открывает дополнительные возможности для умственного роста дошкольника.
Благодаря программе модернизации российского образования значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование: интерактивные доски, столы, мультимедийные детские студии и планшеты. Вокруг этих «умных» и «красивых» устройств уже складывается особое обучающее пространство.
Современные дети очень рано сталкиваются с миром медиа. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. Но то, что педагогика попытается найти путь эффективного применения нового обучающего средства, видится безусловным достижением современной системы образования.
По сути, включение интерактивного оборудования в образовательную среду детского сада – это начало длительного практического пути, детальная и основательная проверка того, что могут дать современные технологические средства для развития ребенка.
С точки зрения современной педагогики нужно, чтобы взрослый, вне зависимости от того, какое внешнее средство используется для организации игры, имел возможность направлять детскую деятельность, расширяя и обогащая ее с учетом индивидуальных достижений и темпа развития ребенка.
А это значит, что интерактивное оборудование не может задавать жесткие рамки, не изменяющей среды: содержательная сторона работы с техникой должна меняться по мере того, как дошкольник овладевает новым этапом деятельности.
Основной целью техносреды является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами технического игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования необходимо организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению).