Папки-передвижки

Мордовские народные сказки — сокровище народа

Оксана Николаевна Полежаева
Мордовские народные сказки — сокровище народа

Сказки различных народов – это не только интересные литературные произведения, но и своеобразный источник необходимых знаний о том или ином народе. Изучение сказок различных народов, в частности, мордовского актуально, т. к. мордовская литература - составная часть литературы России. К тому же сказка помогает точнее понять национальный характер народов.

Публикация «Мордовские народные сказки — сокровище народа» размещена в разделах

С древнейших времен мордва живет главным образом в местностях, расположенных между реками Волгой, Окой, Сурой и Мокшей. Живя в лесу, люди занимались пчеловодством, охотой, земледелием. Женщины рукодельничали. По вечерам мордовские девушки собирались по 5-7 человек на посиделки, где за вышиванием приданого исполняли песни, сказки. На эти же посиделки в долгие зимние вечера приходили любители послушать или исполнить песню и сказку. Мордовские охотники в зимние времена уходили в чащи лесов за пушниной, жили месяцами в лесах избушках, называемых зимницами. В долгие зимние вечера охотники проводили время за рассказыванием сказок.

Сказка в мордовском фольклоре стала один из самых распространенных жанров.

Фольклор - это устное народное творчество : былины, сказки, песни,частушки, пословицы, поговорки, загадки. «Фольк»народ, «Лоре» — знание, мудрость. Мудрость народа.

Народная сказка – эпическое произведение устного народного творчества. В словаре В. И. Даля сказка определяется как «вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание»

Сказка по – мордовски - ёвкс. А сказочников в старину называли бахарями. В давние времена грамотный человек был большой редкостью, поэтому сказки сочинялись и передавались устно, из поколения в поколение. И часто случалось, что новый рассказчик добавлял что-то своё к тому, что слышал. Так рождались разные варианты сказок. Сказочников возили с одних посиделок на другие. А за рассказывание сказок поили, кормили, принимали как почетного гостя.

И только во второй половине 19 века ученые филологи стали ездить по деревням, собирать и записывать мордовские сказки. А систематическое изучение мордовской сказки началось только в ХХ веке. Огромную работу в этом направлении проделал доктор филологических наук А. И. Маскаев - известный исследователь мордовского эпоса и в особенности мордовских сказок. Благодаря ученым филологам мы можем узнать, как раньше жил мордовский народ, что ел, что носил, чем занимался, во что верил, что любил и что осуждал.

А так как мордовский народ всегда жил рядом с русским, то и в сказках можно найти много общего, например: сюжет, главные герои, волшебные предметы. В некоторых сказках легко прослеживаются заимствования из русского фольклора.

По жанру сказки бывают : бытовые, волшебные, о животных.

Бытовые сказки.

В основе мордовских сказок лежат не только чудеса, но и действительность, народный повседневный быт. Из бытовых сказок мы узнаем как жил мордовский народ, чем занимался, что носил и что ел. Женщины носили «панар» - вышитые рубахи. На груди носили большое количество украшений. Это бусы, медные и серебряные подвески и конечно нагрудные «сюлгамы». Это украшение носили на груди, как бы закрывая ее от болезней и злых духов. Оригинальным и единственным в своем роде украшением был поясной «пулай». Надевали их девочки в 13 лет и носили всю жизнь. Красивы были женские головные уборы «панго». Каркасом для панго служила кора дерева, ее обтягивали красной тканью. Сзади панго оканчивалось покрывалом и украшалось вышивкой. На ногах носили лапти и сапоги. Ели кашу, щи, хлеб, а пили «пуре» - хмельной квас. Маму ласково называли «аквай», а старшую сестру «патькай».Мордва занимались огородничеством, охотой, рыболовством, различными ремеслами.

Герои мордовских бытовых сказок - портные, охотники, хлебопашцы…. Они очень трудолюбивы, хорошо владеют своим ремеслом, занимаются охотой, бортничеством, разведением домашнего скота, выращивают хлеб. Представители мордвы были очень трудолюбивыми, мастеровитыми людьми.

Сюжет в сказках развивается благодаря столкновению героя не только с волшебными силами, но и со сложными, порой безнадежными жизненными ситуациями. Как и должно быть в сказках, герой всегда выходит из них невредимым. Это происходит потому, что ему помогает счастливое стечение обстоятельств. Но чаще всего герою служат добрую службу смекалка, изворотливость, иногда и плутовство.

Бытовые народные мордовские сказки : «Горячие сани», «Батрак Фока и поп», «Собачка Хвостик кренделем», «Пахарь, кузнец и плотник», «Быки провалились».

Сказки про животных.

Главными героями таких сказок были как домашние животные, так и дикие животные, которые обитали в лесах. Их наделяли человеческими чертами характера. Одни животные были добрыми, честными. Другие были злые, завистливые, хитрые.

Можно назвать такие сказки о животных, как «Лиса и медведь», «Как собака себе друга искала», «Пугливая мышь». «Благодарный медведь», «Петушок и кошечка»

Волшебные сказки.

Самыми интересными и самобытными являются волшебные сказки. В мордовских сказках очень много сказочных героев, которых нет в сказках других народов. Среди них есть и добрые, которые помогают людям и злые, которые стараются навредить. Древняя мордва поклонялась различным силам природы: земле, воде, лесу, ветру, огню. Это и нашло отражение в мордовских сказках. Судя по сказкам, можно сказать, что мордовский народ жил в гармонии с природой, мордва одухотворяла, обожествляла в сказках природу, отсюда – заботливое отношение к природе, трепетное отношение ко всему живому.

В мордовских сказках самыми распространенными сказочными мифологическими героями являются: Вирява, Ведява, Варда, Юртава, Куйгорож и другие.

Вирява(«вирь» – лес, «ава» – мать, женщина) – пожилая злая хозяйка леса. Лес был одновременно и почитаемым, и страшным пространством. Когда охотники приходили в леса на промыслы – нужно было заговорить лесную хозяйку Виряву, чтобы она ослабила охрану своего царства, и можно было удачно охотиться. Тут и начинали своё дело сказители, которые ночи напролёт ублажали богиню волшебными рассказами. Считалось, что Вирява приходила слушать сказки и даже засыпала на несколько дней, слушая их. А охотники в это время свободно ловили птицу и зверей.

Образ Вирявы противоречив. Она могла изменять свой облик и нрав. Чаще всего она виделась как обыкновенная женщина с распущенными до пят волосами в полном национальном наряде. Вирява была способна прийти и в село: в виде кошки, собаки, а то и волка. Вирява могла вывести заблудившегося из лесу, а могла и погубить, защекотать до смерти.

Ведява – русалка, хозяйка воды, была покровительницей плодородия. По религиозным воззрениям мордвы, в каждой реке, озере, роднике имеется своя Ведява. Ведява- высокая женщина с длинными, до колен, волосами. Она наделена и положительными, и отрицательными чертами. Обычно она плещет водой или расчёсывает волосы. Ведява могла превращаться в разных животных и рыб, заманивать купающихся на глубокое место. Те, кому удавалось выплыть, избавившись от водяных, приносили жертвы — мелкие деньги, пшено для еды.

Варда – злое сказочное существо, ведьма.

Юртава – домовая, покровительница двора, хранительница хозяйства. Юртава часто встречается нам в мордовских народных сказках. Она любит во всём порядок. Юртаву представляют в виде женщины, одетой в мордовскую одежду, которая обитает в подполье, под печкой, в «красном углу». Проявляет она себя (видится во сне, плачет или кричит) к какому-то несчастью.

Паксява – покровительница поля.

Бурьяга – сказочный персонаж, напоминающий Бабу - Ягу.

Куйгорож – гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой. Дух обогащения, наживы и удачи.

Пурьгине паса – бог грома.

Наиболее характерными для мордовского фольклора можно считать волшебные сказки типа : «Дуболго Пичай», «Звериное молоко», «Мальчик с пальчик», «Три царства», «Вирява», «Ведява», «Варда» и другие. Даже из перечисление названий можно понять, что одни мордовские сказки не отличаются от сказок других народов, другие похожи на них, третьи имеют совершенно оригинальные сюжеты. Таково же и соотношение персонажей. Положительными героями бывают богатыри, царевичи, сыновья купцов, крестьян. Отрицательными действующими лицами мордовской волшебной сказки являются змей, Кощей, Вирява, упырь, жена-колдунья, злой царь, великан, Варда и другие. Образы Вирявы, Ведявы, Пурьгине паса, наделенные национальными особенностями, занимают большое место в мордовском фольклоре, оказывая большое влияние на оформление мордовской сказки в целом.

В мордовских сказках говорится как о нравственных положительных качествах, которые ценились в народе, так и о отрицательных, которые по мнению мордовского народа были достойны порицания. Герои, наделённые дурными качествами, всегда наказывались в сказках. Именно об этом говорится в мокшанской сказке «Куйгорож». Куйгорож» - сказка, записанная только на мокша - мордовском языке в 1948 году в городе Ковылкино известным сказочником И. Сезиным по просьбе учёного-этнографа К. Т. Самородова. (К. Т. Самородов собирал и литературно обрабатывал сказки.) По мотивам этой сказки известный московский режиссёр – аниматор Андрей Меринов снял мультипликационный фильм «Что делать, или куйгорож». В сказке осуждаются : лень, алчность, завистливость, желание разбогатеть за счёт чужого труда.

Образ народа в мордовских сказках слагается из таких нравственных качеств, как …трудолюбие, владение ремёслами, мастерство, мудрость, доброта, незлобливость, отзывчивость, готовность прийти на помощь, уважение к старшим, почтитель

Мордовская сказка, наполненные верованиями и мордовских сказках формируется на основе общечеловеческих ценностей, в связях с бытом, с историей, воззрениями народа.

Мордовские сказки и по сей день служат объединяющим фактором для народа мордвы, они передают традиции и культуру от поколения поколению, рассказывают о героях народа, учат младших, как следует жить и каких принципов придерживаться в жизни. Фольклорные произведения мордвы – настоящее сокровище народа!

Публикации по теме:

Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки»Пальчиковый театр из фетра «Русские народные сказки» Всем добрый день! Наконец-то закончила пошив второй книги из фетра "Русские народные сказки". В книге четыре сказки : "Репка", "Теремок",.

Акция в старшей группе «Я сокровище твое, пристегни меня»Акция в старшей группе «Я сокровище твое, пристегни меня» Акция в старшей группе «Я сокровище твое, пристегни меня» Пусть услышит целый мир, Ребенок – главный пассажир! Жизнь его ценна, ты знаешь,.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки»Лэпбук «Наши любимые русские народные сказки» Совсем недавно в современной педагогике появилось новое средство обучения- ЛЭПБУК. Это тематическая папка, содержащая множество кармашков.

Методическая разработка в сопровождении с презентацией «Мордовские народные сказки» В наше время возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков, к различным этапам развития истории народов.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Проект «Русские народные сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 9 г. Донецка РО Педагогический проект.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мордовские народные сказки — сокровище народа
Опубликовано: 24 марта 2020 в 21:45
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мордовские народные сказки — сокровище народа» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Николаевна Полежаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД