Светлана Четверткова
Проект «Моя разноцветная неделя»
▼ Скачать + Заказать документы
БОУ «Красивская СОШ» филиал «Балыклейский»
Исследовательская работа на тему:
«Я – Исследователь»
«Моя разноцветная неделя»
старшая группа «Гномики»
Руководители: воспитатели филиала «Балыклейский»
Плетнева И. И., Четверткова С. М.
Балыклей,2018
Содержание:
Введение…. …3
Публикация «Проект „Моя разноцветная неделя“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
Теоретические аспекты развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста…. …. …4
Проведение игр и организованной образовательной деятельности…7
Заключение …18
Список используемой литературы…. 19
Введение
Актуальность темы:
Анализ требований ФГОС показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, что позволит сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Потому что ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.
Поэтому возникла потребность внести коррективы в тематику планирования. Все вышеизложенное послужило толчком к созданию проекта «Моя разноцветная неделя».
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе :
Воспитатель: организует образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей
Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.
Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.
Проект включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Цели проекта : интеллектуальное и творческое развитие дошкольников посредством вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность;
Задачи проекта :
1. Закреплять знания цветового спектра у детей.
2. Правильно называть цвета радуги.
3. Учить различать цвета, сопоставлять их с предметами.
4. Развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.
5. Закрепить умение группировать предметы по заданными признакам, закрепить умение работать по образцу.
6. Развивать цветовое восприятие, внимание, наблюдательность, расширять знания о материалах, их которых состоят предметы.
7. Помочь запомнить расположение цветов радуги, развивать речь и словарный запас ребят.
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : творческий;
По содержанию: обучающий;
По числу участников проекта : групповой (10 – 15человек);
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя);
По характеру контактов: ребенок семья в рамках ДОУ;
Основная часть. Теоретические аспекты развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста
Интеграция видов художественной деятельности у детей дошкольного возраста имеет естественный характер и играет важную роль в развитии художественно-творческих способностей детей. Дети часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в работе с художественными материалами (бумагой, глиной, природными материалами, инструментами (карандашами, фломастерами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дети на занятиях с интересом и увлеченно рассматривают и обследуют натуру, художественные материалы, формы поверхности, изучают "на глаз" и тактильно (ощупывая руками, осваивают самыми разными приемами особенности бумаги, красок, мелков, ткани, природного материала.
Нетрадиционные техники позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.
Их использование способствует:
• Интеллектуальному развитию ребенка;
• Коррекции психических процессов и личности дошкольников;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Развивает мелкую моторику рук
• Свобода выбора изо материалов и техник.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества – разнообразие и вариативность. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора, и еще многие другие факторы.
Залогом успешного развития творческих способностей детей, их фантазии, воображения является систематическая комплексная работа с использованием новых методик и общение с ребенком, раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.
Создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений, многообразии, окружающего мира - непременное условие развития творческих способностей детей.
Каждый педагог знает: способность детей сочинять, придумывать, рисовать, мастерить требует систематического и целенаправленного развития. Поэтому любой вид творческой работы детей всегда целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, мимикой, игровой ситуацией, наглядностью).
1.1. Теоретическая значимость.
Введение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию у дошкольников цветового восприятия.
Цвет – это одно из наиболее ярких выразительных средств доступных детям.
Свойства цвета, его природа, влияние на человека и многое другое сформировали основы науки – цветоведение. Слово «цветоведение» кажущееся поначалу сложно произносимым и непонятным становится ямным при его расшифровке. Ведать цветом. Ведать – значит знать.
Цветовосприятие – одно из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
В работе с детьми мы используем такие методы, как;
1. Игровые методы.
Игровые методы позволяют сделать процесс обучения увлекательным, а также активизировать детей. Способы вовлечения дошкольников в процесс воспитания и продуктивного творчества разнообразны, и доминирующей является сказочно-игровая форма.
2. Наглядный метод.
Для того чтобы развивать у детей художественный и эстетический вкус на своих занятиях мы широко используем репродукции картин знаменитых художников, таких как; И. И. Левитан, Д. Сурин, И. И. Шишкин и т. д.
3. Словесные методы. (чтение художественной литературы «Запутанные истории», «Цветик-семицветик»; загадки о цветах и их оттенках; используем в своей работе эстетические беседы, вопросы, рассказы и т. д.)
4. Практические методы.
Применяем различные виды упражнений, которые позволяют в процессе многократного системного выполнения сформировать навык:
а) Подражательно – исполнительный (выполнение задания в соответствии с образцом).
б) Творческие упражнения. Этот метод предполагает закрепление и совершенствование усвоенных навыков.
В ходе игр – занятий по цвето-восприятию дети усваивают новые понятия и, сопоставляя увиденное со своим опытом воспроизводят полученные навыки в творческих заданиях и упражнениях. Для выполнения задания дети используют разную по цвету и фактуре бумагу, картон, гуашь, акварельные краски и т. д.
Так у детей старшей компенсирующей группы накапливается опыт творческой деятельности, который в дальнейшем проявляется в живописи, рисунке, аппликации.
Большое внимание уделяем работе с родителями, проводим: групповые, индивидуальные беседы, показ занятий, выставка детских работ.
Проведение игр и организованной образовательной деятельности.
«Моя разноцветная неделя»
1. Первый день по всем неделькам. Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
В понедельник мы придем в красный цвет одеты.
2. ВТОРНИК – это день второй, будет он оранжево – желтеньким.
3. Серединочка СРЕДА третьим днем всегда была и она у нас залененькая.
4. А ЧЕТВЕРГ, это день второй, сине – голубым мы его назовем.
5. Пятый-ПЯТНИЦА-сестрица, все цвета в себя взяла.
ПОНЕДЕЛЬНИК – КРАСНЫЙ ЦВЕТ!
Красное яблоко на зелёной ветке,
Красная смородина яблони соседка,
Красная рябина, красная малина!
Всё на свете красное –самое прекрасное!
(М. Янушкевич)
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», "Найди и назови все красное в группе».
ООД на тему: «Светофор».
Цель занятия: Закрепить знания детей о работе светофора. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
Отгадывание «красных» загадок.
Упражнения на дыхание: «Красный шарик»
Цель: развивать речевое дыхание, формировать умение делать плавный и длительный выдох.
Беседа: «Что бывает красным?»
ВТОРНИК – ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ!
Жёлтый — самый яркий цвет!
Словно солнце, первоцвет,
Ярко-жёлтая кувшинка и в ромашке — серединка
(В. Черняева)
Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Желтый», "Найди и назови все желтое", «Солнечные ладошки»
Подвижные игры: «Попади в корзину» – поднимать и бросать мяч двумя руками в корзину, развивать координацию движений.
Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова
Отгадывание «желтых» загадок.
Конструирование: дидактическая игра «Сложи узор» - желтый коврик, «Внутри, снаружи» с использованием желтых предметов;
СРЕДА – ДЕНЬ ЗЕЛЕНОГО ЦВЕТА!
Цвет зелёный у листочка, подо мхом зелёным кочка,
И зелёные иголки целый год растут на ёлке.
(В. Косовицкий)
Дидактическая игра: «Давайте познакомимся – Я зеленый», «Найди зеленые предметы в комнате».
ООД по лепке «Пресмыкающиеся».
Цель: расширять знания детей о земноводных, развивать пальчиковую моторику.
Отгадывание «зеленых» загадок.
Прослушивание фонограммы «Звуки природы».
Физические упражнения «Мы как лягушка».
ЧЕТВЕРГ – СИНЕ – ГОЛУБОЙ ДЕНЬ!
Синее небо, над синей рекой, синее море, за синей горой
Синий китенок нам машет хвостом синие волны – родной его дом!
(М. Янушкевич).
Дидактические игры: "Найди и назови все синее", «Давайте познакомимся – Я Синий», «Каждый предмет на свое место».
ООД на тему: «Радуга – дуга»
Цель: Развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой. Развивать наблюдательность, творческое воображение. Закрепить правильную последовательность радуги.
Отгадывание «синих» загадок.
Чтение художественной литературы «Цветик – Семицветик».
ПЯТНИЦА – МЫ ЦВЕТА РАДУГИ!
Мир именно такой, каким ты его хочешь видеть!
Если тебя что-то не устраивает, смени краски и нарисуй новую картину…
(Шахбазян Л.)
Дидактические игры: «Сложи узор» «Разбери по цветам» Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету. (ИЗ большого конструктора)
Подвижные игры: «Разноцветные шары» Цель: развивать умение быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, сортируя разноцветные шары по домикам соответствующего цвета.
Дидактические игры на закрепление основных цветов.
Результаты проектной деятельности :
• для детей - получили и закрепили на практике знания о цветовом спектре, научились их с предметами, различать теплые и холодные цвета. Развивали воображение, умение видеть характерные признаки предметов.
• для педагогов – будем продолжать освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
• для родителей - расширение возможности сотрудничества со своими детьми.
Заключение.
Проект «Моя разноцветная неделя» способствует развитию коммуникативных навыков детей, сплочению коллектива дошкольников и улучшению психологического климата в группе. На протяжении всей недели в группе сохранялось бодрое, веселое настроение.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.
Список используемой литературы:
1. Алябьева Е. А «Тематические дни и недели в детском саду», «Итоговые дни по лексическим темам», 2006 год.
2. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.
3. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. - М. : Просвещение, 1988.
4. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
5. Журнал «Дошкольное воспитание», 1996, №6, статья Дроновой О. «Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте».
6. Казакова Т. Г. Развитие у дошкольников творчества. - М. : Просвещение, 1985. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.
7. Комарова Т. С. Дети в мире творчества. - М., 1995.