МААМ-картинки

Планирование работы «Мой родной край. Село Пощупово. Место, где живет чудо»

ЕВГЕНИЯ РЫБАКОВА
Планирование работы «Мой родной край. Село Пощупово. Место, где живет чудо»
▼ Скачать + Заказать документы

Село «Пощупово» расположено в 24 км от города Рыбное, на окских холмах. Спокойно и хорошо здесь в любое время года. И, казалось бы, на таком небольшом участке поместились и равнины, и овраги, и бархатно-зеленые холмы, и болотистые луга. Глаз радуется на эту нерукотворную красоту. А воздух, воздух….

Нет его нельзя описать….только вдохнув хоть глоток, чувствуешь прилив такой необычной силы и как - будто благодать разливается по всему телу.

Публикация «Планирование работы „Мой родной край, Село Пощупово, Место, где живет чудо“» размещена в разделах

Летом хочется сесть на пригорок и смотреть вдаль или лечь на мягкий травяной ковер и любоваться небом, цвет которого трудно передать и дышать, вдыхать воздух Пощупова.

А осенью, будь я художником, взяла бы краски и попыталась зарисовать хоть тысячную частичку тех буйств красок, что окружает человека.

Зимой, одно желание взять сани и скатиться с пригорка с диким и неподдельным ужасом, переходящим в неописуемый восторг. А снег? Вы видели снег в Пощупово? Сказать, что он белый. Это вообще ничего не сказать.

Ну, а в весеннюю пору - просто хочется жить!

Но на протяжении своей многовековой истории название этого населенного пункта менялось неоднократно: Окаемово, Дьяково Поле, Прость (Простой, Богослов.

Название же Пощупово, на сегодняшний день имеет только легендарное объяснение, связанное со словом «щупать» в значении «шарить», «искать».

«Щупом» называют предмет, при помощи которого пробивают мешки, бочки, с целью узнать: какой товар внутри. Около Новоселок, Пощупова река Ока делает поворот, в этом месте ее русло становится узким, удобным для любителей легкой наживы, то есть тех, кто занимается грабежом товаров с проходящей баржи. Поговаривали, что в этих местах баржи часто «щупали».

Мне посчастливилось: я достаточно часто бываю в тех местах, поэтому могу смело утверждать: что может тянуть в Крым с его заснеженными вершинами и скалистыми обрывами над Черным морем, или в Абхазию с ее огромными магнолиями; но вернуться захочется снова и снова в Пощупово.

Вероятно, этому есть несколько объяснений: одно из которых, село Пощупово - часть Рыбновского района, место, где я родилась, живу и работаю; а во-вторых, в селе Пощупово есть место, которое видно в каком бы уголке села Вы не находились. Это – Иоанно-Богословский монастырь – назван в честь святого Апостола Иоанна Богослова. Об основателе, и о времени основания монастыря ничего не известно.

В летописи от 1237 года сказано, что Рязань той зимой, войско Батыя обратило в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Исходя из этого – возведение монастыря произошло до нашествия «Золотой Орды».

По одной из легенд возникновения обители: в конце ХII века на эти земли пришли христианские монахи-миссионеры, с целью просвящения язычников. С ними была чудотворная икона святого Иоанна Богослова.

Этот образ являлся одним из множества святынь, которые передала Константинопольская церковь в дар русскому государству. По преданию она написана мальчиком – сиротой, жившим в Вязантии еще в VI(шестом) веке, рукой которого управлял сам апостол Иоанн.

К сожалению, в 1931 году икона пропала. Местонахождение ее неизвестно, по сегодняшний день. По одной из версий: монахи спрятали святыню.

После многочисленных набегов, грабежей, убийств, братья решили возвести новый монастырь, немного севернее от первоначального места ее расположения. Опять же возвращаясь к легендам, где им было знамение от самого Иоанна.

Возведение монастыря на нынешнем месте началось в XVI (16) веке. Вначале он был деревянным, а к концу XVII (17) века начали строить уже и каменные постройки.

Сейчас Иоанно Богословский монастырь полностью каменный. Но в километре от обители, на склоне холма, находится редкий памятник истории: тайная подземная пещера, с разветвленной системой ходов, с тремя камерами в центре и нишами в стене, сохранившейся от первоначального монастыря.

На другом берегу Оки пещера должна была войти в подземный ход Солотчинского монастыря.

И это еще не все: если мы пройдем пару километров вниз по извилистой дорожке от монастыря, то попадем к святому источнику – роднику, вода в котором кристально экологически чиста.

Вот так чудо, не смотря на то, что состав воды все объясняет, все равно здесь происходит волшебство. Пьешь воду, и понимаешь, что с каждым глотком силы прибавляются. Этому еще и способствуют молитвы, звучащие из часовни, расположенной рядом.

А поверив в себя и свои силы, зайдите в купель, с постоянной температурой +4 градуса. Окунитесь 3 раза с головой, то многие болезни отступят.

Главное верить, и тогда Вы почувствуете результат. Ведь, недаром говорят, что человек может лишиться всех благ и продолжать жить, но только без веры – он умирает. И обратный путь в гору не будет столь тяжелым.

А мы продолжаем наше путешествие по Пощупову. В таком удивительно обожествленном месте и люди живут душевные. Они не только сами живут в гармонии с природой, окружением самим с собой, но и стараются эту благодать дарить всем желающим.

Семья с распространенной фамилией Ивановы – яркий тому пример. Владимир – глава семьи, возрождая давние традиции села: пишет и реставрирует иконы, а его жена Ирина – лепит игрушки.

Пощуповская игрушка авторская, а значит неповторимая. Каждая придумывается и лепится самим художником. Все герои традиционно животные: зайцы, коты, собаки, ежи, поросята, мышата.

Каждая игрушка сделана с добротой и любовью. Поэтому несет радость не только детям, но и взрослым.

Пощуповская игрушка привлекает не только детвору, но и ценителей, коллекционеров. На это есть ряд причин: помимо того, что как было сказано раньше: пощуповская игрушка – авторская, лепится она из пощуповской глины.

Пощуповская глина особенная : пластичная, неповторимых оттенков: черная, белая, красная. Именно из нее формировали кирпичи для Иоанно-Богословского монастыря. Из местных глин делалась посуда, охра из глины шла на росписи храма, а в дни престольных праздников малыши получали в подарок глиняные игрушки.

Как и раньше, игрушка обжигается в русской печи, и находка самой художницы. Сочетание обливной керамики с оригинальной матовой росписью. Ни какая химия не заменит природный экологически чистый материал.

Чтобы убедиться в этом, достаточно посетить не большой, но очень уютный музей одноименной игрушки. Он находится в доме художников. Здесь Вас встретят гостеприимные хозяева, проведут экскурсии.

Все персонажи музея живут не на полках, а среди оригинальных предметах старины: чугунных горшков, ухватов, коробов, сундуков, гребней, прялок.

Вам предложат на деревянных лавках за большими столами, попробовать самостоятельно вылепить игрушку. После такого мастер-класса никто не останется равнодушным.

Свою пощуповскую игрушку надо обязательно забрать с собой, чтобы вернуться в эти края еще и еще раз. И снова вдохнуть глубочайший запас чуда и пополнить свою коллекцию еще одной доброй игрушкой.

Исходя из опыта работы и наблюдений выявлена проблема: недостаточно полные знания детей старшей группы и их родителей о Рыбновском районе, его достопримечательностях.

Актуальность проекта:

Тема патриотического воспитания, любви к своей малой Родине, бережное отношение к природе родного края, безусловно, остается одной из актуальных, а соответственно, весомо значимой в развитии личности ребенка.

Но нельзя навязывать ребенку эти чувства, не познакомив его с историей, традициями, обычаями своего города, района, страны. Не показав ему свою красоту края, не рассказав о стойкости, мужественности, душевности людей живущих рядом.

Чем больше ребенок будет узнавать о своей земле, тем крепче будут чувства долга, в хорошем значении этого слова, к своей Родине и большой, и малой.

Ребенок, будет учиться не только брать от щедрой природы, но и взамен отдавать ей свои труды, независимо от того, какой жизненный путь, профессию он выберет.

И очень бы хотелось, чтобы вначале этого сложного воспитательного процесс ребенок понял, что понятие «Родина» - это не что-то далекое, странное, незнакомое.

Это прежде всего мама, ромашка под окном, куст сирени в полисаднике у бабуши – осознав это, нельзя причинить вред и всему остальному.

И, как аргумент вышесказанного, хочется процитировать стихотворение М. С. Пляцковского «Родина»

Слышишь песенку ручья?

Это – Родина твоя.

Слышишь голос соловья?

Это – Родина твоя

Руки матери твоей

Звон дождей, и шум ветвей,

И в лесу смородина –

Это тоже РОДИНА!

Цель проекта: обеспечить историческую приемственность поколений, в целях сохранения, распространения и развития культуры, традиций и обычаев Рыбновского района.

Новизна: для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам своего города, района, к активному участию в городской жизни, к сохранению и приумножению традиций, бережному отношению к природе родного края, изучению памятников архитектуры и достопримечательностей мы использовали самое верное средство при работе с детьми – игру, в данном случае это игрушка с. Пощупово.

Такой ход можно применить относительно любой местности, в каждом уголке нашей страны найдя что-то подобное (русские народные игры, старинные обряды.).

Через это ребенку захочется познакомиться поближе с людьми, историей края, его заповедными местами.

Задачи:

• пополнить знания детей старшей группы и их родителей о Рыбновском районе, селе Пощупово

• пробудить у детей и родителей интерес к пощуповской игрушке, с целью дальнейшего изучения традиций и обычаев Рыбновского района

• создать условия для восприятия сведений об истории и культурном прошлом родного края (как средство пощуповская игрушка)

работать в рамках проекта для:

1) формирования эко культуры у детей и их родителей

2) желания активно принимать участие в жизни города и района

3) сплочение коллектива

Условия взаимодействия участников проекта

В проекте участвуют:

Воспитатель

Вид проекта: долгосрочный, практико-ориентированный.

Принципы основания проекта

Исходя из вышесказанного, проект основывается на следующих принципах:

• содействие и сотрудничество детей и взрослых

• индивидуальные особенности каждого ребенка

• личностно-развивающих характер взаимодействия

• интересы и добровольность каждого из участников проекта

Обеспечение проекта

• ФГОС

методическое: ООП ДО; рабочая программа воспитателя; научно-методическая литература; интернет-ресурсы

материально-техническое: материал и оборудование для продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности детей; детская художественная литература электронные презентации; мультимедийная аппаратура

Образовательные области

В работе над проектом отражены все 5 областей развития:

• социально-коммуникативное

• познавательное

• речевое

• художественно-эстетическое

• физическое

Риски

Просчитав все возможные риски и пути их устранения для успешной реализации проекта, остановились на одном: недостаточная заинтересованность детей в ознакомлении с историческими фактами, а также с традициями и обычаями Рыбновского района – привлечь родителей к жизни Рыбного и Рыбновского района, к истории, традициям и обычаям, используя как средство – пощуповскую игрушку.

I этап подготовительный

• диагностика детей (наблюдение за детьми, беседы, развивающие и логические игры)

• диагностика родителей (тестирование «Знаю и люблю свой край, где я живу»)

• интерактивное онлайн занятие в форме игры (участники дети-родители «Знаешь - отвечай!»)

• создание предметно-развивающей среды

II этап организационно-практический

Формы и методы работы с детьми.

Игровая деятельность:

• дидактические игры («Мой город», «Узнай по фотографии», «Природа родного края», «Достопримечательности»)

• подвижные русские народные игры (Тише едешь», «Репа»)

• сюжетно-ролевые игры («Семья», «Археологи», «Экскурсовод»)

Познавательное развитие:

• экскурсия в село Пощупово (Музей пощуповской игрушки)

• экскурсия в краеведческий музей

• рассматривание фотографий, иллюстраций родного края

Конструирование:

• изготовление из конструктора («Мой город», «Город будущего»)

Художественно-творческая деятельность:

• рисование («Рыбное глазами детей», «Моя малая родина», «Место, где рождаются чудеса» с. Пощупово)

Нетрадиционные формы рисования:

«купола монастыря», «природа моего края», декоративное рисование «Рыбновский национальный костюм»

• аппликация «Город моей мечты», «А над моим городом небо особое»

• лепка «»животные моего края», «пощуповская игрушка» (глина)

Развитие речи:

• беседы с детьми «Мы Рыбновцы», «Символика города», «Природа родного края», «Достопримечательности» города и района

• беседы с протоиереем о. Виталием Рыбаковым

• чтение стихотворений Сергея Есенина о родном крае

• знакомство с историческими фактами, легендами родного края

• разъяснение пословиц и поговорок о Родине

Музыка:

• знакомство с гимном Рыбновского района

• прослушивание композиций о родном крае, Родине

Формы и методы работы с родителями

1) оформление папки-передвижки «Мой край»

2) фотоколлаж «История с. Пощупово»

3) продуктивная деятельность (рисование «Моя малая Родина)

4) фотоальбом «Моя семья в истории города, района)

5) интерактивная игра «Знаешь – отвечай!»

6) подбор пословиц и поговорок о Родине

7) привлечение родителей к оформлению уголка творчества С. Есенина; пополнение мини-музея «Русская изба» предметами русского национального быта

8) самостоятельные прогулки по Рыбному и Рыбновскому району

9) совместное создание карты Рыбновского района, с дальнейшим пополнением флажками, фотографиями мест, где побывали

III этап завершающий (обобщающий)

• подведение итогов работы, показ мультимедийной презентации «Прогулка по с. Пощупово»

• вторичная диагностика детей и родителей, с целью определения дальнейших перспектив в работе с детьми и родителями

• показ презентации «В гостях у пощуповских мастеров»

Транслируемость опыта

• деятельность может осуществляться в любом ДОО

• обеспечивает требования ФГОС, соответствует содержанию ООП ДО

Публикации по теме:

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Кубань — мой край родной, любимый край». Часть 1 Цель проекта: обогащать знания детей о нашем городе через знакомство с краткой историей и достопримечательностями города Краснодара; понимать.

Долгосрочный проект в подготовительной группе «Кубань — мой край родной, любимый край». Часть 2 Социально-коммуникативная. Дидактические игры: «Узнай и назови улицу», «Найди герб г. Краснодара», «Найди флаг Краснодарского края», «Угадай,.

Фотоотчёт о викторине «Мой родной край»Фотоотчёт о викторине «Мой родной край» «Ты вспомнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал». К. Симонов Каждому.

Конспект интегрированного занятия «Люблю тебя, мой край родной. Ставропольский край» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с водными ресурсами, охраняемыми.

КВН в старшей группе «Мой родной край» КВН в старшей группе на тему: «Мой край родной» • Закрепить знания детей о животном и растительном мире. • Формировать знания о взаимосвязи.

«Мой родной край». Конспект занятия Программное содержание: Образовательные задачи: обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Познакомить с заповедниками,.

Фотоотчет об экскурсии «Мой край родной»Фотоотчет об экскурсии «Мой край родной» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.

Отчет о реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках КТП «Моё село, мой край, моя планета»Отчет о реализации воспитательно-образовательной деятельности в рамках КТП «Моё село, мой край, моя планета» Знакомство детей с родным краем: с историко – культурными, национальными географическими, природными особенностями формирует у них такие.

Планирование бесед в рамках проектной работы «Башкортостан — мой край родной!» 1. Тема: Беседа: «Мой детский сад!» (сентябрь) Цель: Закреплять знания детей о помещениях и территории детского сада, об адресе детского.

Планирование к проектной работе «Башкортостан — мой край родной!» 17. Тема: Башкирская одежда и одежда народов других национальностей. (январь) Цель: Продолжение знакомства с башкирской, русской, татарской,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование работы «Мой родной край. Село Пощупово. Место, где живет чудо»
Опубликовано: 29 декабря 2018 в 08:47
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование работы «Мой родной край. Село Пощупово. Место, где живет чудо»» (включая файлы) размещена пользователем ЕВГЕНИЯ РЫБАКОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД