Екатерина Романова
Модель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с законом «Об образовании РФ» дошкольное воспитание стало первой ступенью общего образования.
В соответствии с п. 1.4 ФГОС ДО — Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования является: сотрудничество с семьёй.
А Что же предполагает художественно-эстетическое развитие : (п. 2.6. стандарта) :
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
Публикация «Модель взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников по решению задач художественно-эстетического развития» размещена в разделах
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания отводят детскому саду. Но я считаю, что велика и роль семьи. Ведь только при единстве воздействий детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания. Не каждый из детей станет музыкантом или художником, но у каждого ребенка можно и нужно воспитывать любовь и интерес к искусству, развивать эстетический вкус, музыкальный слух, элементарные навыки рисования.
По взаимодействию ДОУ и семьи я выделяю следующие задачи :
Развитие творческих способностей и стремления к самовыражению ребенка в различных видах художественно-эстетической деятельности.
Обеспечение художественно-эстетического и эмоционального развития ребенка в дошкольном учреждении и семье.
Повышение педагогической культуры родителей.
Развитие интереса к культурному наследию.
Стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Какие же формы взаимодействия способствуют сотрудничеству ДОО и родителей?
1. традиционные – родительские собрания, дни открытых дверей, папки-передвижки, оформленные наглядной информацией, рекомендации на сайте педагога, индивидуальные консультации.
2. нетрадиционные – мастер-классы, конкурсы и выставки совместного творчества взрослых и детей, семейные праздники и фестивали. Самое ценное в таких мероприятиях – атмосфера единения и общности, когда дети стараются для взрослых, а взрослые стремятся порадовать детей.
Далеко не все родители осознают важность сотрудничества с ДОУ и с воспитателями. Чтобы оценить представления родителей о процессе художественно – эстетического развития детей в детском саду я предлагаю анкетирование. Хорошо провести его перед первым родительским собранием, (а лучше перед тем как Вы будете писать рабочую программу) чтобы на собрании не только познакомить с задачами по художественно-эстетическому развитию детей в рамках ФГОС ДО на год, но и обратить внимание на более интересующие вопросы. Вашему вниманию предлагаю несколько видов анкетирования. Конечно же, вопросы анкеты должны соответствовать возрастным особенностям детей.
Из опыта своей работы могу сказать, что ответы на интересующие вопросы родители могли найти в папках – передвижках: «Выбираем карандаши», «Подружись с карандашом», «Нетрадиционное рисование в детском саду», «Малыш начинает рисовать», «Лепим дома» и др. В содержании папок включала конкретные памятки, рекомендации, советы родителям, которые соответствуют возрасту детей. Также рекомендации размещаю на своем сайте.
Традиционно у нас проводятся музыкальные праздники и развлечения, участниками которых являются родители воспитанников. («Моя Россия», праздники посвященные Дню защитника Отечества, Дню Матери).
Особое место занимает выставка детского творчества, где родители могут увидеть результаты деятельности своих детей.
С уверенностью могу сказать, что большой интерес вызывают выставки-конкурсы семейного творчества. Обычно это тематические выставки: «Осень золотая…», «Новогодняя мастерская», «Креативная Ёлочка» и др. Также семьи наших воспитанников принимают участие в районных и интернет-конкурсах. Я считаю, что это сближает и укрепляет детско – родительские отношения.
С целью сплочения родителей, педагогов и детей проводятся мастер-классы. Эти встречи помогают по-новому раскрыть внутренний мир детей, улучшить эмоциональный контакт между родителями и детьми.
Такой мастер-класс я проводила с ребятами и их родителями в старшей группе ко дню семьи (8 июля). Я подготовила видеоролик с рассуждениями детей на тему «Что такое семья?», провели конкурс на знание пословиц и поговорок о доме, семье. Познакомились с понятием «оберег для дома», как его изготавливать, и после разминки ребята вместе со своей семьёй сделали оберег для своего домашнего очага.
Различные викторины, спортивные развлечения, привлечение родителей к участию театральных спектаклях, к оформлению прогулочного участка в разное время года, повышает ответственность родителей, совершенствует их педагогические знания.
С уверенностью могу сказать, что положительные эмоции остались у всех участников этих мероприятий.
В заключение хочу отметить, что использование новых форм сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников неоспоримо :
Ведь Родители будут уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических проблем, что обязательно будет учтена индивидуальность ребенка. Для педагогов — стимулом к дальнейшей творческой деятельности, решением главной педагогической задачи – индивидуальный подход к ребенку;
Что, в свою очередь, и приведет к достижение общей цели — получение ребенком качественного дошкольного образования.
Я убеждена, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.