Коваленко Олеся Олеговна
Консультация «Мобилизация познавательного и творческого потенциала детей через создание мини-музеев в группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Мобилизация познавательного и творческого потенциала детей через создание мини-музеев в группе
В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи компетентным личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах.
Публикация «Консультация „Мобилизация познавательного и творческого потенциала детей через создание мини-музеев в группе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2019
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий и деятельностный подход становится неотъемлемой частью любой профессии. Способность творить, создавать качественно новый продукт и презентовать его обществу рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
Следовательно, требованием времени является развитие коммуникативных, информационных и личностных компетентностей воспитанников, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, умению применить самостоятельно полученные знания в жизни, что становится важнейшей задачей для меня, как педагога.
Ведущей педагогической идеей моей работы является гуманизация образования, что предполагает организацию такого процесса обучения, который бы обеспечивал гуманное отношение к личности и предоставлял ей возможности самовыражения, самоопределения и самореализации, следовательно, развивал коммуникативные, информационные и личностные компетентности воспитанников.
Главный мой педагогический секрет заключается в создании условий и факторов, обеспечивающих мобилизацию познавательного и творческого потенциала детей через формирование и обогащение предметно-развивающей среды, в частности через создание мини-музеев в группе.
Я убеждена в том, что формирование коммуникативных, информационных и личностных компетентностей у воспитанников находится в прямой зависимости от выбранных средств педагогического воздействия, т. е. технологии музейной педагогики.
Создание мини-музеев позволяет гармонично дополнять традиционную систему обучения. Мини-музеи тесно связаны с жизнью, практикой, они стимулируют детей самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной образовательной и практической деятельности.
Необходимость внедрения технологии музейной педагогики является очевидной.
Во-первых, именно создание мини-музеев в группе в соответствии с обозначенной темой позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей сложно увлечь, нужно постоянно искать какие-то новые способы воздействия. В данном случае сама предметная среда окружающего мира играет роль воспитателя и воздействует на эмоциональную сферу ребёнка.
Верхом мастерства педагога является ситуация, когда тематику мини-музея определяют сами воспитанники. Именно в такие моменты я чувствую важность и необходимость своей работы.
Во-вторых, реализуются принципы личностно-ориентированного обучения, когда ребёнок сам принимает активное участие в создании мини-музея, приносит экспонаты музея, делится информацией о них. Он может самостоятельно исследовать представленные экспонаты, опираясь не только на зрительное, но и тактильное восприятие предметов окружающего мира. Ведь, в отличии от «настоящего» музея, в мини-музее разрешено трогать экспонаты руками, что очень радует маленьких исследователей.
В-третьих, в результате использования технологии музейной педагогики дети осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. Дети заполняют музейные дневники, в которых могут размещать свои рисунки на заявленную тему мини-музея, совместно с родителями изготавливают поделки, открытки. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
В-четвёртых, создание мини-музеев в группе позволяет решать задачи патриотического воспитания детей. Мини-музеи помогают мне реализовывать региональный компонент, знакомить детей с историко-культурным наследием Омского Прииртышья, облегчают процесс ознакомления дошкольников со сложным, но очень важным блоком - краеведением.
В-пятых, создание мини-музеев в группе обеспечивает тесное сотрудничество с семьёй воспитанников. Мои родители очень активно откликаются на просьбу принести экспонаты в наш мини-музей, рассказывают детям об истории вещей, сами с удовольствием и любопытством посещают наш мини-музей.
В планах у меня расширение тематики мини-музеев, работа над организацией мобильности и функциональности музеев, оптимизация размещения экспонатов, продолжение экскурсионной работы с привлечением старших дошкольников и их родителей.
Мне хотелось бы поделиться с вами некоторыми фотографиями наших мини-музеев.
"Мир чая"
"Чудесная шкатулочка"
«Вооружённые силы Российской Федерации»
«Военная техника»
«Светлая Пасха»
"Мир часов"