Горшенина Галина Викторовна
Создание коллекций для мини-музеев в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Кировский район
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №65»
Стендовый доклад
для экологической конференции
«Создание коллекций для мини-музеев»
Подготовила:
воспитатель
высшей категории
Горшенина Г. В.
«Создание коллекций для мини-музеев в ДОУ»
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой.
Публикация «Создание коллекций для мини-музеев в ДОУ» размещена в разделах
Музейная педагогика рассматривается нами не только как взаимодействие музея и ребенка, но и как инновационная технология формирования экологической культуры воспитанников в условиях ДОУ. В целях оптимизации предметно-развивающего пространства образовательного учреждения, обеспечивающего разностороннее развитие детей, в нашем ДОУ организован мини-музей экологического содержания.
Одним из направлений работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике является создание тематических коллекций и экспозиций. В нашем музее много места отведено зоне коллекций.
Коллекции предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции помогают решать задачи мини-музея :
Знакомить с разнообразием окружающего мира.
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Учить сравнивать и анализировать.
Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования предметов ж/н природы.
Развивать речь детей, обогащать словарный запас детей.
Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, любознательность.
Коллекционировать можно все что угодно: запахи, звуки, краски природы, открытки, рисунки. Коллекции могут лечь в основу выставок, экспозиций.
Родители принимают активное участие в жизни детского сада. Постепенно они увлеклись идеей создания коллеций для нашего мини-музея. Совместно с мамой и папой дети подбирают экспонаты, некоторые изготавливают своими руками, что способствует стимулированию познавательной активности детей, сближает родителей и детей, делает их настоящими партнёрами.
Важным моментом является отбор объектов для коллекций. Для нас главными стали общепринятые правила создания коллекций :
Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать прежде всего образцы, которые могут собрать сами дошкольники и их родители: камни, семена растений, сухие листья, ветви, сухую кору деревьев, образцы песка, глины, различных почв, речные и морские раковины и т. д.
Разнообразие. Необходимо, чтобы в коллекциях были представлены объекты как живой, так и неживой природы.
Краеведческий аспект. Прежде всего в коллекциях должны быть представлены природные объекты местности, где располагается дошкольное учреждение. Местный материал должен всегда составлять основу, базовое ядро коллекций.
Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться и за счет материала, привозимого дошкольниками и их родителями из различных регионов нашей страны и других стран, которые они посещают во время различных путешествий, отдыха. Любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для начала разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, то есть способствовать формированию основ глобального мышления.
Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников основ экологического мышления. Это важно и с точки зрения биоэтики. Поэтому мы не включаем в состав объектов коллекции бабочек, жуков, собранных и засушенных детьми и родителями, гербарий. Мы считаем, что сухие образцы гербария не всегда способствуют формированию у ребенка правильных представлений о растениях. Опыт работы показал, что дети, прекрасно определяющие растения по гербарию и рисункам, часто затрудняются идентифицировать эти же растения в лесу, на лугу. К тому же гербарий требует определенных условий хранения, которые в детском саду обеспечить трудно. Если же учесть и состояние гербария в некоторых детских садах (пожелтевшие, пыльные образцы, цветки которых давно утратили свою первоначальную окраску, то можно сделать вывод, что работа с таким материалом в детском саду вряд ли даст хороший результат. Плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы.
На наш взгляд, лучше начинать знакомить детей с деревьями, травами, животными непосредственно в живой природе, а для закрепления материала мы используем хорошие рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды. Мы стараемся использовать пластиковые, резиновые модели, муляжи насекомых, животных, рыб и т. д.
Безопасность. Любой объект коллекций должен быть безопасным для ребенка — как с точки зрения возможных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок, их острые грани можно обстучать молоточком, так и с точки зрения здоровья (используемые птичьи перья и другие объекты должны быть чистыми, не являться аллергенами и т. п.). Камни, образцы песка, семена, соцветия растений (которые упали на землю) нужно собирать вдали от мест, посещаемых собаками и кошками.
В нашем музее представлено много коллекций : «Звуки природы», «Насекомые», «Обитатели рек и морей», «Искуственные камни», «Минералы», «Злаковые», «Семена овощей и фруктов», «Летающие семена», «Грибы» (муляжи, «Коллекция бумаги», «Коллекция тканей»(натуральные и искусственные виды тканей, «Летающие семена», «Коллекция других семян и плодов», «Коллекция ракушек», «Коллекция песка, глины, почвы», «Коллекция репродукций известных картин о природе», «Коллекция открыток о природе» и многое другое.
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а в нашем музее предметы из коллекции не только можно, но и нужно. Наши коллекции используются не только во время НОД по экологии, но и по изодеятельности, во время опытно-экспериментальной деятельности.
Коллекции постоянно пополняются, некоторые обновляются. Идея коллекционирования захватила всех. В семьях наших воспитанников создаются домашние коллекции. Некоторые из них выставляются в детском саду, согласно тематическим неделям: «Книги о природе», «Коллекция марок о природе», «Коллекция монет с изображением животных, птиц, рыб», «Коллекции фантиков», «Коллекция комнатных растений-фиалок» и др.
Важно помнить, что коллекции не должны заменять мини-музеи, а должны стать только его частью. А значение самих мини-музеев в ДОУ велико - приобщать маленького ребенка к миру общечеловеческих ценностей, экологической культуре и этике, способствовать развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Список используемых источников:
1. Малюшова, Н. Здравствуй, музей / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
3. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.