Оксана Шелкопляс
Детское экспериментирование как средство познавательно-речевой активности
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя - делает вывод, умозаключение. Самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Публикация «Детское экспериментирование как средство познавательно-речевой активности» размещена в разделах
Основная задача детского сада поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования встречаются в работах разных авторов Н. Н. Подъякова, Ф. А. Сохина, С. Н. Николаевой. Данными авторами предлагается организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов. При такой форме ребенок овладевает экспериментированием, как видом деятельности, и его действия носят репродуктивный характер. Экспериментирование не становится самоценной деятельностью, так как возникает по инициативе взрослого. Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка.
Назначение воспитания и обучения по программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы данных явлений для человека и самого себя.
Развивать речь ребёнка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной.
Чем эффективнее и профессиональнее будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности его развития, социализации и школьного обучения.
Ребёнок с первых дней своей жизни является исследователем. Он познаёт всё : запахи, предметы, звуки и, конечно же, речь людей. Доказано, что чем больше ребёнок познаёт, экспериментирует (с начала с помощью взрослого, затем самостоятельно, тем богаче у него жизненный опыт, речь, тем он активнее проявляет себя в общении со сверстниками и взрослыми.
Основные задачи познавательно-речевой деятельности :
1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через непосредственно образовательную деятельность, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
2. Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.
4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.
6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.
Приёмы, используемые при формировании познавательно-речевого развития :
• Наглядные - наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.
• Практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно - поисковая деятельность.
• Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.