Людмила Борзенкова
«Использование моделей при обучении дошкольников связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие играет важную роль в развитии ребенка. В сфере дошкольного образования происходят активные инновационные процессы. В работе стремлюсь умело выстраивать материал, не только сохраняя основные задачи развития, но и обогащая его. В своей педагогической практике большое внимание уделяю методу использования интеллект -карт. Интеллектуальная карта- это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, и соответственно речевые способности и активизируется мышление. В педагогической практике применяю интеллект- карты следующим образом:
Публикация «„Использование моделей при обучении дошкольников связной речи“» размещена в разделах
• Развитие связной речи. Составление рассказов по интеллект- карте. Выполненяя данное задание, дети самостоятельно и последовательно излагают свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространённо, словарь дошкольника становится точен и разнообразен.
• Закрепление и обобщение материала. Работа с дошкольниками проводится как индивидуально, так и фронтально.
Требования к составлению интеллект – карт:
• Для создания карт используются только цветные карандаши, фломастеры.
• Лист располагается горизонтально.
• Главная идея обводиться в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки.
• Для каждого момента проводятся расходящиеся от центра линии. Каждая линия имеет свой цвет.
• Над каждой линией пишется одно ключевое слово.
• Писать надо печатными буквами.
• Каждая мысль обводиться в круг.
• В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Интеллект – карты служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные интеллект – карты. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Эта работа строится от простого к сложному.
Интеллект – карты особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Работать с интеллект – картами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки.
При изучении художественного текста использую прием «Дерево предсказаний», который помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в тексте. Суть данной методики ствол дерева – тема, ветви – предположения, как будут происходить события в тексте, листья- обоснования этих предположений.
1этап - педагог предлагает детям высказаться по теме.
2 этап - дошкольники озвучивают свои идеи. Взрослый записывает или изображает схематично.
3 этап - после ознакомления с произведением вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.
Данная методика способствует развитию связной речи, мышления, памяти, обогащению словаря дошкольников.
Используя традиционные и нетрадиционные методики в образовательной области «Речевое развитие» я достигла следующих результатов:
*появилось желание у детей пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
*появился интерес к заучиванию стихов и потешек;
*словарный запас достиг высокого уровня;
*у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
*дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.