Людмила Клюева
Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время вопросы развития устной речи становятся особенно актуальными. Одной из характерных черт текущего общества является увеличение зависимости от компьютерного общения, что сказывается на взаимодействии родителей с детьми и приводит к увеличению числа дошкольников с трудностями в усвоении речи.
Проблемы речи у детей дошкольного возраста включают односложные предложения, неспособность грамотно строить предложения, бедность речи, ограниченный словарный запас, использование нелитературных слов и выражений.
Публикация «Мнемотехника как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Также выявляется недостаток в диалогической речи: затруднения в формулировке вопросов, создании кратких или развёрнутых ответов и отсутствие навыков построения монолога, включая сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста и логическое обоснование утверждений. Кроме того, наблюдается неумение контролировать интонации, громкость и темп речи, а также проблемы с дикцией.
Необходимо обучать детей связному, последовательному и грамматически правильному изложению мыслей, рассказу о событиях в их окружении. Факторы, способствующие этому процессу, включают наглядность, о которой говорили С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин, и создание плана высказывания, выделенного Л. С. Выготским. Формирование связной речи представляет собой сложную задачу в обучении.
Поэтому, помимо широко принятых подходов, вполне обосновано применение оригинальных, творческих методик, таких как мнемотехника. Мнемотехника представляет собой систему приёмов, способствующих легкому запоминанию и расширению объёма памяти через создание ассоциаций и интеграцию учебного процесса в игровую форму.
Её цель — развитие памяти, мышления, воображения и внимания, ключевых аспектов, связанных с полноценным развитием речи. С использованием мнемотехники в настоящее время сталкивается с повышенным интересом. Принцип «секрета» мнемотехники заключается в создании воображаемых связей между процессами и зрительными образами, что позволяет мозгу легко воспроизводить связанные образы при вспоминании.
Мозг, являясь органом образов, успешно реагирует на язык образов, особенно зрительных. Мнемотехника представляет собой программу, позволяющую взаимодействовать с мозгом на его собственном языке, кодируя информацию, такую как телефоны, даты и номера автомобилей. Эта методика состоит из нескольких десятков операций, обеспечивающих контроль над функциями мозга, включая запоминание.
Использование мнемотехники способствует расширению объёма памяти путём формирования ассоциаций. Она заменяет абстрактные объекты и факты визуальными, звуковыми или кинестетическими образами, облегчая запоминание и повышая эффективность образовательного процесса.
Мнемотехнику в образовании обозначают различными терминами: Воробьева В. К. предлагает сенсорно-графические схемы, Ткаченко Т. А. называет их предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. использует термин блоки-квадраты, а Большева Т. В. описывает их как коллаж, Ефименкова Л. Н. упоминает схему составления рассказа.
Мнемотаблица представляет собой схему, содержащую конкретную информацию. Общие цели для всех видов мнемотаблиц включают развитие памяти, аналитических навыков, логики, образного мышления, связного мышления, решение образовательных задач, развитие смекалки, тренировку внимания и навыков правильного графического изображения.
Виды мнемотаблиц включают развивающие (для тренировки основных психических процессов) и обучающие. Мнемотаблицы могут изображать практически всё, применяя графическое или частично графическое представление персонажей, явлений природы и действий, при условии, что нарисованное понятно детям.
Эта методика существенно упрощает поиск и запоминание слов, используя символы, близкие к речевому материалу. Например, дом может обозначать домашних животных, а ёлка – диких. Работа строится от простого к сложному, начиная с цветных мнемотаблиц для младших детей и переходя к чёрно-белым для старших дошкольников.
Последовательно применяя мнемотехники, начиная с мнемодорожек и заканчивая мнемотаблицами, дети проходят несколько этапов: первый — анализ таблицы, второй — перекодировка абстрактных символов в образы, и третий — пересказывание текста или рассказа по заданной теме.
Размеры мнемотаблиц различаются в зависимости от возраста детей и их уровня развития : для среднего возраста — 6 клеток, для старшего — 9-12 клеток, для подготовительного к школе возраста — 12-15 клеток.
Использование мнемотехник в работе с детьми приводит к следующим результатам: расширение круга знаний о мире, интерес к пересказу текстов и придумыванию историй, заинтересованность в заучивании стихов, улучшение словарного запаса, преодоление робости и умение уверенно выражать свои мысли перед аудиторией.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми становится важным средством развития связной речи и способствует формированию ключевых навыков устной коммуникации, необходимых для успешной адаптации в информационном обществе.