Александра
Мягкая педагогика как средство безопасного развития детей
Я заметила, что и моим малышам нравится обнимать мягкие игрушки, спать с ними, играть с платочками и тряпочками, укрывать куколок одеяльцами, строить себе домик. И тогда я пришла к выводу, что материалы, с которыми взаимодействуют дети, имеют большое значение. Ведь, «мягкую педагогику» можно не только почувствовать, но и потрогать и даже укрыться ею! И тактильно-сенсорные пособия «ТАФИ», выполненные из мягкого и яркого текстиля, могут быть полифункциональным средством для создания игровых ситуаций и достижения разных дидактических целей. Я взяла эту идею, разработав свою методику работы с данным пособием. Важным качеством этих игровых комплектов является безопасность использования. Мягкие игровые материалы привлекательно выглядят для детей. Их главное достоинство – это многоаспектное использование материалов.
Публикация «Мягкая педагогика как средство безопасного развития детей» размещена в разделах
• Сенсорный аспект ( знакомство с сенсорными характеристиками: цвет, размер, форма)
• Терапевтический аспект (игры с разноцветными лоскутками помогают переключится на совместную деятельность со взрослым. Легкий, мягкий материал дает ребенку приятные ощущения «поглаживания». Так же в период адаптации тканевые средства можно применять в качестве психологически защищающих средств. Полотняные прозрачные навесы дают возможность ребенку уединиться, но в то же время позволяют ощутить присутствие других.)
• Коммуникативный аспект также очень важен. Детей много, они разные, все разобщены – большие полотна помогают собрать мне детей в круг или на игру, за счет того, что они на нем сидят или его держат по краям, мы воображаем, что сегодня, например, мы находимся на «море», «полянке», «в лесу» и т. д. А в соединении с музыкальным сопровождением взаимодействие с полотном дает ребятам опыт эмоциональных переживаний, сотрудничества, согласования своих действий с действиями других, соблюдения общего игрового правила.
• Игровой аспект (тканевые материалы можно использовать для создания игровой ситуации и персонажей. Также это хорошее пособие для передачи образов, например, серая «мнушка» это может быть мышка, волк или заяц, из лоскутков так же можно показать любого персонажа).
• Творческий аспект (каждый ребенок по-своему выражает себя во взаимодействии с педагогом).
В своей практике я использую набор «Вязанная графика» - это игровой набор для тактильного рисования. Набор, состоящий из холста-основы и вязаных веревочек («вязаных сенсорных карандашей») разного цвета и размера, которые можно использовать с детьми любой возрастной группы для игровой деятельности, в изобразительном творчестве. Например, на занятиях по математике, мы выкладываем геометрические фигуры и цифры, тем самым данный набор является тренажером для развития моторной ловкости пальцев и кистей рук, способствует образному мышлению.
Таким образом в разных видах деятельности я применяю и другие текстильные наборы как: «мнушки», «напёрстки», «шифоновую радугу», «меховой театр».
Опираясь на возраст детей в группе, с которыми я начала свою работу, мною были разработаны многофункциональные пособия, которые безопасные в использование. Они не бьются, не ломаются, ими нельзя пораниться, они изготовлены из гипоаллергенных материалов и находятся в свободном доступе для детей.
«Вязанный пальчиковый театр» - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик для инсценировки сказки. Это прекрасное пособие для развития у детей воображения, мышления, речи, способствующее безопасному развитию мелкой моторики рук.
«Книжки - малышки» я применяю, как игровое пособие. Дети с удовольствием рассматривают цветные яркие страницы книжек из фетра. Каждую страничку можно потрогать. Благодаря таким книжкам дети учатся общаться, расширяют кругозор, учатся логически мыслить. Развлекаясь со всевозможными липучками, застежками, крючками развивают мелкую моторику рук.
«Разноцветные камушки» - это набор ярких плоскостных кругов из текстиля, одного размера и разного цвета, которые мы часто используем с набором «Шифоновая радуга» и как отдельные элементы в подвижных играх.
«Волшебные перчатки» - пособие представляет собой перчатки для обеих рук. На кончиках пальцев пришиты липучки, на которые можно прикрепить разноцветные геометрические фигуры. Это пособие я использую в некоторых играх по нейрогимнастике, входе которых происходит активизация взаимодействия между полушариями мозга, развитие мелкой моторики рук, развитие познавательных процессов, внимания, мышления, восприятия.
«Мягкий твистер» - данное пособие известно всем, как напольное игровое поле. Оно создано из разноцветного фетра, липучек, а также безопасно и функционально в использовании. Основные задачи пособия - закрепление представлений о цвете, форме, умение определять, где лево и право, развитие игровых умений, ловкости, совершенствования навыков метания правой и левой рукой в цель, развития меткости, глазомера, а также развитие тактильных ощущений. На данном пособие мы рисуем «сенсорными карандашами», играем в подвижные игры такие как, «Попади в цель» с использованием набора «мнушек» и как игровое полотно «Твистер».
К набору «Шифоновая радуга» я добавила декоративные элементы в виде разноцветных лент разного размера, а к набору «Меховой театр» фетровые глазки, что значительно расширило их функциональность.
Таким образом, используемые и разработанные мною пособия по мягкой педагогике, полезны для формирования личности ребенка по всем направлениям. Они благотворно влияют на раскрытие умственного и речевого потенциала, на развитие физических, познавательных, художественно-эстетических и социально-коммуникативных способностей. Также пособия универсальные и подходят для детей всех возрастных групп. Миксуются, сочетаются между собой, дополняя друг друга и предоставляя большую палитру вариантов использования в образовательной деятельности.
В перспективе, я планирую использование некоторых элементов пособий для создания мультфильмов посредством «перекладной техники». Ведь мультфильмы всегда интересны детям, одно дело – смотреть мультфильм в кинотеатре или по телевизору, и совсем иное – создать самому и показывать другим: взрослым и сверстникам. А сам процесс создания может способствовать благотворному влиянию на развитие сочувствия к героям. Эмоциональный подъём после хорошего конца улучшит самочувствие самого ребёнка.
В эпоху компьютеризации и информационных технологий детям не хватает практического опыта манипуляции с различными предметами, не хватает качественных игрушек из натуральных материалов. А развивающие игры и пособия «мягкой педагогики» как раз-таки удовлетворяют эту потребность в соответствии с основными принципами дошкольного образования!