Нина Шпак
Методы, приемы, технологии в работе с детьми по преемственности ДОУ и школы с использованием ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, согласно Закона об образовании №273 -ФЗ,дошкольное образование- самостоятельный уровень общего образования, первый уровень, который, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения.
Публикация «Методы, приемы, технологии в работе с детьми по преемственности ДОУ и школы с использованием ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
С другой стороны, школа, как преемник дошкольного уровня образования, опирается на достижения ребёнка-дошкольника.
Исходя из этого в воспитательно-образовательном процессе педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые необходимы для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Мы детей не обучаем, а развиваем, согласно целевым ориентирам ФГОС ДОУ ДО при выпуске из ДОУ, которые являются социально-нравственными характеристиками возможных достижений детей при завершении дошкольного детства.
Основные задачи нашего сотрудничества со школой включают в себя :
обеспечение естественности желания учиться;
углубление его интереса к школе;
реализацию единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса;
и повышение родительской компетентности в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности.
Современный мир непрерывно меняется, меняется и ребенок, что говорит о повышенной любознательности дошкольников, их раскрепощённости, свободомыслию. Однако хочется отметить, что ограниченный социальный мир многих семей приводит к появлениям у детей трудностей в общении.
У многих дошкольников зрительное внимание и память преобладают над слуховыми, так как поток информации, получающий детьми хаотичен без структурно-логических связей.
Наряду с традиционными методами и приемами работы с детьми в дошкольном учреждении и школе появляются новые, позволяющие учитывать особенности современных детей.
В образовании в настоящее время идет переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок является не пассивным «приёмником» информации, а сам активно участвует в процессе обучения.
Этому способствует внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс.
Интерактивное оборудование облегчает его и вызывает большой интерес у детей.
Сказочные сюжеты, яркие персонажи мотивируют их заниматься и с радостью выполнять различные задания. Ребенку интереснее искать клад с пиратом, чем просто показывать право - лево, а чем выше вовлеченность, тем быстрее обучение.
Дети могут писать и рисовать на доске, перемещать или изменять размеры объектов и управлять приложениями с помощью маркеров или собственных пальцев.
Сенсорное оборудование позволяет взаимодействовать одновременно нескольким детям с интерактивными приложениями и друг с другом.
Большое количество разработанных приложений для интерактивного оборудования делает его неповторимым инструментом для комплексного обучения.
Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.
К плюсам использования его в образовании дошкольников можно также отнести следующее:
• оно дает возможность манипулировать объектами на экране и способно надолго привлечь внимание ребенка (это очень помогает в работе с гиперактивными детьми);
• использование интерактивной доски, как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников;
• с использованием интерактивного оборудования возрастает индивидуализация обучения — ребенок может выполнять задания в удобном для него темпе, компьютер терпелив и ждет, пока ребенок сам придет к правильному решению;
• также использование информационных технологий помогает моделированию ситуации, которую сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения. Например, изучение космических объектов знакомство с пустыней, севером и т. д.
В нашем ДОУ интерактивное оборудование используется для :
- повышения мотивации детей к образовательной деятельности,
- формирования у них познавательного интереса и развития любознательности,
- расширения представлений об окружающем мире,
- для успешного освоения детьми программного материала, а также развития у них познавательных процессов.
В ДОУ разработана Программа совместной работы по преемственности со средней школой № 23. Цель программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Работа осуществляется по направлениям:
• Организационная работа
• Методическая работа
• Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа
• Мероприятия для детей
• Работа с родителями
Программа включает в себя проект «Будущий первоклассник», цель которого – развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Наряду с традиционными методами и приемами работы для развития познавательного интереса, любознательности и расширения представления об окружающем мире мы используем мультимедийное и интерактивное оборудование.
Короткие включения его в различные мероприятия, такие как: занятия, беседы, экскурсии, викторины, КВН повышают их результативность.
В нашем детском саду имеются группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с нарушением речи. Наши дети достаточно владеют компьютером, так как он является помощником в коррекции речи, в познавательном развитии. Мы надеемся, что этот навык поможет детям в процессе их обучения в школе. Разнообразные упражнения компьютерных программ помогают в развитии концентрации внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики.
На современном рынке большое разнообразие интерактивного программного материала.
В процессе его подбора мы делаем упор на следующие принципы:
- многофункциональность задач,
- учет проблем в развитии наших воспитанников, выявленных в результате педагогической диагностики.
Также мы учитываем индивидуальные особенности, интересы детей и состав групп.
Интерактивное и мультимедийное оборудование используется не только в работе с детьми, но и с родителями.
Практика показывает, что подход педагогов и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако это понятие включает в себя много аспектов.
Весь дошкольный период дает возможность накопить багаж необходимых навыков, умений. Если вовремя не сформируются те или иные возрастные навыки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, то к моменту поступления в школу у него может накопиться багаж нерешенных проблем, которые будут тормозить процесс развития.
С целью профилактики появления трудностей развития дошкольника нами ведутся практические занятия для родителей с использованием компьютерных презентаций в рамках проекта «Будущий первоклассник».
Так, например, в рамках психологической консультации для родителей на тему «Дети раннего возраста и их развитие.» дается информация о том, отчего возникают задержки речевого и психического развития.
Семинар-практикум для родителей младших на тему «Почему дети "плохо" себя ведут или воспитание без наказаний?» посвящено вопросам развития у детей умения слушать и слышать взрослого, овладения элементарными навыками саморегуляции, повышения осознанности поведения.
На семинарах и консультациях для родителей старших дошкольников рассматриваются вопросы развития навыков общения со сверстниками.
Презентация «Подготовка детей к школе и их социализация» знакомит с методами развития предпосылок учебной деятельности.
Использование в данных презентациях разнообразной анимации, и рекомендаций по использованию интерактивного материала повышают интерес родителей к рассматриваемым проблемам.
Так, учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если в его процессе в качестве дидактического средства будут использованы компьютер и интерактивные технологии. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Использование интерактивного оборудования в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Обучение дошкольников становится более привлекательным и захватывающим.
Но в то же время нужно помнить, что игры на всевозможном интерактивном оборудовании, даже имея сюжет, не дают ребенку возможности взаимодействия с другим человеком – ребенком или взрослым.
Оно не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Компьютер, интерактивное оборудование только дополняют педагога, родителя, а не заменяет его.
Интерактивное оборудование может быть использовано в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.
Если все это учитывать, то интерактивное оборудование становится не заменимым помощником в педагогической деятельности.