Спирина Юлия
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе «Методы и приемы работы»
▼ Скачать + Заказать документы
Спирина Ю. В., воспитатель
ГБОУ школа №13 Приморского района
Санкт-Петербурга
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе :
Методы и приемы работы
(из опыта работы)
Забота о человеческом здоровье,
тем более о здоровье ребёнка —
это, прежде всего, забота о
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе „Методы и приемы работы“» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
гармонической полноте всех
физических и духовных сил,
и венцом этой гармонии является
радость творчества.
Сухомлинский, В. А.
Международная организация здравоохранения характеризует понятие здоровья, как достижение состояния абсолютного физического, психического и социального удовлетворения и чувства полноты жизни, т. е. отсутствие физических нарушений и патологий — это ещё не полная картина здорового человека, поскольку здоровое самочувствие в большой мере является производным от образа жизнедеятельности человека.
«Здоровьесберегающие технологии» — это реализация профилактических мероприятий с детьми, целью которых является сбережение и преумножение ресурса здоровья младших школьников.
Этап начальной школы в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические данные, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья школьников. По результатам медицинских осмотров только 20–30 % первоклассников можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Сегодня особенно значимым стал поиск эффективных мер совершенствования оздоровительных методик в школе. Для учителя руководством к педагогической деятельности является «портрет выпускника младшей школы», в котором одной из значимых характеристик является соблюдение правил здорового и безопасного образа жизни.
По мнению профессора, кандидата медицинских наук Н. К. Смирнова понятие здоровьесберегающие технологии включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья учеников и учителей. Под термином педагогические технологии понимается набор конкретных практических психологических и педагогических шагов, воспитательных мер и действий, обеспечивающих достижение целей по образованию и развитию личности ребёнка.
Педагогическая технология включает :
• совокупность базовых научных психолого-педагогических установок, которые учитывают особенности возрастных возможностей ребёнка и грамотное распределение учебной нагрузки;
• условия и содержание образовательного и воспитательного процесса, предусматривающие создание благоприятной для школьника атмосферы,
• отсутствие стресса и адекватность предъявляемых к нему требований;
• практические средства и методы реализации образовательного процесса, ориентированные на индивидуальные интеллектуальные и эмоциональные особенности каждого ребёнка и обеспечивающие достаточную двигательную активность воспитанников.
Цели здоровьесберегающих технологий :
Воспитание внутренней потребности осознанного и ответственного отношения к собственному здоровью и человеческой жизни в целом; формирование знаний о здоровом образе жизни; обучение практическим навыкам оказания элементарной медицинской самопомощи и помощи.
Основные группы мер по сохранению здоровья учеников :
1. Медико-профилактические — направлены на сохранение здоровья воспитанников при непосредственном участии администрации школы и коллектива медицинских работников, руководствующихся медицинскими нормами и использующих медицинские средства.
2. Физкультурно-оздоровительные — опираются на природные свойства двигательной активности ребёнка, стремятся к повышению качественных характеристик физических данных, воспитанию навыков заботы о здоровье и формированию физической культуры учеников.
3. Меры, направленные на социальную самореализацию и сохранение психологического комфорта ученика — обеспечивает психическое здоровье воспитанника.
Бережное отношение к потенциалу здоровья педагогического коллектива школы — развитие здравоохранительной профессиональной культуры и популяризация мировоззрения здорового образа жизни. Осуществляют эти меры социальный работник и психолог при поддержке со стороны администрации школы.
Проблемы реализации внутришкольной политики по здоровьесбережению :
В качестве здоровья подрастающего поколения заинтересованы семья и школа, но в реальной жизни в силу своей некомпетентности учителя и родители прикладывают мало сил для улучшения ситуации с сохранностью ресурса здоровья детей. Социальный заказ общества, состоящий в воспитании здорового гражданина, к сожалению, входит в противоречие с несовершенством системы сбережения потенциала детского здоровья в реальной школе и низком уровне профессиональной подготовки учителей в вопросах здоровьесберегательных технологий.
Причины некомпетентности учителей в вопросах здоровьесбережения :
Недостаточная обеспеченность учителей новинками методической литературы; низкий уровень социальной работы, ориентированной на осознание и принятие педагогами на себя ответственности за новую сферу профессиональных обязанностей.