Ирина Мазитова
Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группе «Путешествие с семьёй»
▼ Скачать + Заказать документы
Области интегрирования:
Речевое развитие. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш]. Закрепить правильное произношение звуков [С] - [Ш]. Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] в словах. Совершенствовать навыки звукового анализа слов. Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.
Познавательное развитие. Уточнить знания детей по лексической теме. «Семья». Развивать логическое мышление при разгадывании ребуса. Прививать заботливое отношение к членам семьи.
Публикация «Конспект НОД по формированию звуковой культуры речи с детьми подготовительной группе „Путешествие с семьёй“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Социально – коммуникативное. Прививать устойчивый интерес к занятиям, инициативу, стремление к активной деятельности, самостоятельность в принятии решений. Воспитывать у детей интерес к социально значимой ценности - семья.
Физическое развитие. Развивать фонематический слух ребёнка, общую моторику при выполнении физ. минутки и скоординированности выполнения движений с текстом.
Демонстрационный материал: иллюстрация семьи, две отдельные иллюстрации сестрёнки и братишки, опорные картинки со звуком [С] - [Ш] в середине слова, запись звуков природы. Ребус. Презентация «Путешествие в страну звуков».
Раздаточный материал. Предметные картинки, начинающиеся на звук [С] - [Ш].
Предварительная работа
1. Изучение лексических тем: «Моя семья, мой дом».
2. Знакомство с согласными звуками.
3. Постановка и автоматизация звуков [С], [Ш].
4. Разучивание на занятиях:
- динамическая пауза «Моя семья» - развитие тактильного восприятия, координации движений и речи.
- упражнение «Здравствуй» - развитие у детей коммуникативных навыков, инициативности поведения; умения регулировать силу голоса.
- упражнение «Внимательно слушай!» - развитие речевого дыхания, голоса;
Ход занятия
Ребята, я сейчас с вами поздороваюсь громко, а вы со мной – тихо. Обратите внимание, к нам пришли гости, поздоровайтесь с гостями громко, а они с вами тихо. Введение в тему:
Скажите, к какому одному слову относятся слова: мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка? Дети: К семье!
Правильно. Предлагаю совершить занимательное путешествие вместе дружной семьёй в занимательный город звуков. Согласны? Дети: Да!
1. Развитие слухового внимания, игра: «Внимательно слушай!». Но, чтобы попасть в город звуков, давайте закроем глазки и послушаем внимательно. Дети: (закрывают глаза и слушают). (Звучит пение птиц, журчание ручья, шум дождя, звуки грома).
Что вы услышали? /Дети называют/. Всё это звуки природы, а есть звуки речи. Посмотрите, куда мы попали? Это улица звуков. Красным цветом, какие звуки обозначаются? /Гласные/. А синим? /Твёрдые согласные/. А зелёным? /Мягкие согласные/. Сегодня наша задача научиться различать звуки «С» и «Ш». Послушайте про них стихотворения.
* * * Мне исполнилось шесть лет. Папа дал велосипед. На гвоздь шина налетела. И, конечно, засвистела: с – с – с … * * * Дедушка не подкачал. Заклеил шину, накачал. Насосом: ш – ш – ш …
/Характеристика звуков на таблице : «С», «Ш»/.
- Как свистела шина?
Дети: с-с-с-с
- Какой звук произносим?
Дети: звук [С]
Посмотрите на таблицу, как правильно нужно произносить звук [С].
Губы в улыбке, язычок за нижними зубами, воздушная струя холодная. (Дети произносят звук [С]). Звук согласный, глухой, бывает твердым и мягким.
- Как качал насос?
Дети: ш – ш - ш
- Какой звук произносим?
Дети: звук [Ш]
Посмотрите на таблицу, как правильно нужно произносить звук [Ш].
Дети: Губы «окошечком», язычок поднимается вверх и принимает форму чашечки, воздушная струя теплая. (Дети произносят звук [Ш])
Звук согласный, глухой, бывает только твердым.
Звукам понравилось, как вы их произносили, и они приготовили картинки. Звуки предложили определить, какие картинки начинаются на «С», а какие на «Ш»? Посмотрите на картинки.
2. Игра «День рождения». Звуки предлагает подарить картинки сестрёнке и братишке. Сес - с - …трёнке – звук «С», а братиш – ш …ке – звук «Ш».
3. Звуки предлагают нам поиграть в игру «Путаница». Надо навести порядок: закончить слово и поставить звуки на место.
Аш – аш – аш – сестре дайте карандас (ш)
Ас – ас – ас – папа дал нам ананаш (с).
Уш – уш – уш – льётся в ванной теплый дус (ш).
Ос – ос – ос – у бабушки поднош (с).
Иш – иш – иш – маленький малыс (ш).
Ус – ус – ус – у брата в школе глобуш (с).
Ос – ош – ос задал дедушка вопрош (с).
4. Динамическая пауза Моя семья.
«Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)
Размялись. Успокоим дыхание. Дыхательная гимнастика. Игра “Дышим носом” : поочерёдное вдыхание и выдыхание воздуха то правой, то левой ноздрёй.
5. Упражнение «Составь предложение». На доске опорные картинки. Звуки нам приготовили картинки, и попросили составить предложение с предлогом «С». Под ними буквами фиксируется наличие в словах звуков «С» и «Ш».
Папа достал мешок с капустой.
С Ш С С
6. Итог занятия. Нам пора возвращаться, но чтобы вернуться из страны звуков надо отгадать ребус. Дети отгадывают ребус «Детский сад». Занятие окончено.