Авилкина Людмила Игоревна
«Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды».
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:
-обедненный словарь;
-часто неверная конструкция предложений;
-неспособность связно и последовательно изложить события;
-дефекты произношения;
-сбивчивый темп речи.
Публикация «„Методы, приёмы, формы работы воспитателя по созданию в группах развивающей речевой среды“,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером, некоторые дети порой загружены различными «престижными» студиями, «школами развития». Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи.
Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.
Ребенок развивается в деятельности, его речь тоже развивается только в деятельности. Ребенок – самое трудолюбивое и деятельное существо на свете.
Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования.
Закономерности усвоения родной речи состоят в том, что речь усваивается интуитивно в процессе развития ряда способностей :
1. Способность заставить работать мускулатуру своих органов речи – артикулировать звуки речи, модулировать элементы интонации и слышать их.
2. Способность соотносить комплексы звуков и интонации с внеязыковой реальностью, т. е. пониамть их как смысловые элементы речи.
3. Способность соотносить смысловые элементы речи со своими чувствами, т. е. оценивать их.
4. Способность запоминать традицию сочетаемости смысловых и оценочных элементов речи в процессе общения, познания, речевой регуляции и планировании поведения человека.
Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов обучения речи. Для дошкольного периода развития речи характерны практические методы : метод имитации (подражание, метод упражнений, метод экспериментирования, метод игры (например, игра-инсценировка).
К словесным методам относят рассказ, беседу, дискуссию, работу с книгой, метод пересказа, метод рассказывания (сочинения).
Во взаимосвязи со словесными активно используются наглядные методы, подразделяющиеся на методы иллюстраций (показ иллюстративных пособий) и методы демонстраций (приборов, опытов, технических установок, кинофильмов).
Практические методы применяются в единстве со словесными и наглядными методами обучения. В результате они выполняют подготовительную работу : разъясняющие объяснения, показ иллюстраций, демонстрация действий, словесная оценка результатов в процессе текущего и итогового контроля, анализ и выводы на перспективу.
На открытом развлечении «Добрые сказки – наши друзья» мною были использованы наглядные, словесные и практические методы обучения.
Наглядные: сказочный герой Баба Яга, иллюстрации с изображением сказочных героев на экране, игрушки-животные.
Словесные: беседа на тему «Добро побеждает зло», стихи-загадки к сказкам, пословица «Мир не без добрых людей».
Практические: физминутка «Репка», танцевальная пауза «От улыбки», преодоление преград (шли по мостику через речку, перепрыгивали овраг, по кочкам преодолевали болото, артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривается обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, которая обеспечивает разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта ребенка.
С целью создания эффективной развивающей предметной среды в дошкольном учреждении во всех возрастных группах должны быть оформлены центры речевой активности.
1. Уголок для театральных игр.
2. Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
3. Книжный уголок.
4. Уголок сенсорно – моторного развития.
Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий : картотеки и пособия для проведения артикуляционной гимнастики, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.
Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, так же является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка, побуждение их к деятельности по общему и речевому развитию ребенка в семье осуществляется через:
• оформление информационного стенда для родителей о возрастных особенностях детей в холле ДОУ и в приемных групп;
• консультации и индивидуальные беседы с родителями: “Роль родителей в речевом развитии дошкольника”, “Влияние речевых нарушений на формирование личности ребенка” и другие;
• консультирование родителей детей с проблемами в речевом развитии;
• практикумы для родителей-показ артикуляционных упражнений для произношения определенных звуков, игры и упражнения на закрепление пройденного материала.
• проведение родительских собраний;
• совместное приобретение и изготовление игр и пособий по развитию речи и т. д.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития.
Образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных частей - организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком.
Таким образом, создание оптимальных условий для речевого развития в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка.